Авиация Общего Назначения

Г.Д. Аралов, обозреватель «КР», к.т.н. Авиационный музей в Праге

В начале августа этого года мне довелось побывать в Праге. Город произвел прекрасное впечатление и оставил яркие воспоминания. Но пожалуй, самое яркое впечатление на меня, как на авиационного журналиста, произвел музей авиации.

Авиационный музей Kbely был основан в 1968 году на месте старого военного аэродрома Praha-Kbely, - первой авиабазе страны, созданной после образования Чехословакии в 1918 году. Экспонаты музея размещаются в уникальных исторических ангарах, оставшихся после Первой мировой войны, а также построенных в послевоенный период. Благодаря размерам и качеству коллекции этот музей стал одним из самых больших музеев этого типа в Европе. В настоящее время коллекция музея насчитывает около 300 самолетов от времен Первой мировой войны до наших дней. Половина этого парка экспонируется и 10 из них годны для полетов в воздухе. Многие из самолетов являются уникальными даже в мировом формате. В 2010 году разработан проект расширения музея Kbely за счет добавления площадей в торгово-развлекательном центре Letnany в Праге. Ожидается, что проект будет реализован в ближайшем будущем. Это увеличит вдвое территорию музея под крышей, и позволит разместить в крытых ангарах исторические экспонаты, созданные в 1921-1941 гг.

Вход в музей венчает установленный на пьедестале как бы взлетающий истребитель МиГ-21, за ним открывается вид на двухступенчатую советскую ракету ПВО С-75 и огромную зенитную пушку калибром 130 мм. Ракета C-75 стояла на вооружении чехословацких вооруженных сил с 1959 по 2004 гг. Экспонаты музея размещены в крытых ангарах в исторической последовательности: самолеты чехословацких ВВС за период 1918-1924 гг. , 1925-1938 гг., затем следует ангар, посвященный Второй мировой войне 1939-1945 гг., и ангар, в котором разместились реактивные военные самолеты первого поколения. На площадке перед ангарами выстроились самолеты чехословацких ВВС за период 1945-1990 гг., преимущественно советского производства и транспортные самолеты. Экспозицию завершает магазин сувениров и подарков с авиационной символикой.

Характерно, что многие самолеты показаны в окружении манекенов пилотов, техников, обслуживающего персонала, которые как бы готовят машину в полет, снаряжают боекомплект и т.д. Все эти сценки радуют глаз, оживляют выставку, придают ей красочный вид.

В музее немало удивительных экспонатов, демонстрирующих развитие авиационного вооружения. Например, представлена первая управляемая крылатая бомба, разработанная д-ром Крамером из компании «Рурсталь». Она была создана на базе прототипа Fritz PC-1400 и управлялась джойстиком по радиосигналам с помощью системы наведения Kehl-Stassburg FuG 203/230. Бомба подвешивалась к самолетам Do 217 или He 177, оснащенных соответствующим оборудованием. С апреля 1943 г. по октябрь 1944 г. было изготовлено 1386 таких бомб. По окончании Второй мировой войны эта бомба испытывалась в чехословацких ВВС. Размах крыла бомбы 1,35 м, длина 3,26 м вес 1570 кг.

К таким же экспонатам, опередившим свое время, относится и реактивный истребитель Messerschmitt Me 262B-1 Schwalbe. Между декабрем 1943 г. и февралем 1944 г. было выпущено 23 предсерийных Ме 262-0. В июле 1944 г. был принят план серийного производства Ме-262А-1. Для обучения экипажей была создана двухместная модификация Ме-262В 1а. Во время оккупации Чехословакии нацистами в производстве агрегатов истребителя Ме-262 принимала участие чешская компания Avia, которая была основана в 1919 как производитель самолетов и силовых агрегатов. На некоторых других предприятиях производились компоненты реактивных двигателей Jumo 004. Однако эффективное использование нового чудо-оружия было ограничено неясной концепцией его тактического применения, нехваткой топлива и существенным превосходством авиации союзников.

В заключение хотелось бы сказать, что в части авиационных музеев нам есть чему поучиться у чехов. Тщательно ухоженные и прекрасно сохранившиеся экспонаты музея дают наглядное представление о развитии не только чешской, но и мировой авиации.