Игорь Егоров, Алена Моргуновская, Юлия Силина, специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины». Музей техники Вадима Задорожного в этом году празднует свой пятнадцатилетний юбилей!
Сам день рождения музея, который признан РВИО лучшим музеем военной техники, приходится на 12 апреля – День Космонавтики, а отметить его в этом году было решено тремя днями позднее – в субботу, 15 апреля.
Выбор даты вышел красивый, как отмечали многие гости праздника - пятнадцатилетие отмечать 15-го числа! И хотя это вряд ли было сделано специально, скорее руководство музея просто решило провести праздник в субботу, когда на него сможет приехать больше зрителей, но вышло и в самом деле красивое совпадение.
Праздничные мероприятия в музее начались с самого утра, уже с 10-30 или 11 часов можно было посетить детские мастер-классы, которые проходили как на улице, так и в обоих экспозиционных зданиях музея. Среди них были и мастер-классы по сборке и разборке оружия, и самые простые мастер-классы по рисованию и раскрашиванию авиационной техники, рассчитанные на самых юных гостей праздника, и мастер-классы, с которых можно было уйти с созданным своими руками памятным сувениром – такие проходили на втором этаже здания «Автомобили и мотоциклы», их ведущая была готова научить своих гостей делать открытки, магниты и даже расписывать чашки! Все плоды творчества участники мастер-классов могли забрать с собой, так что заинтересовать эта площадка могла не только детей, но и взрослых, которые хотели оставить себе на память о мероприятии необычный сувенир.
Экскурсионная программа в этот день также была весьма насыщенной. Утром, в 10-30, стартовала главная тематическая экскурсия этого дня под названием «Нам 15 лет! История создания музея». Праздничная экскурсия продолжительностью около полутора часов познакомила гостей с историей создания музея, экскурсовод рассказал о том, какие экземпляры легли когда-то в основу будущей огромной коллекции музея техники и показал наиболее примечательные экземпляры из экспозиции. Еще одной интереснейшей экскурсией стала также полуторачасовая прогулка по авиационной части музейной экспозиции, которую проводил ведущий эксперт музея в области авиации и космонавтики Евгений Лебедев. Экскурсия охватывала как расположившиеся в здании «Автомобили и мотоциклы» самолеты, так и обе экспозиции здания «Авиация» - посвященные Первой и Второй мировым войнам. Эти экспозиции носят названия "Соколы Родины - Великая Отечественная война" и "Хроники воздушных кораблей. Авиация Первой мировой", обе они отличаются интересным художественным оформлением залов.
Третья часть экскурсии была посвящена бортам, расположенным на открытой части территории музея, и тут посетителей экскурсии ждал сюрприз и настоящий подарок! Около одного из бортов, самолета Як-141, ведущий экскурсии Евгений Лебедев уступил свое место гостю музея, летчику-испытателю Андрею Александровичу Синицыну, который когда-то впервые поднял Як-141 в небо. Он же установил на этом самолете множество мировых рекордов за время полетов на нем, а в посвященный дню рождения музея праздник рассказал гостям специальной экскурсии об этом. Он рассказал о том, что этот самолет, заметно опередивший свое время, впервые поднялся в воздух в 1987 году, а через два года эта машина начала летать вертикально после ряда доработок. Машина, как рассказал Андрей Александрович, имела огромный потенциал, но, к сожалению, работы над самолетов в то время были прекращены из-за изменения политической обстановки, и программа Як-141 была закрыта. При вертикальном взлете самолет поднимал до двух с половиной тонн полезной нагрузки, что даже было зафиксировано в одном из мировых рекордов, при этом он могу поднять даже больше. Проходил самолет и испытания по взлетам с корабля, было проведено несколько десятков полетов.
Сейчас сохранившийся экземпляр Як-141 располагается напротив одного из зданий Музея техники Вадима Задорожного, где его и можно увидеть.
По окончании первого экскурсионного блока гостей ждал небольшой перерыв, во время которого можно было посмотреть экспозицию или посетить мастер-классы и интерактивные развлечения, среди которых были возможность прокатиться на ретроавтомобиле или военной технике, а также сделать фото на танке Т-34, после чего перед зрителями выступили мастера триал-спорта, показав трюки, впечатлившие многих гостей, а в 13-30 посетителей ждала главная «изюминка» этого дня – парад ретро-техники.
Перед зрителями проехали такие легендарные машины, как BMW Dixi DA3, BMW 328, Delahaye 135 CC, Mercedes-Benz 170V cabriolet, а также легенды уже советской эпохи. Именно одной из этих машин, автомобилю советской милиции, и выпала честь открывать парад – «Жигули» в характерной окраске. Уже за ним перед зрителями проехали и «дедушки» современного автомобилестроения, в который раз доказывая надежность автомобилей начала прошлого века. Тогда каждый из них был по-настоящему ручной работой, а гарантийные обязательства производителей по этим машинам впечатляют до сих пор. Так, на один из автомобилей начала двадцатого века его изготовители дали гарантию пробега в 1 миллион километров! И, кажется, не соврали – эта машина до сих пор на ходу и тоже находится в коллекции Музея техники Вадима Задорожного.
После парада любителей старинной техники ждало еще два очень интересных мероприятия – гонки на старинных мотоциклах и ретро-ралли, участниками которого стали часть принимавших участие в параде автомобилей, а всем, кто прошел трассу, не побоявшись показать свое водительское мастерство в кабине старинного автомобиля, ждали памятные кубки. Что интересно, в салоне некоторых автомобилей вместе с водителями сидели гости – правда, специально такой опции не было, но договориться лично с водителем было можно. Правилами ретро-ралли наличие пассажира в машине не запрещалось, а согласие прокатить пассажира, подарив ему возможность на пару минут из зрителя превратиться в участника праздника, было сугубо личным делом водителей и владельцев выставленных машин. Впрочем, те, кто просто решил прокатиться на старинном автомобиле из коллекции музея, тоже становились героями многих сделанных в этот день кадров - их снимали и журналисты, и просто гости праздника.
В финале праздничного дня гостей ждал концерт, который музыканты давали с одной из платформ немецкого железнодорожного состава времен Второй мировой войны. Также во второй половине дня те, кто не смог приехать в музей к началу праздника, могли посетить повторные экскурсии как по авиационной экспозиции, так и праздничную экскурсию, приуроченную к юбилею музея.
Основная программа праздника закончилась к шести часам вечера, но у гостей музея после этого было в запасе еще три часа, чтобы спокойно осмотреть экспонаты и прогуляться по территории музея или поужинать с видом на уличную авиационную экспозицию.
Наша редакция поздравляет музей и лично Вадима Николаевича Задорожного с этой датой и желает дальнейшего успеха в работе и развития музею!