Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. VIII Международный навигационный Форум
23-24 апреля в Москве, в ЦВК «Экспоцентр» проходил VIII Международный навигационный Форум. Параллельно с ним шла 6-я международная специализированная международная специализированная выставка
«НАВИТЕХ 2014» - навигационные системы, технологии и услуги. Эти мероприятия стали центральным событием года в России в области коммерческого использования спутниковых навигационных технологий и, прежде всего, российской навигационной системы ГЛОНАСС. Организатором форума выступила некоммерческая организация «Ассоциация ГЛОНАСС/ГНСС- Форум», организатором выставки – ЦВК «Экспоцентр», оператор Форума –компания «Профессиональные конференции», стратегический партнер – федеральный сетевой оператор НП «ГЛОНАСС», спонсор – SK Сколково.
В Форуме приняли участие более тысячи делегатов из 20 стран мира, среди которых США, Индия, Китай, страны Таможенного Союза и СНГ и др. В мероприятии приняли участие члены Правительства Российской Федерации, руководители министерств и ведомств, представители государственных институтов развития, операторов мобильной связи, производителей навигационного и автомобильного оборудования, сервис-провайдеры и главы крупных международных компаний.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, обращаясь с приветственным словом к участникам Форума, заявил, что новая бортовая аппаратура, которая поможет улучшить сигнал ГЛОНАСС, уже разработана. При этом он подчеркнул, что точность навигационных данных, по сравнению с американской GPS, находится на достаточно высоком уровне. "Уже разработана новая бортовая аппаратура, которая поможет улучшить сигнал в два раза", — объявил он. Это позволит увеличить точность навигационных данных, которая и без того находится на весьма высоком уровне, если сравнивать с американской GPS.
Сам факт развития собственной навигационной системы, по мнению Рогозина, характеризует Россию как высокотехнологичную державу.
Ключевым направлением спутниковых технологий российские власти считают не гражданское использование, а обеспечение безопасности государства.
Выступая на пленарном заседании президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко сказал, что сейчас только две страны в мире: Россия и США, - развернули глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS. 15 апреля 2014 г. в состав орбитальной группировки введен космический аппарат Глонасс-М, выведенный на орбиту 24 марта 2014 г. Сейчас в составе группировки находится 28 космических аппаратов и орбитальная космическая группировка ГЛОНАСС развернута полностью. Точность определения местоположения объектов у ГЛОНАСС составляет 2,9 метра, у GPS – 1,8 метра. Сейчас активно развиваются все три составляющие системы: космическая группировка, наземный сегмент и аппаратура потребителей. Следующий запуск аппарата Глонасс-М планируется на 14 июня с космодрома Плесецк. Продолжится запуск космических аппаратов серии «Луч», которые создаются в соответствии с Федеральной космической программой России (ФКП) на 2006-2015 годы и предназначены для двухстороннего обмена информацией между наземными приемо-передающими пунктами и низколетящими космическими аппаратами. В состоянии разработки находятся ГНСС Китая, Японии, Индии, Евросоюз.
В выступлениях участников Форума было отмечено неудовлетворительное состояние производства отечественной электронно -компонетной базы. Сейчас 80% комплектующих при производстве навигационной аппаратуры потребителей – зарубежного производства. В России производятся далеко не первостепенные элементы, но ситуация начинает сдвигаться с места. Группа компаний «Микрон» недавно овладела технологическим процессом в 65 нм. Но для изготовления носимых гаджетов и применения в них навигационных модулей нужны техпроцессы в 45 нм и ниже, но рынок ушел далеко вперед и занять там свою нишу будет крайне сложно. Если бы удалось решить вопрос с производством кристаллов микроэлектроники, Россия могла бы отказаться от услуг Тайваня, Германии, Кореи. В сегодняшних условиях это тем более необходимо, поскольку неизвестно какие еще вызовы произойдут в мире в связи с последними событиями. В ином случае у России – очень ограниченные возможности по продвижению ГЛОНАСС и на внутреннем рынке, и за рубежом.