Авиация Общего Назначения

И.Н. Егоров, фотокорреспондент журнала «КР»

Солнечным весенним утром в воскресенье 27 марта мы направились на подмосковный аэродром Ступино, для того что бы прикоснуться к истории и увидеть единственный в России экземпляр УТИ МиГ-15, который был восстановлен до лётного состояния в Вязьме и эффектно летал на праздновании 100-летия Российских ВВС в Жуковском в 2012 году.

Именно на таком самолете ровно 48 лет назад отправился в последний полет первый космонавт Юрий Гагарин и его летный наставник Сергей Серегин.

Кроме фотографий этого уникального самолета и пилотажа учебно-тренировочных L-29 и L-39 и Як-18, которым нас порадовали пилоты аэродрома, предлагаем Вам приоткрыть для себя завесу тайны гибели первого космонавта в статье нашего корреспондента А. Николаева.

А Гагарина зря обидели

Весенним утром 27 марта 1968 года произошла страшная авиационная катастрофа реактивного учебно-тренировочного самолета УТИ МиГ-15. В пилотской кабине разлетевшегося при ударе на мелкие фрагменты МиГа находились первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин и его инструктор, военный летчик-испытатель многоопытный Владимир Сергеевич Серегин.

Черную воронку от взрыва и разбросанные мельчайшие кусочки самолета на весеннем талом снегу случайно обнаружили с борта пролетавшего вертолета Ми-4, в трех километрах от деревни Новоселово Владимирской области. Вертолетчикам не хотелось верить своим глазам, они действительно обнаружили обломки самолета всеми любимого Юрия Гагарина...

Всколыхнувшее всю страну и мир трагическое событие высветило истинное положение дел в советской военной авиации и отношение высоких партийных и должностных лиц к своим прямым обязанностям.

В силу различных объективных и не совсем объективных причин мы до сих пор не знаем всей правды об этой катастрофе, а также и должностных лиц, виновных в гибели лучших людей страны.

Что же случилось на высоте 4200?

На 11-й минуте полета, после выполнения довольно простого упражнения, Юрий Гагарин запросил у руководителя полетов разрешения на разворот в сторону аэродрома взлета - «Чкаловский». Судя по временному интервалу между последними докладами Юрия Гагарина, инструктор Владимир Серегин сократил полетное задание в пилотажной зоне номер 20, - как сейчас мы можем предположить, из-за постепенного ухудшения погоды. Но это только догадка. А еще через минуту УТИ МиГ-15 разбился в дремучем лесу.

Основная проблема, которая встала на пути участников аварийной комиссии и мешала узнать истинную причину катастрофы Гагарина, была в том, что на «стареньком» УТИ МиГ-15 с бортовым номером «18» (самолет 1956 года выпуска, прошедший два капитальных ремонта) не было системы автоматической регистрации параметров полета - «черного ящика». Мало того, организаторы и исполнители полетов пытались выгородить себя и многие «мелочи» недоговаривали.

Момент катастрофы, с точностью до нескольких секунд, удалось установить специалистам по отпечаткам стрелок на циферблатах и остатках заклинивших механизмов бортовых и наручных часов экипажа, которые были найдены в районе падения.

Летчики и инженеры, принимавшие участие в расследовании катастрофы, установили, что самолет потерял управляемость, сорвался в штопор, пробил облачность и рухнул в лес, затратив на это чуть меньше одной минуты. Потеря управляемости возникла внезапно на штатном и спокойном режиме полета, об этом свидетельствует анализ радиообмена. Ситуация с потерей управляемости развивалась мгновенно и усугублялась плохими погодными условиями. Юрий Гагарин, пилотирующий самолет в передней кабине, не успел выйти в радиоэфир и доложить руководителю полетов о быстроразвивающейся нештатной ситуации в воздухе или подать сигнал бедствия. Попыток катапультироваться никто из пилотов УТИ МиГ-15 не предпринимал. Об этом свидетельствуют обнаруженные на месте падения фрагменты механизмов систем аварийного спасения экипажа. Все системы находились в момент столкновения с землей в исходном положении.

Судя по биохимическим анализам, в крови обоих летчиков было зафиксировано отсутствие адреналина, этилового и метилового алкоголя. Содержание в мышечных тканях углеводов, гликогена и молочной кислоты было в пределах нормы. Юрий Гагарин и Владимир Серегин не успели даже испугаться перед ударом о землю (время вырабатывания организмом адреналина - примерно несколько секунд). При этом экипаж МиГа в момент столкновения с землей находился в работоспособном состоянии. Об этом свидетельствуют и кровавые отпечатки рук и ног на боковых пультах и органах управления (оба летчика находились в рабочих позах). Самолету не хватило несколько сотен метров, чтобы перейти в горизонтальный полет. Гагарин и Серегин сумели приостановить беспорядочное вращение и скольжение МиГа и с огромными перегрузками продолжали активно бороться за самолет до столкновения с землей...

Почему экипаж МиГа не катапультировался?

Этот вопрос возникает у всех, кто имел доступ к материалам расследования или знал подробности катастрофы. Совершенно исправный самолет беспорядочно падал с высоты нескольких километров над глухим лесом. Половину минуты Гагарин и Серегин штопорили в плотной облачности 8-10 баллов и выводили неуправляемый МиГ по приборам, не видя надвигающейся земли. А затем неожиданно из разрывов нижнего края облачности прямо по курсу вырос лес, который и принял в свои объятья отвесно пикирующий со скоростью 200 метров в секунду истребитель.

О чем они говорили и думали в этот критический момент, мы никогда не узнаем. Самолет УТИ МиГ-15, к несчастью, не был снабжен даже простенькой системой записи переговоров между членами экипажа. Это обстоятельство навеки запечатало истинную причину трагедии.

Во время работы аварийной комиссии установлено, что всем летчикам, вылетавшим на тренировку в данный район, указали завышенные метеоданные по высоте нижнего края облачности. Поэтому и Гагарин и Серегин как летчики-профессионалы полагали, что как только они пробьют облачность у них хватит высоты для перехода в горизонтальный полет.

В среде летчиков-испытателей и космонавтов, часто летавших на учебно-тренировочных МиГах, существует неофициальное мнение о комплексе мелких нарушений по организации и подготовки полетов. Существует и сугубо интимная версия, которую летчики-космонавты обсуждают уже после третьей рюмки. Это версия о том, что в районе полетов Юрия Гагарина в тот трагический час находился самолет ЛИИ Су-11, который, вопреки установленным правилам, фактически инкогнито пролетал на сверхзвуковой скорости с неизвестными задачами. При сверхзвуковом обтекании образуется ударная волна, которая влияет на близлежащие самолеты, их устойчивость и управляемость. На самолете Гагарина были устаревшие подвесные топливные баки, которые отрицательно влияли на обтекание крыла и центровку самолета. Гагарин выполнял разворот со снижением, и неожиданно рядом пролетел сверхзвуковой самолет, который и привел к плоскому «штопору». Су-11 видели местные жители. На «сушке» стоит радиолокатор, это перехватчик. А летчик, который был за штурвалом, до сих пор не найден... Поэтому после третьей рюмки летчики-космонавты говорят о том, что Гагарина, подававшего высокие карьерные надежды, сгубили... Он не вписывался в систему. Это был человек, который не прошел номенклатурных «школ».

Юрий Алексеевич Гагарин как международный космический авторитет стремился протолкнуть целую программу пилотируемых полетов на Луну. И даже сам искренне горел желанием слетать к ночному светилу Земли. Советский Союз спешил, а новейшая ракета Н-1, самая мощная по тем временам в мире и способная отправить советский лунный модуль, была не готова. Ракета только строилась. Специальный сводный отряд советских лунных космонавтов, в который, кстати, вошли и уже всем известные космонавты из первого гагаринского отряда, вовсю готовился и тренировался. Юрий Алексеевич после защиты диплома в Академии Жуковского обладал новыми знаниями и умениями и стремился не только осваивать новую технику, но хотел принимать участие в ее разработке. Юрий Гагарин, по задумке Сергея Королева, должен был стать конструктором целого поколения космических кораблей, в том числе и многоразового использования.

В 1966-м умер Сергей Королев. На операционном столе. Началась административная грызня за его «наследство», за посты и премии.

Потом погиб космонавт Комаров, испытывая космический корабль «Союз», который был основой транспортной лунной программы.

Неожиданная гибель в авиакатастрофе Гагарина в корне нарушила планы и мечты уже покойного генерального конструктора. Советский Союз потерял в лице Юрия Алексеевича опытного и умелого, а главное, не закоснелого и порядочного человека.

Гагарин сам рвался летать

Гагарин считал, что, обучаясь в Академии, он засиделся на земле, и рвался летать на новых сверхзвуковых самолетах. А ему подсовывали «дедушку», потому что в советской авиации тех лет не было нормального реактивного учебно-тренировочного двухместного самолета.

Увы, в пользу невероятной версии с самолетом ЛИИ Су-11 говорит то, что как бывший полярный летчик Гагарин имел опыт полетов в сложных погодных условиях и пилотировал МиГ-15 достаточно уверенно. В его летной биографии были случаи, когда приходилось на данном типе самолета заходить на посадку по приборам, одновременно парируя боковой ветер. Еще курсантами авиационного училища, весь гагаринский выпуск прошел обучение на МиГ-15.

Проверяющий инструктор Владимир Серегин в совершенстве владел МиГ-15 и даже принимал участие в войсковых испытаниях различных модификаций. Поэтому говорить о неготовности к полетам Гагарина и Серегина просто неприлично. Скорее всего, наоборот, они чувствовали все этапы полета, и когда неожиданно появилась земля, не рванули энергично ручку на себя, а хладнокровно удерживали траекторию.

Лунная гонка

Для того чтобы читатель смог понять, на каком фоне произошла гибель молодого и энергичного летчика-космонавта Юрия Гагарина, необходимо поведать о той обстановке, которая сложилась в отечественной космонавтике конца 60-х годов.

После серии блестящих советских космических побед новой целью в космической гонке между СССР и США стала Луна. О важности победы в лунной гонке сверхдержав заявил молодой и амбициозный президент Джон Кеннеди. Америка, несмотря на наличие трофейных германских специалистов команды Вернера фон Брауна, не сумела запустить первой искусственный спутник Земли, отправить первой своего гражданина в ближний космос и осуществить, опять-таки первой, прогулку в скафандре.

Американский шоу-полет с посадкой на Луну должен был стать реваншем за все прошлые поражения и промахи. И потом необходимо было отвлечь международную общественность от войны во Вьетнаме, где США терпели поражение от коммунистического Севера.

Гагарин после серии тренировочных полетов на МиГах готовился к облету Луны. По намеченному на 27 марта индивидуальному плану летно-космической подготовки Юрий Гагарин, после выполнения двух тренировочных полетов с контролирующим инструктором на борту спарки, должен был затем совершить пару самостоятельных полетов на МиГ-17, а после полудня его ожидал уникальный тренажер-стенд, где в ручном режиме отрабатывался облет обратной стороны Луны и предпосадочное маневрирование.

Космические начальники СССР уже предвкушали и готовили новый подвиг советского народа - первый пилотируемый полет на Луну с последующим триумфальным возращением героического экипажа лунного корабля на Красную площадь. Юрий Гагарин как руководитель и космонавт делал все возможное, чтобы быстрее подготовить себя и вверенный ему личный состав космонавтов.

После череды этих смертей, последовавших друг за другом, Советский Союз проиграл США «лунную гонку».

Автор статьи: Алексей НИКОЛАЕВ

Технические характеристики УТИ МиГ-15 с двумя устаревшими подвесными топливными баками по 260 л

Максимально допустимая скорость полета - 700 км/ч (1070 км/ч)

Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка - 3 g (8g)

Разрушающая перегрузка - 12 g

В скобках для сравнения указаны параметры для самолета без подвесных топливных баков