Авиация Общего Назначения

Алена Моргуновская, Юлия Силина, корреспонденты журнала «Крылья Родины». Специалисты ОКБ «Дельфин» показали новый самолёт своей разработки, Дельфин-10М и рассказали об этой новинке опытного КБ

Корреспонденты журнала «Крылья Родины» побывали в Кронштадте на аэродроме Бычье поле – площадке, где с конца 60-х годов прошлого века работает опытное конструкторское бюро «Дельфин», создатели одноимённых самолётов.

Специалисты ОКБ «Дельфин» показали новый самолёт своей разработки, Дельфин-10М и рассказали об этой новинке опытного КБ.

Создан был этот самолёт в 2016 году, и является полностью российским воздушным судном – не только его разработка и производство велись в нашей стране, но и на борту у него используется российская авионика, в будущем планируется и установка отечественного двигателя мощностью 200л.с. Самолёт предназначен как для первоначального обучения, так и освоения навыков спортивного пилотирования. Его возможности позволяют выполнять весь комплекс фигур сложного пилотажа, при этом инструктор может полностью контролировать действия курсанта благодаря тому, что управление в передней и задней кабине дублировано. Лёгкий цельнометаллический самолёт, имеет хороший отклик, мягко входит в фигуру и выходит из неё, обеспечивая возможность комфортного обучения и тренировок. Тренировки на Дельфин-10 могут стать как основой пути будущего лётчика-спортсмена, так и первым шагом для тех, кто мечтает связать свою жизнь с карьерой военного лётчика – расположение мест друг за другом, выбранное в этом самолёте, как раз соответствует тому, как ведётся подготовка военлётов.

Дельфин-10 имеет небольшой разбег и пробег – для его взлёта более чем достаточно короткой, всего 500 метров, полосы аэродрома Бычье поле в Кронштадте. Даже при выполнении касания не у самого начала полосы снизить скорость самолёт успевает с большим запасом до ее окончания.

Лётные характеристики самолёта впечатляют – и кое в чем превосходят разрешенные для эксплуатации по закону параметры. Так, работать на таком самолете можно с любыми кренами.

Использовать Дельфин-10 можно и для прогулочных полётов – у него хороший обзор, а положение пассажира в передней кабине делает полет еще более эффектным и интересным, в то время как инструктор может полноценно управлять самолетом из задней кабины.

Есть у ОКБ «Дельфин» и другие самолёты, в том числе рассчитанные на первоначальную подготовку тех, кто в дальнейшем планирует пойти по пути гражданского пилота – для такой подготовки лучше подходит «Дельфин-2» и «Дельфин-3»в котором места курсанта и инструктора расположены рядом друг с другом, точно так же, как это бывает и в кабинах авиалайнеров и ближнемагистральных самолётов.

Началась же история КБ с самолета «Оса», который был построен в далеком 1967 году! ОКБ, первоначально носившее название «Кронштадт», состояло из конструкторов-энтузиастов, летавших в планером клубе на Бычье поле. Они своими силами разработали первый в советской стране самолёт, относящийся к малой авиации. Второй работой опытного конструкторского бюро стал самолет Дельфин-1, который впоследствии и дал имя этому КБ энтузиастов.

Позднее на территории аэродрома Бычье поле был создан одноименный аэроклуб Дельфин, продолжающий свою работу и по сей день. Работа аэроклуба – уникальная во многом возможность для петербургских школьников и студентов сделать шаг в мир авиации. Руководство клуба предлагает парням и девушкам возможность участвовать в деятельности аэроклуба, работать на аэродроме – получая за это возможность осваивать самолёты аэроклуба. Полеты на «Дельфинах» становятся для членов аэроклуба постоянной практикой, так что за два-три года при постоянном посещении они получают возможность пройти полноценную начальную летную подготовку. Такая возможность – огромный вклад в судьбы тех, кто, возможно, влюблен в небо, но не имеет возможности обучаться в коммерческих учебных центрах. Кроме того, работа и жизнь на аэродроме - бесценный опыт, возможность перенять не только летные, но и другие авиационные навыки руководителей аэроклуба, в том числе и конструкторов самолетов, на которых учатся летать члены клуба.