Авиация Общего Назначения

Конференция «Актуальные вопросы авиационной и космической медицины» прошла 15 апреля в режиме видеоконференцсвязи

Всероссийская конференция по авиационной и космической медицине «Актуальные вопросы авиационной и космической медицины» состоялась 15 апреля 2021 года в очно-заочном формате. Мероприятие было организовано Ассоциацией врачей авиационой медицины (АВАМ) при поддержке Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), Министерства транспорта Российской Федерации, а также Европейского общества аэрокосмической медицины (ESAM). Его участниками стали более 200 врачей по авиационной и космической медицине, врачей и психологов ЦВЛЭК/ВЛЭК ГА, врачей авиакомпаний и аэропортов, специалистов профпатологии и гигиены труда гражданской авиации из всех федеральных округов России, а также ряда стран СНГ и Европы.

Конференция была призвана расширить диалог между участниками медицинского обеспечения полетов, предоставить площадку для дискуссий по актуальным вопросам и проблемам, к числу которых относятся нормативно-правовое регулирование в сфере медицинского обеспечения и медицинского освидетельствования авиационного персонала ГА и работа в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.

В рамках мероприятия вице-президент АВАМ Ольга Верба рассказала о влиянии текущей пандемии на воздушный транспорт, авиакомпании, экипажи и авиамедицинских специалистов. Главный врач Центральной клинической больницы гражданской авиации Наталья Забродина поделилась опытом и результатами работы в международных рабочих группах ICAO и CAPSCA в докладе «Участие России в рабочей группе по внесению изменений в Приложение 9 Чикагской конвенции Икао «Упрощение формальностей», основной целью которых является «уход от формальностей», упрощение процедуры допуска авиационного персонал к работе, преемственность подходов в российской и международной практике. Директор исполнительного комитета ESAM Елена Катаман выступила с докладом о международном опыте решения авиамедицинских проблем в условиях пандемии. Опытом по медицинскому обеспечению членов экипажей гражданских воздушных судов в условиях пандемии поделились Ольга Вишнякова и Андрей Зиновьев - руководители медицинских служб ведущих авиакомпаний России по пассажирским (ПАО «Аэрофлот») и грузовым (ООО «Волга-Днепр») воздушным перевозкам.

Председателем ЦВЛЭК ГА Борисом Потиевским представлен проект федеральных авиационных правил «Порядок проведения медицинского освидетельствования, обязательных медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением, кандидатов, поступающих на обучение, и студентов (курсантов), обучающихся в образовательных организациях гражданской авиации» (далее – проект ФАП), которые должны вступить в действие с 1 сентября 2021 года вместо действующих ФАП-50.

В ходе обсуждения проекта ФАП участниками конференции высказаны критические замечания по необоснованности снижения возраста пилотов до 50 лет, при котором вводится обязательное обследование пилотов в условиях стационара ЦКБ ГА с последующим медицинским освидетельствованием в ЦВЛЭК ГА, независимо от их состояния здоровья. На современном этапе развития медицинской науки и практики необходимость проведения обследований в стационарных условиях не целесообразна, специализированные медицинские учреждения предлагают эти услуги в амбулаторных условиях. Участники конференции подчеркнули, что пункт 24.4 проекта ФАП несет в себе огромную финансовую нагрузку для авиакомпаний вследствие необходимости обследования в ЦКБ ГА и освидетельствования в ЦВЛЭК ГА пилотов гражданской авиации России в возрасте от 51 года до 54 лет после вступления в силу ФАП. Кроме того, участники конференции предложили проводить стационарное обследование членов экипажей воздушных судов и диспетчеров УВД только по клиническим показаниям в случае развития у них заболеваний, представляющих угрозу безопасности полетов. Также предложено с целью предупреждения дальнейшей монополизации ЦКБ ГА и ЦВЛЭК ГА проводить медицинское обследование авиационного персонала, в том числе в условиях стационара, в федеральных государственных медицинских учреждениях федеральных округов России (Новосибирск, Иркутск, Хабаровск и др.). Например, Медицинский центр ПАО «Аэрофлот» имеет все возможности для выявления заболеваний среди членов экипажей на базе своего медицинского центра и ведущих федеральных специализированных медицинских учреждений, расположенных в г. Москва.

Так же, критике подвергся формат работы специалистов, которые разрабатывали новый ФАП, в том числе отсутствие информации о результатах предложений от врачей-экспертов ВЛЭК по обсуждаемому проекту ФАП. «Закрытый» формат работы группы не позволил врачам-экспертам ВЛЭК разных специальностей внести предложения по специфике диагностики, наблюдению и тактике лечения различных заболеваний у авиационного персонала. Подчеркивалось, что для продуктивного обсуждения требований к состоянию здоровья членов экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, кандидатов и студентов (курсантов), обучающихся в образовательных организациях гражданской авиации по подготовке пилотов и диспетчеров УВД, должны собираться врачи по специальностям.

Одним из остро обсуждаемых вопросов был вопрос о роли и функциях врача по авиационной и космической медицине, дефиниция которого не представлена в проекте.

В рамках конференции Еленой Мартынычевой представлен доклад о необходимости оптимизации подхода к медицинскому освидетельствованию бортпроводников с учетом порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, установленного приказом Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н.

Участниками конференции представлены предложения по изменениям проекта ФАП, в том числе по срокам допуска авиационным врачом пилота к летной работе после отпуска продолжительностью свыше 28 дней, заболевания (травмы) продолжительностью свыше 20 дней, ведению медицинской карты авиационного персонала, проведению психологического обследования абитуриентов и лиц из числа авиационного персонала.

В ходе конференции обсуждался объем медицинского обследования в целях врачебно-летной экспертизы, который значительно превышает объемы обследований членов экипажей и диспетчеров УВД, проводимых в США и Европе. Отчасти это связано с отсутствием в законодательстве Российской Федерации ответственности пилотов и диспетчеров УВД за собственное здоровье как профессиональной составляющей, а также за сокрытие ими информации о заболеваниях и принимаемых лекарственных препаратах.

В гражданской авиации России сложилась ситуация, когда в полномочном органе в области гражданской авиации России отсутствует медицинский отдел или структурное подразделение по авиационной медицине, наличие которого установлено международными стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО. В других странах даже с менее развитой гражданской авиацией в авиационных администрациях имеются медицинские отделы согласно рекомендациям ИКАО. В сложившейся ситуации основной площадкой для разработки или обсуждения нормативных правовых документов по медицинскому освидетельствованию и другим медицинским аспектам системы управления безопасностью полетов в гражданской авиации России должна быть профессиональная организация – Ассоциация врачей авиационной медицины.

В завершение мероприятия участникам конференции было предложено принять участие в совместном проекте Ассоциации и авиакомпании S7 Airlines - Программе «Врачи на борту», призванной повысить комфорт путешествий для медицинских профессионалов и способствовать повышению безопасности полетов для пассажиров.

Проведенная АВАМ в новом формате конференция «Актуальные вопросы авиационной и космической медицины» показала необходимость объединения усилий специалистов в области авиационной медицины, врачебно-летной экспертизы и врачей различных клинических специальностей для качественной разработки федеральных авиационных правил по медицинскому освидетельствованию членов экипажей гражданских воздушных судов (диспетчеров УВД) и других документов по медицинскому обеспечению полетов.