Алена Моргуновская, Юлия Силина, корреспонденты журнала «Крылья Родины». Сиворицы – спортивный аэродром с богатой военной историей
Есть в Ленинградской области недалеко от Гатчины аэродром Сиворицы. Сейчас это площадка ДОСААФ, здесь осуществляются прыжки с парашютами, выполняют полеты планера и самолеты малой авиации.
На аэродроме можно пройти курс обучения по программе AFF и самостоятельно совершить прыжок с парашютом-«крылом», можно прыгнуть с инструктором или освоить парашютный спорт – как с «крылом», так и с купольными парашютами. Для прыжков тут, как и на многих аэродромах ДОСААФ, используют самолеты Ан-2. Но недавно, как говорят, пригнали и L-410 из Москвы, так что самолетов у парашютистов в Сиворицах стало больше.
Помимо этого, на аэродроме есть несколько частных ангаров, один из которых особенно интересен – там сейчас строится по чертежам столетней давности самолет Блерио XI! Причем эта машина планируется не просто как макет – прадедушка авиации будет подниматься в воздух. Занимается этим проектом руководитель Гатчинского музея истории военной авиации Анатолий Геннадьевич Панёв, а его ангар в Сиворицах – почти филиал гатчинского музея. Впрочем, не только – Анатолий Геннадьевич летает и сам, занимается парапланеризмом.
Рядом с его ангаром – еще один, там прячется Як-18Т, один из легендарных советских самолетов, многие из которых на крыле по сей день, и служат как для учебных, так и для прогулочных и пилотажных полетов.
Вообще, Гатчине и ее окрестностям повезло – здесь городские власти поддерживают авиацию, и не прост так. Во-первых, именно на гатчинской земле находилась первая в России школа военных летчиков, отсюда берет свое начало история ВВС – и тут помнят об этом. А во-вторых, Гатчине повезло и с одним из мэров – Станислав Семенович Богданов, возглавлявший этот город в течение нескольких лет, и сам летал.
В Сиворицах, сохранивших связь с ДОСААФ, ведется работа с военно-учетными специальностями, подготовка парашютистов в рамках весеннего и осеннего призывов. Эта подготовка бесплатна для ребят, как и для тех, кто приходит в Школу юных пилотов планерной и парашютной школ.
Но Сиворицы – это не только история современной малой авиации. Это богатая история военного аэродрома – и связь его с войной протянулась из времен Великой Отечественной до наших дней. У входа на аэродром встречает памятник прежнему его руководителю, Канамату Хусеевичу Боташеву. Генерал-майор Боташев – Герой России. А погиб он, сражаясь в зоне специальной военной операции в 2022 году, куда ушел добровольно уже будучи ветераном ВВС. На момент гибели Канамату Хусеевичу было 63 года. Памятник Боташеву поставили рядом с самолетом-памятником Як-52, на борту которого красуется надпись: «За нашу Советскую Родину!» - и за Родину этот летчик шел до конца…
А началась история аэродрома в далекие годы Великой Отечественной войны.
Аэродром, получивший название по ближайшему селу Сиворицы (сейчас оно носит название Никольское) был построен в 1940 году Военно-строительным управлением Ленинградского военного округа для истребительной авиации РККА. Здесь базировались 37 самолетов МиГ-3.
В начале войны аэродром был захвачен, как и сама Гатчина, на нем базировались немецкие лётчики 54-й истребительной эскадры люфтваффе. В числе стоявших тут самолетов – Bf-109, больше известные как Мессершмит (Ме)-109 и ФокеВульф (FW) 190.
В 1944 году аэродром отбили, но в ходе боев значительно повредили лётное поле, которое восстанавливали бойцы 35-го отдельного инженерного-аэродромного батальона.
В послевоенные годы аэродром решили расширить, его полоса была увеличена до нынешних размеров в 1953 году. Постепенно с развитием авиации небольшой аэродром с грунтовой полосой терял значимость в качестве военного, хотя увидеть на нем следы старых капониров можно и сейчас.
В 1980-е годы аэродром окончательно перешел в статус спортивного в системе ДОСААФ СССР. Гатчинский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ парашютно-планерного профиля был создан решением Бюро президиума Центрального комитета ДОСААФ СССР 15 мая 1987 года и открыт 1 июля того же года. В 1988 году, по согласованию с командованием 76-й Воздушной Армии, клуб начал свое базирование и авиационную деятельность на полевом аэродроме Сиворицы, расположенном вблизи поселка Никольское Гатчинского района Ленинградской области.
В 1991 году клуб получил наименование Гатчинский авиационно-спортивный клуб РОСТО. С 2011 года клуб был переименован в НОУН и ДПО "Гатчинский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России", а с января 2016 года переименован в ПОУ "Гатчинский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России".
В наши дни АСК Сиворицы, начавший тут свою работу в 2018 году, продолжает традиции подготовки спортсменов-парашютистов и планеристов, сохраняя проверенную десятилетиями школу подготовки.