Авиация Общего Назначения

Федор Пущин, Руководитель поискового отряда «Бумеранг-ДОСААФ» г. Наро-Фоминск, специалист Центра современной истории; научный сотрудник Наро-Фоминского историко-краеведческого музея. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕТЧИКА ПОТАПОВА

Еще один прекрасный пример отличного взаимодействия властей и поисковиков в рамках работ по сохранению исторической памяти защитников нашей Родины!

Как мы уже сообщали ранее, в мае этого года наконец была раскрыта тайна имени на могиле "неизвестного летчика" в деревне Ожигово (Новофёдоровское поселения в г. Москве, ТиНАО). Памятный знак был установлен в 1965 году, место захоронения указано местными жителями-очевидцами гибели самолета и все это время имя героя оставалось неизвестным.

Спустя 81 год, благодаря неравнодушным поисковикам недалеко от памятного знака были обнаружены номерные детали самолета МиГ-3, по которым удалось узнать подробности воздушного боя и имя летчика. Им оказался старший лейтенант 34 ИАП 6 ИАК ПВО Потапов Александр Николаевич, который не вернулся с боевого задания 2 декабря 1941 года в районе Наро-Фоминска.

Встал вопрос об увековечении имени защитника неба Москвы на месте его захоронения, внесении его имени в Книги Памяти, поиске родственников и остальных процедурах в рамках исполнения Закона РФ "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".
Родственников, пусть и дальних, удалось найти и сообщить им эту новость. Началась работа по сбору и оформлению всех необходимых документов. Администрация Новофедоровского поселения очень адекватно отреагировала на наше сообщение об установлении имени "неизвестного" летчика. Но в одном из писем мы получили информацию, что останки Сталинского сокола были перенесены из захоронения в Ожигово в братскую могилу в Зосимовой Пустыни Перенос делал Наро-Фоминский РВК в конце 80-х годов, протоколов эксгумации и перезахоронения не сохранилось. Нам предложили увековечить имя летчика Потапова в Зосимовой Пустыни.

Но опыт поисковой работы подсказывал нам, что все нужно проверять. Дело в том, что в 90-х и 2000-х годах в этом районе действительно переносились одиночные захоронения, даже мы принимали в этом участие. Но... Как показывает практика, переносы не всегда осуществлялись добросовестно. Во вторых, не факт, что памятник был поставлен именно на месте захоронения местными жителями останков. Ну и как показывает практика, действительно, места падения самолетов и места захоронения летчиков не всегда могут находиться в одном месте. По этой причине мы попросили разрешения у Администрации Новофедоровского поселения на проведение дополнительных поисковых исследований возле обелиска для поиска останков пилота, а также вскрытии первичного места захоронения для подтверждения наличия/отсутствия в ней останков.

И вот, 30 июля сводная команда поисковиков и авиаспециалистов из поисковых отрядов "Бумеранг-ДОСААФ", "Военная археология", "Нарский рубеж" и военно-исторического клуба "Скирмановские высоты" собрались в Ожигово, что бы поставить точку в спорном вопросе.
Сначала были еще раз обследованы площади, где до этого находили наибольшее количество фрагментов самолета МиГ-3 Потапова. Затем решили обследовать площадь вокруг памятного знака. Здесь на глубине около 20-30 см были обнаружены фрагменты черепа, нижняя челюсть, части таза, ребра, кости предплечья. Среди останков были найдены ремешки и фрагменты кожи с летного шлема.

Далее, имея разрешение на вскрытие "эксгумированной" могилы, мы провели зондаж щупами и заложили шурф у основания памятника. На глубине 50 см нас ждал "сюрприз". Бедренные и берцовые кости. На правой ноге был зафиксирован перелом берцовой кости у основания, ступня оторвана. Также в раскопе были найдены остатки левого унта-зимней обуви, часто используемой нашими лётчиками. Вырисовывается следующая картина: в 1965 году очевидцы событий 1941 года верно указали место погребения летчика, которого они захоронили, но останки так и не были эксгумированы. При создании же бетонного основания обелиска, рабочие могли наткнуться на нижнюю часть скелета, закопав ее у основания памятника.

Таким образом, мы доказали, что переноса останков летчика Потапова не было в 80-90х годах, торжественное захоронение в 1965 году также не имело место быть. Теперь перед нами и Администрацией поставлена новая задача - провести торжественно-траурную церемонию перезахоронения останков старшего лейтенанта Потапова со всеми воинскими и духовными почестями на месте его гибели у обелиска ""Неизвестному летчику" в Ожигово, о чем в данный момент ведутся переговоры и подготавливается необходимая документация. Останки сейчас находятся на антропологической экспертизе.

P.S.: Память летчика Александра Потапова мы все таки увековечили временной табличной, пусть местные жители и те, кто посещают этот обелиск знают имя героя!

Огромная благодарность всем, кто принимает активное участие в этом проекте по возвращению из последнего полета старшего лейтенанта 34 ИАП 6 ИАК ПВО Потапова Александра Николаевича :
Игорь Глинский (ПВК "Скирмановские высоты", Борис Давыдов (историк авиации), Петр и Тимофей Курдовы (местные жители), Федор Пущин (ПО "Бумеранг-ДОСААФ", руководитель Московского областного отделения МОО "Военная археология", Максим Новиков (ПО "Нарский рубеж"), Администрации Новофедоровского поселения ТиНАО.

#ПоисковикиРФ #ПоискРФ #ввсркка #судьбасолдата #небородины #ПоисковикиМО #вещипомнятвойну #поисковики777 #нарофоминск