Авиация Общего Назначения

И.Н. Егоров, фотокорреспондент журнала «КР». Фестиваль "Крылья Пармы"

Ежегодно в восьмой раз подряд в крайние выходные июня военный аэродром «Сокол» открывает свои двери для авиационного фестиваля «Крылья Пармы».

Стало доброй традицией на фестивале присваивать имена строевым машинам. В этом году истребителю МиГ-31 было присвоено имя Героя Советского Союза Николая Иванова - участника Великой Отечественной войны. Летчик совершил 371 боевой вылет на штурмовике ИЛ-2, больше известном, как «черная смерть». Звание героя Николай Иванов получил в феврале 1945 года.

В торжественном открытии именного боевого самолета приняли участие:

- Игорь Викторович Вотинцев – заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации;

- Игорь Алексеевич Гладнев – министр Культуры Пермского края;

- Нияз Мирзоев – полковник, командир «Авиабазы Сокол»;

Работы по подготовке строевой машины к присвоению имени героя были выполнены волонтерами Авиационно-Спортивного Клуба «Альбатрос Аэро».

Первыми гостями пермского неба стала пара военных вертолетов Ми-8 из Йошкар-Олы. Боевые машины сделали несколько кругов над зрителями. После них в небо поднялся самолет военно-транспортной авиации Ан-26.

Активное участие в летной программе в этом году приняли участники Уфимского авиацентра - два самолета Savanna, Aeropract, Roland. Открыл выступление Сергей Минигулов, председатель ДОСААФ Башкирии.

Летную программу комментировал Николай Анисимов, известный широкому кругу любителей авиации, как автор и исполнитель песен о летчиках, самолетах и небе. Под занавес мероприятия Николай Анисимов дал концерт, на котором любители авиации и военные летчики смогли услышать полюбившиеся песни в живом исполнении автора.

Среди гостей фестиваля были и Артур Саркисян - знаменитый летчик, который после окончания военной карьеры стал фотографом и видео-оператором, создателем уникального оборудования и техник съемки в небе. Можно сказать, именно его глазами мы видим то что происходит во время выступления пилотажных групп. Так в прошлом году на фестивале "Крылья Пармы" зрителям на большом экране велась трансляция в режиме реального времени с камер, установленных на самолетах МиГ-29 АГВП "Стрижи".

Так же гостей мероприятия во время прямого включения поздравили с началом фестиваля космонавты МКС Олег Скрипочка, Юрий Маленченко и Алексей Овчинин, так же они отметили важную роль Перми в авиастроительной отрасли.

На статической экспозиции зрители могли посмотреть и побывать в салоне советского лайнера Ту-134, увидеть Як-40, и конечно гвоздем статической экспозиции стал МиГ-31 (первый советский боевой самолёт четвёртого поколения, двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия).

Отдельно стоит отметить заботу организаторов о детях, для которых был устроен свой мини фестиваль «Крылышки Пармы», в рамках которого было проведено множество конкурсов и развлечений, с розыгрышем памятных призов. Особой радостью для них стала возможность по окончанию полетов посидеть в кабине МиГ-31, да и просто побывать на фюзеляже этого красивого и мощного самолета, который стоит на страже мирного неба.

В этом году «Крылья Пармы» приобрели новых партнеров – баскетбольный клуб «ПАРМА», который устроил прямо на военном аэродроме импровизированную баскетбольную площадку. Спортсмены провели дружеский матч с летчиками 764 ИАП «СОКОЛ». Победила дружба!

После легкомоторной авиации гости фестиваля прочувствовали на себе мощь военного истребителя: МиГ-31 включил двигатели и проехал мимо зрителей по взлетной полосе.

Кстати на самолете установлены двигатели Д-30Ф6 — турбореактивные, двухконтурные, двухвальные, с общей форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым соплом, которые произведены на заводе ОАО «Пермские моторы» (ОКБ-19). Перед проходной завода на аллее там, где находится памятник самолету МиГ-31, установлены бюсты и его создателям, в том числе Павлу Александровичу Осипову.

П.А. Осипов в 1948 году был назначен заместителем главного конструктора, в 1953 году — главным конструктором ОКБ-19, а в 1981 году — генеральным конструктором.

В 1960 году под руководством Соловьёва был разработан двигатель Д-20П для самолёта Ту-124, ставший первым в СССР двухконтурным турбореактивным двигателем. В последующие годы в КБ Соловьёва были разработан ряд двигателей для Ту-134, Ми-10, Ил-76, Ту-154, МиГ-31.

Хотим выразить огромную благодарность организаторам фестиваля за организацию авиационного праздника и возможность побывать на военном аэродроме «Сокол».