Авиация Общего Назначения

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. «Элка» на МАКС 2013

На открытой стоянке МАКС 2013, неподалеку от павильона D9 раскинул крылья ярко раскрашенный двухмоторный турбовинтовой самолет Л-410 УВП – Е20, предназначенный для региональных перевозок. Самолет рассчитан на перевозку 19 пассажиров на максимальную дальность полета (МСА, запас на 45 минут) 1520 км. Базовая модель самолета Л-410, получившая у авиаторов прозвище «элка», хорошо известна в России, где она эксплуатируется в различных авиакомпаниях от Камчатки до Архангельска. На МАКС 2013 фирма-производитель выставила самолет Л-410 УВП-Е20 авиакомпании «Комиавиатранс» с компоновкой в трех опциях: парашютной, санитарной и пассажирской, расположенных в одном салоне. В этом году активными эксплуатантами Л-410 стали Оренбуржье и Комиавиатранс. Несколько Л-410 летает в Поволжье.

Представитель завода-изготовителя в России Сергей Мартынов в беседе с нашим корреспондентом рассказал о состоянии производства и спросе на Л-410. По его словам, поставки этого самолета на Россию и другие страны с каждым годом увеличиваются. Всего за три последних года продали 44 самолета, из них 32 в Россию. На этой неделе завершена сделка по выкупу пакета акций предприятия российской компанией УГМК (Уральская горно-металлургическая компания), которая теперь является 100%-ным владельцем завода Aircraft Industries, a.s., (Куновице, Чешская Республика). В ближайших планах завода- расширение производства и объема продаж. Сейчас завод поставляет Россию новый модифицированный самолет Л-410 УВП-Е20, который по сравнению с базовой моделью имеет ряд преимуществ. Это оценили заказчики самолета, - в период 2009-2011 гг. а в Россию и СНГ было поставлено 22 самолета. На 2014 год планируется поставить в Россию 18 самолетов.

Важной вехой в развитии Л-410 стало его оснащение двигателями Н80 мощностью 800 л.с. производства компании GE Aviation, Business & General Aviation Turboprops, являющейся дочерним подразделением General Electric. Этот двигатель сертифицирован FAA в США, EASA в Европе и АР МАК в России. Установка этих двигателей вместо М601 на самолеты Л-410 УВП-Е20 позволит уменьшить взлетную дистанцию (высота препятствия 10,7 м) с 565 до 503 м, увеличить максимальную дальность полета с 1400 до 1520 км, максимальную скорость полета с 386 до 405 км/час, удельный расход топлива уменьшить с 44 до 42 г/пасс.км. При этом эксплуатационные расходы уменьшатся на 7%. В начале сентября самолет с двигателями Н80 компании GE Aviation поступит на эксплуатацию в Хабаровск, а затем и в другие города России. К концу 2013 года будет завершена сборка новой модификации NG (next generation). С начала 2014 года начнутся ее летные испытания и сертификация по нормам EASA, по завершении которой намечена сертификация АР МАК. Стоимость нового самолета не будет намного выше предшественника. Конкурент Л-410 – канадский Twin Otter, но его цена в 1,4 раза выше, а по характеристикам он «элку» ни в чем не превосходит. Единственное его преимущество – способность менять колеса шасси на лыжи и поплавки, но это свойство - для специфических заказчиков.

Что касается эксплуатации самолетов Л-410 в России, можно привести только положительные отзывы. Благодаря прочному, надежному шасси самолет может приземляться на грунтовые и плохо подготовленные аэродромы с минимальной прочностью грунта 6 кг/см2 . Три самолета авиакомпании из Оренбуржья поставили своеобразный мировой рекорд по налету, общий месячный налет всех трех самолетов в 2012 году составил 600 часов, т.е. 200 часов на самолет, а это практически по семь часов в день. Для сравнения, как прозвучало на МАКСе, 9-местиный самолет Cessna 208 Caravan авиакомпании «Татарстан» налетывает в среднем 80 часов в месяц. В эксплуатации не отмечено авиационных происшествий и отказов двигателя в полете. Нет перебоев с поставкой запасных частей и оригинальных комплектующих. Для выполнения сложных форм технического обслуживания (ТО) нет нужды гонять самолет на ремонтные заводы и за границу. ТО самолета Л-410 выгодно отличается от других типов тем, что закупив необходимое оборудование, стоимость которого составляет 3-4 % от стоимости воздушного судна, эксплуатанты могут выполнять его своими силами. Как правило, технический состав эксплуатирующей организации может самостоятельно выполнить все формы ТО, включая самые трудоемкие, не прибегая к аутсорсингу и помощи центров компетенции. Конечно, при этом персонал проходит специальное обучение. Для обслуживания двигателей М601 и серии Н80 в Нижнем Новгороде на базе Нижегородского авиационного завода «Сокол» создан авторизованный сервисный центр компании General Electric Aviation. Центр имеет возможность использовать летно-испытательный комплекс и аэродром завода «Сокол» с ВПП длиной 3000 м. Таким образом, все указывает на динамичное развитие чешско-российского сотрудничества в области продвижения самолетов Л-410 УВП-Е20 на российский рынок, остро нуждающийся в самолетах регионального назначения. По мнению фирмы-разработчика, самолет Л-410 УВП – Е20 является идеальным решением для безопасной, экономически выгодной, комфортной и надежной транспортировки пассажиров и грузов на короткие средние дистанции.