Авиация Общего Назначения

Новые сведения о лётном экипаже «У-2»

1.jpg

«День Памяти и Скорби на Курской земле».

22 июня. День Памяти и Скорби. Начало Великой Отечественной войны. Неоднозначные чувства рождает день 22 июня в современных условиях СВО.

83 года назад, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Великая Отечественная война скорбью и болью коснулась каждой семьи нашей страны. Поколение 40-х годов приняло на себя удар в борьбе с фашизмом. Долг каждого из нас знать, помнить историю своей страны и всячески предпринимать усилия для предотвращения её повторения. ВСО тому подтверждение.

22 июня 2024 года в Орловской и Курской областях состоялись автопробег и рабочая конференция «День Памяти и Скорби на Курской земле» с целью подготовки к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Идею организовать автопробег подсказала сама реальность дня. Прошло не более месяца после Межрегиональной конференции «Золотые страницы Народной Памяти: Ласточки и Соколы Орловщины» от 16. 04. 2024г., как выявились новые факты: расположение аэродромов 16 ВА, напрямую касающиеся истории летчиков «У-2». По имеющимся документам установили нахождение аэродромов 16 ВА на Центральном фронте в Курской области весной-летом 1943года. По причине опечатки или ошибки я и др. товарищи (Челябинск-Глазуновка) искали «Казинку» в течение 5 лет. Оказалось, что это не «Казинка», а «Казанка». Эта малая деталь стала началом потока информации: изучение карты, штудирование мемуаров, переписка с сотрудниками историко-мемориального музея "Командный пункт Центрального фронта" в местечке Свобода Золотухинского района Курской области и т. д.

Открывающиеся факты: их череда и значимость, стали мощным эмоциональным стимулом в изучении и понимании деталей жизни героев ночного тарана на ст. Глазуновка 1943года

Не то, чтобы блеснуть оригинальностью, но отметить особенность этого автопробега, я предложила начальную точку автопробега и место сбора назначить местечко Свобода Курской области--Историко-мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта» -- штаб К.К. Рокоссовского в июле-августе 1943года. Предложила и усомнилась в реальности реализации этого плана. Но внутренний вызов диктовал: достойно принять участие в сохранении исторической памяти даты начала Великой Отечественной Войны и роли отдельных личностей в победе нашего народа над захватчиками, в данном случае А.П. Поляковой и Е.А. Сагайдакова.

Потенциальным участникам автопробега отправила следующее сообщение и с тревогой стала ждать реакции адресатов.

«Уважаемые участники мероприятия: «День памяти и скорби на Курской земле» 22.06. 2024. В связи с предложенными условиями (историко-мемориального музея) несколько пришлось изменить план на 22.06. 2024.

Изменили, в основном, порядок мероприятий.

22. 06. 2024. 14.00-14.20. Встреча в местечке Свобода Курской области. Историко-Мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта».

14.20-15.00 Обзорная экскурсия по историко-мемориальному музею «Командный пункт Центрального фронта».

15.00- 16.00. Конференция «Новые документы о летном экипаже У-2».

16.00-17.00.Экскурсия. Ку́рская Коренна́я Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы.— мужской монастырь.

17.00- Выезд на территорию бывших аэродромов 16 ВА(1943г.) в район Золотухино (с сопровождающим представителя от Совета ветеранов МВД Лобанова Ю.М.) посещение мест бывших аэродромов 16 ВА.

Из возможных: д. Косогор (11 км от Золотухино). Казанка 2-я (9 км). Ивановка.

19.00-19.30 Ужин. ( Питание планируем за свой счет).

19.30-20.00. Дорога на Поныри. Мемориальный комплекс «Курская битва».

20.00-21.00 Поныри. Экскурсия. Музей Ж/Д вокзала. Мемориальный комплекс «Курская битва».

21.00 Мемориальный комплекс «Курская битва». Экскурсия.

Возможный вариант остаться на ночлег участникам двухдневного пребывания. (Имеется комфортабельный отель на территории Мемориального комплекса. Заранее следует ознакомиться с условиями).

22.00. Дорога на Глазуновку.

23.06.2024. 9.00. Глазуновка. Посещение Площади Славы. (Для дальних гостей, остающихся на 2-ой день).

9.30. с. Ловчиково. День Святой Троицы. Массовое гуляние. Концертная программа гала-представления «Великая Троица в Ловчиково».

Состав прибывающих гостей:

Воронеж . 1 человек.

Орел-Болхов. 2 машины. 9-10 человек. Общественная Организация «Союз советских офицеров Орла и Орловской области», Болховская районная организации «Союз советских офицеров».

Малоархангельск. 1 машина 3 человека.

Глазуновка. 2 машины 10 человек.

Ж/Д транспорт. (Москва, Глазуновка, Курск) 3-4 человека.

Итого ожидается 25-28 человек».

Через два дня пришло подтверждение от «Союза Советских офицеров»: «План принимается».

Это сообщение вдохновило и обеспечило успех осуществления намеченного. Не просто организовать прибытие из разных регионов в определенную точку и в точное время участников автопробега и принять участие в конференции. Были сомнения по поводу прибытия делегаций из Болхова: расстояние до Орла 55 км, плюс до Глазуновки 60 км и до Свободы все 70км. Это 185 км только до места сбора. Выдержали!

Более того, уже на маршруте, не смотря на некоторые накладки и проблемы в пути, участники автопробега проявились пунктуальность и настойчивость. Так на место сбора - местечко Свобода Курской обл. Историко-Мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта» участники автопробега прибыли в 13. 59.

На обратном маршруте: Мемориальный комплекс «Курская битва» участники автопробега прибыли в 20.59. Это очень восхитило участников: «Мы поняли, почему вы тянули время. Солнце идет на закат. Что называется - успели!».

В общей сложности километраж автопробега составил для разных групп от 300 до 400 километров. Ни сейчас, ни позже никто не высказал слов критики, наоборот, насыщенность мероприятия надолго останется в памяти как достойное участие в важном событии, как акт солидарности и сохранение Исторической Памяти.

Таким образом, организаторами конференции стали члены общественного Движения «Глазуновка помним» (Н.С. Юсупова и Д.А. Родионов) при поддержке Орловской областной организации «Союз Советских офицеров» и Болховской районной организации «Союз Советских офицеров».

2.jpg

3.jpg

Местечко Свобода Курской обл. Историко-Мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта».

***

Теперь, как развивались события 22 июня. В 4 часа утра члены Орловской организации «Союз Советских офицеров» приняли участие в Международной акции «Свеча памяти» на Бульваре Победы в городе Орёл, где после минуты молчания возложили лампадки со свечами у подножья монумента «Орёл—город воинской славы». Затем вместе с членами Болховской районной организации «Союз Советских офицеров» прибыли в Глазуновку. Здесь гостей уже ожидали. Приятная, эмоциональная встреча с представителями общественного Движения «Глазуновка помним». Краткое инструктаж о маршруте, уточнение деталей пути: ехать по грунтовке по пыли, колдобинам или по асфальту. Решили: коротким путем по грунтовке (благо не было дождей).

Кортеж машин двинулся с автостоянки по главной улице имени Ленина. Проезжая мимо Площади Славы, автомобилисты замедлили движение и сигналами отметили дань почтения жертвам Великой Отечественной Войны.

И именно сейчас я, настойчиво, вновь поднимаю вопрос о дороге между Глазуновкой и Понырями.

Напрямую эта грунтовая составляет 18 км, по асфальтированной дороге это плюс 60 км и не менее полтора часа по времени. Дорога, которая обеспечила бы нормальное сообщение между двумя соседними районами (Глазуновским и Поныровским) обсуждается на разных уровнях уже более 10 лет. Но её по сей день, нет. Есть только планы, обещания и настойчивая вера в то, что дорога будет.

Участники автопробега на нескольких машинах направились через Глазуновку, Поныри, Золотухино в местечко Свобода Золотухинского района Курской области. Здесь расположен Историко-мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта» К. К. Рокоссовского. Музей уникален уже тем, что хранит артефакты обстановки весны-лета 1943года. Многие участники автопробега не были в этих краях, поэтому информация экскурсовода, директора Историко-мемориального музея Ильина Евгения Михайловича воспринималась с большим вниманием.

4.jpg

5.jpg

6.jpg

Е. М. Ильин кратко рассказал, как создавался Историко-мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта» К. К. Рокоссовского. Музей был открыт ещё в советское время, в мае 1975 года - такое пожелание и инициативу высказывали неоднократно ветераны войны, участники Курской битвы, посещавшие места былых сражений. Располагается музей на том самом месте, где находился в 1943 году один из 18 блиндажей штаба Центрального фронта.

Работа специалистов по его реконструкции была проведена колоссальная. Действительно, в мельчайших подробностях восстановлена обстановка этого небольшого "подземного дома" из дуба, состоящего из нескольких помещений

7.jpg

8.jpg

9.jpg

(кстати, в военное время дуб доставляли из леса, расположенного недалеко от Свободы). Единственное, есть несоответствие глубины -- реконструированный блиндаж размещён не настолько глубоко, как это было в реальности. Часть экспозиции посвящена составу Военного совета Центрального фронта. Среди экспонатов: личные вещи маршала К. К. Рокоссовского, начальника штаба Центрального фронта М. С. Малинина, начальника инженерных войск фронта А. И. Прошлякова, командующего 65-ой армией П. И. Батова, командующего 16-ой воздушной армией С. И. Руденко, командующего артиллерией фронта В. И. Козакова, члена Военного Совета фронта К. Ф. Телегина

Е. М. Ильин обратил внимание на интересные и уникальные артефакты времен войны. Огромный вклад в победу внесли и железнодорожники. Интересный экспонат, настоящее "чудо техники", - пример русской смекалки. Для перевозки грузов по железной дороге использовался уникальный состав, где вместо паровоза состав тянул автомобиль, знаменитая «полуторка» переоборудованная на рельсы.

10.jpg

11.jpg

12.jpg

Историко-мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта». (На панорамной реконструкции «Курская битва» прочитывается на флажке-указателе-«Глазуновка»).

Была совершена экскурсия по территории мемориала, участники посетили блиндаж командующего фронтом К .К. Рокоссовского.

***

После экскурсии по музею по плану: 15.00-16.00. Конференция «Новые документы о летном экипаже У-2» о ночном таране на станции Глазуновка 9-10 мая 1943г. Работники музея по предварительной договорённости предоставили участникам автопробега «День Памяти и Скорби на Курской земле» аудиторию для рабочей конференции «Новые документы о летном экипаже У-2».

В ней приняли участие представители: г. Орла, г. Болхова, г. Воронежа, г. Курска, г. Малоархангельска, пгт. Глазуновка Орловской области, п. Поныри и п. Солнечный Курской области.

От Орловской организации «Союз Советских офицеров» приняли участие: комиссар Областной организации «Союз Советских офицеров» лейтенант Лелес Владимир Иванович, полковник Суринов Александр Петрович начальник штаба Орловской областной организации «Союз Советских офицеров», майор Кирилюк Евгений Вячеславович председатель городской районной организации «Союз Советских офицеров», Королёв Дмитрий Юрьевич участник ВСО рядовой.

Болховскую районную организацию «Союз Советских офицеров» представляли: майор Поздняков Николай Иванович председатель Болховской районной организации «Союз Светских офицеров», старший сержант Сухорев Александр Николаевич, сержант Ломакин Сергей Алексеевич.

Воронеж представляла заведующий музеем "Стоп-кадр" Воронежского гуманитарно-промышленного колледжа имени В.М. Пескова Ирина Алексеевна Золотарева.

От города Малоархангельск делегацию, в которой были юные участники, возглавила председатель местного Малоархангелького отделения Союза пенсионеров России по Орловской области Колабенкова Валентина Ивановна и Колабенков Александр Иванович, историк, преподаватель истории гимназии №12 города Орла.

На конференции выступили: Юсупова Н. С., Золотарева И.А., Лелес В.И., а также живая беседа.

Юсупова Н.С. объяснила значимость и вызов необходимости проведения конференции в Свободе на территории Историко-мемориального музея "Командный пункт Центрального фронта".

13.jpg

14.jpg

15.jpg

16.jpg

«Во-первых, это мероприятие следует принимать как репетиционное при подготовке к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.(2025г).

Во-вторых, как констатация факта значимости боевых действий (Змиевка-Глазуновка-Малоархангельск-Поныри) весной-летом 1943 года на северном фасе Орловско-Курской дуги. Пребывание участников автопробега на территории, где в 1943 году находился в достаточно близком расстоянии от линии фронта командный пункт Центрального фронта К. К. Рокоссовского, обеспечивает глубокое погружение в исторические события 1943 года. Это мощное эмоциональное состояние, которое мы с Вами уже ощутили на себе.

И третье. С момента апрельской Межрегиональной конференции «Золотые страницы Народной Памяти: Ласточки и Соколы Орловщины» прошло только как один месяц, как выявились новые важные факты по истории ночного тарана А. Поляковой и Е. Сагайдакова. Поступила информация об аэродромах 16 ВА на территории Курской области, которая дополняет историю ночного тарана на станции Глазуновка с 9 на 10 мая 1943г.

Командующий 16 ВА генерал-лейтенанта С.И. Руденко, герой Советского Союза в своих мемуарах «Крылья Родины» констатировал данные события так: «16-я воздушная армия имела в своем составе 1-ю гвардейскую, 282, 283 и 286-ю истребительные, 221-ю и 241-ю бомбардировочные и 271-ю ночную бомбардировочную, 2-ю гвардейскую штурмовую, 299-ю штурмовую авиационную дивизии, 16-й разведывательный авиационный, 6-й санитарный авиационный полки, 14-ю корректировочную авиационную эскадрилью.

На войска 16-й воздушной армии возлагались задачи прикрытия и поддержки наступающих войск Центрального фронта».

Другой фрагмент из записок С.И. Руденко: «На новое место базирования на Центральном фронте, несмотря на тяжелые метеорологические условия, сложности организации перелёта из-под Сталинграда в район Курска, дивизия с задачей справилась успешно. Новая база размещалась в районе Банино (8 километров северо-восточнее Фатежа). Перерыва в обустройстве и боевых вылетов не было. Части дивизии сразу приступили к выполнению боевых задач: бомбардировка войск противника, разведка, подвоз боевых грузов для наступающих наземных армий—65-армии.

Дивизия с 24.04.1943 в полном составе базировалась на аэроузле Ивановка. Управление дивизии—Казанка-1-я,

44 ГВ. Донской ГАП—аэродром Косогор.

45 Гвардейский ГАП----Ивановка,

970 Городище- Сталинградский БАП—Казанка 2-я.

Части дивизии, базируясь в районе Казанка-2я, контролировали цели по линии ж/д. станций Змиёвка-Глазуновка, Нарышкино, хутор Михайловский.

271 Сталинградская авиадивизия контролировала и принимала участие в ликвидации концентрации сил противника в направлении Курск и южнее Орла. Глубина действия частей достигала 120-150 километров территории, оккупированной противником. Части дивизии выполняли поставленные задачи командования по причинению как можно большего материального и технического урона противнику, готовившего наступательную операцию на лето 1943 года. Наносили авиаудары по концентрации техники, складов боеприпасов и горючего противника в районах сосредоточения. Основными путями подвоза военных грузов противника были: а) железная и шоссейная дорога Орел-Змиевка-Глазуновка; б) по проселочным дорогам: Орёл-Лаврово-Никольское-Тагино; в) Орёл- Кромы-Тросна».

Приведу сведения, которые предоставили сотрудник Историко-мемориального музея "Командный пункт Центрального фронта»: «Боевую работу полк начал 4 мая. (1943г.) Основными районами боевых действий были Змиёвское, Никольское и Кромское направления.

Из оперсводки штаба 16 ВА от 10 мая 1943 г. известно: «271 нбад в ночь на 10.5.43 бомбардировала скопление войск неприятеля в пунктах: Новополево, Старополево, Глазуновка, Куначь, Гостомль, Ниж. Муханова, в лесах и садах в районе этих пунктов. Препятствовала подвозу войск по дорогам Орел – Глазуновка, Орел – Кромы – Тросна. Вылетало 58 У-2, произведено 157 самолётовылетов, из них 62 по ж.д.

Помимо этого известно о расположении полевого аэродрома и командного пункта

16 ВА в 1 км от села Будановка.( 1е Уколово) Сейчас на этом месте установлен памятный знак». (Из переписки с сотрудниками историко-мемориального музея "Командный пункт Центрального фронта" м. Свобода Золотухинский район Курской области).

Не лишним напомнить, что Глазуновка на 1943г входила в состав Поныровского района Курской области (до 14 июля 1944г). Поэтому в работе огромное количество имен не до конца изучены по причине не соответствия административной принадлежности. Так летчика Д.И. Миненкова 80 лет родственники искали в Курской области, а он оказался в – Орловской. И это не единичный факт.

17.jpg

Золотарева И.А.(Воронеж) рассказала о работе ВГПГК имени В.М. Пескова по сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны. В своем выступлении И.А. Золотарева рассказа о земляках-воронежцах, принимавших участие в боях на северном фасе орловско-курского выступа (Малоархангельск-Глазуновка-Поныри). Отметила, что немало земляков–воронежцев погибли здесь, на территории современных Орловской и Курской областей. Имена многих не установлены до сих пор. Достаточно привести имена А.П. Поляковой и Д.И. Миненкова.

Летчик младший лейтенант Д.И. Миненков погиб 31 мая 1943 года и похоронен на площади Славы поселка Глазуновка. Только в 2023году (спустя 80 лет) родственники побывали на могиле героя. В воронежской школе, где он учился, его подвиг глубоко почитается. Совсем недавно группа поисковиков (рук. Семенов В.А.) выезжали на место падения самолета Як-1( май 2024г.).

Тема установления имен и деталей событий 1943 гола на северном фасе курской дуги в районе Малоархангельск-Глазуновка-Поныри особенно близка лично. В составе 293 гаубичного артиллерийского полка 9 габр 5 ад 4 акп РГК 1-го Белорусского фронта на северном фасе курской дуги воевал отец --Золотарев Алексей Антонович. Он прошел всю войну с этим полком. Командиром полка был Герой Советского Союза Плужников Тимофей Григорьевич.

Принял участие в конференции от Золотухинского района майор в отставке, председатель Совета ветеранов отдела МВД России по Золотухинскому району Лобанов Ю.М.

На конференции равнодушных не было. Все участники конференции представляющие те регионы, которым выпала судьба защищать Родину весной-летом 1943 года, глубоко прониклись участием в историческом погружении в те суровые дни.

18.jpg

Лелес В.И. (Орёл). Подводя итоги конференции, поддержал предложение развивать этот маршрут и повторить его в 2025 году. По причине перенасыщения содержания автопробега посетить все намеченные точки в течение года. Выполнить намеченные цели: побывать на всех местах базирования (аэродромах) 16 ВА.

Приняли предложение разработать эту тему как постоянный историко-туристический маршрут. Решение конференции поддержали все участники.

Также звучали слова солидарности с нашими защитниками в борьбе с современными украинскими неофашистами. Забывать о бдительности нельзя: в 14.07 по электронному сообщению прошла информация «Внимание! Ракетная опасность в Курской области». Особой заботой старались окружить, поддержать участника СВО Королёва Д.Ю. Рядовой Королёв Д.Ю. находится в отпуске, после ранения.

После конференции участники автопробега продолжили экскурсии по местечку
Свобода. Побывали в музее «Историко-культурный центр Коренная пустынь».
16.00-17.00. Экскурсия. Ку́рская Коренна́я Рождест ва́ Пресвято́й Богоро́дицы.— мужской монастырь.

19.jpg

20.jpg

Также посетили Храм Святы́х и пра́ведных Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, другое название: Храм Иоакима и Анны в селе Долгое Золотухинского района Курской области.

21.jpg

22.jpg

23.jpg

Колокольня Храма Святы́х и пра́ведных Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны. На колокольню в 1943 году поднимался К.К.Рокоссовский.

Это совсем недалеко от Свободы. Храм построен в 1852 году по одному из проектов известного русского архитектора Константина Тона, типичных для середины XIX века. Несколько раз Храм разрушался, сейчас -- выглядит великолепно. Расположен он на высоком месте, откуда открывается широкая панорама, можно в хорошую погоду рассмотреть Золотухино, Поныри и Глазуновку.

И примечательно то, что протоиерей Петр (Юрочко) предложил присутствующим подняться на колокольню. Он также провел импровизированную экскурсию, рассказал, что весной и летом 1943года Рокоссовский К.К. поднимался на колокольню, что позволило ему лучше ориентироваться в военном расположении сил. Эмоции у присутствующих зашкаливали, долго не могли расстаться—находились все новые и новые темы для диалога.

24.jpg

Вечером, на обратном пути, участники посетили мемориальный комплекс "Курская битва" в Понырях, который воздвигнут в Поныровском районе Курской области на северном фасе Курского выступа — в месте, где происходили кровопролитные бои летом 1943 года.

25.jpg

19.30-20.00. Дорога на Поныри. Музей под открытым небом станции Поныри. Мемориальный комплекс «Курская битва».

26.jpg

28.jpg

29.jpg

21.00 Мемориальный комплекс «Курская битва». Экскурсия.

Точно вписались в план: прибыли 20.59 с последними закатными лучами солнца. Мемориальный комплекс «Курская битва» начинал светиться новыми красками…

23 июня конференция продолжила свою работу в Поныровском историко-мемориальном музее Курской битвы(Золотарева И.А.) по теме "Герои северного фаса Курской дуги"(Плужников Т.Г., Золотарев А.А.,Миненков Д.И. и др.).

24 июня конференция продолжила работу на ст. Глазуновка Орловской области. В ходе встречи с представителями Курской и Орловской областей разработаны идеи совместных проектов между студентами ВГПГК имени В.М. Пескова и школьниками соседних регионов: Воронеж-Малоархангельск-Глазуновка.

Были возложены цветы к памятным доскам воронежским летчикам, погибшим в этом районе А. Поляковой, Е. Сагайдакову и Д. Миненкову.

30.jpg

31.jpg

***

Теперь уместно напомнить ряд фактов истории ВОВ(1943г) северный фас Орловско-Курской дуги 1943 года. Если до 6 июля 1943 г. историки считают периодом некоторого затишья, то по факту: героические жертвы А. Полякова, Е. Сагайдаков(9/10 мая), Д. Миненков 31мая 1943 –приближали победу.

1943 год. Станция Глазуновка железной дороги имени Ф.Э. Дзержинского на перегоне Орёл-Курск(до 13.09.1943года).

Враг готовится к реваншу. По железной дороге, несмотря на действия авиации, партизан-подрывников идет активный подвоз техники и военных грузов, идет укрепление будущей линии фронта.

На отрезке Орел-Курск по всем станциям железной дороги стратегически важным было иметь возможность влиять на ситуацию на фронте, особенно после оккупации г. Орла (октябрь1941г.). Станция Глазуновка имела особое стратегическое значение для немецкого наступления (см.: стратегические планы противника). Учитывая рельеф, близость шоссейных дорог на станции Глазуновка сосредотачивались немецкие военные грузы для дальнейшего перераспределения по фронту для удара на Поныри и Ольховатку.

Февраль-март 1943г. В результате ожесточенных боев зимой и ранней весной 1943 г. южнее Орла образовался выступ глубиной до 150км и шириной до 200км, обращённый в западную сторону (так называемая «Курская дуга») в районе Курска. Он имел большое стратегическое значение: здесь были сосредоточены крупные силы Советской Армии.

Немецко-фашистское командование решило провести операцию по его ликвидации и разгрому советских войск, занимавших выступ, сомкнуть кольцо, захватить Курск и внедриться вглубь страны. Штабом вермахта был разработан план (март-апрель)

наступательной операции, получивший условное название «Цитадель», немцы надеялись вернуть утраченную инициативу, добиться изменения хода войны в свою пользу.

Станция Глазуновка фигурировала в планах вермахта, откуда предполагался мощный удар южнее Орла на смыкание выступа с целью окружения частей Красной Армии. (В местечке Свобода Курской области на территории историко-мемориального музея "Командный пункт Центрального фронта" есть реконструкция Курской битвы на северном фасе в июле-августе 1943 года. На реконструктивной панораме, экскурсоводы обязательно отмечают географический указатель-станция Глазуновка).

32.jpg

33.jpg

После Сталинградской битвы 16-я Воздушная Армия перебазировалась на Центральный фронт, где предстояло принять участие в битве на Орловско-Курском направлении.

Конец зимы и начало весенней распутицы вносил определенные сложности в перебазирование летных машин. Специализированных взлетных площадок не было, их предстояло подготовить. Надежда была только на легкий самолет модели У-2, маневренный, он мог подняться в воздух с ограниченной площадки.

34.jpg

1.Планы и решения.

2. Карта орловско-курского выступа на 5 июля--23 августа 1943г из школьного учебника истории по Великой Отечественной войне.

Самолёты «У-2» каждую ночь вылетали на боевое задание: разведка концентрации сил противника, фиксация противовоздушных зениток и прожекторов, особенности рельефа и заметных точек ориентации.

Легкий самолёт «У-2», пилотируемый лётчицей А.П. Поляковой и пилотом-штурманом Е.А. Сагайдаковым вылетел на разведку, и одновременно, с запасом бомб для бомбардировки с целью обнаружения противовоздушных зениток противника. Это было в практике активной бомбардировки, с тем, чтобы противник выявил свои точки ПВО и прожекторные установки. Впоследствии наблюдения разведывательных полетов анализировались и доводились до сведения всего летного состава и наземных частей.

Район разведки был знаком, т.к. это был 5-й вылет А.П. Поляковой. Командир летного экипажа А.П. Полякова имела к этому времени 86 боевых вылетов. На Глазуновской земле это был её пятый и последний полёт.

В ночь с 9 на 10 мая 1943г. лётный экипаж на горящем, подбитом У-2 (командир А.П. Полякова и штурман Е.А. Сагайдаков) совершил таран немецкого эшелона с военной техникой на станции Глазуновка. Это был первый и единственный женский ночной таран в истории отечественной и мировых войн.

В «Отчете по разведке 271 Сталинградской БАД за май 1943г.» отдельным пунктом выделено: «Противник в связи с интенсивностью подвоза и сосредоточением живой силы, техники, горючего в районе Глазуновка, Змиевка в первой половине мая усилил ПВО ж.д. станций и пунктов сосредоточения, а с 29.05 на 30.05. 43 разведывательными экипажами было отмечено перемещение средств ПВО, зенитных прожекторов, МЗА на юго-запад от Глазуновки».

35.jpg

36.jpg

Эти документы уникальны тем, что наряду с фотоснимками делались зарисовки по наблюдениям, схемы составлялись вручную, без точных измерительных приборов.

Примечание. («Схема взаимодействия средств ПВО» на втором рисунке приводится на дату в ночь с 29-30 мая1943г.)

Полякова Александра Павловна (1922-1943), командир экипажа самолёта У-2 из состава 970-го ночного бомбардировочного Городище-Сталинградского (впоследствии – ордена Кутузова) полка 271-й ночной бомбардировочной Сталинградской (впоследствии – Речицкой ордена Суворова) дивизии 16-й Воздушной Армии Центрального фронта, сержант.

Кавалер Ордена Красной Звезды (17.01. 1943 г.) по итогам участия в Сталинградской битве.

Сагайдаков Ефим Абрамович (1921(22)-1943), — мл. лейтенант, штурман-бомбардир 970–го ЛБАП (9-й БАД) Западного фронта. Позже в составе 271 Сталинградской БАД и 970 Городище-Сталинградского АБП 16-й Воздушной Армии воевал на территории Глазуновского района.

Ранее Ефим Сагайдаков в составе 702-го ночного бомбардировочного авиаполка совершил 157 ночных боевых вылетов по уничтожению живой силы и техники противника в период Сталинградской битвы. «У-2» Е. Сагайдакова «… уничтожил до 12 огневых артиллерийских точек, 7 миномётных точек, 8 зенитно-пулемётных точек, до 13 автомашин противника с грузом. Неоднократно поощрялся за точное и отличное выполнение боевых заданий командования. Был награждён орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу"(03.11.1942 из наградного листа).

37.jpg

38.jpg

Основные боевые действия (Курская стратегическая оборонительная операция) по отражению немецкого летнего стратегического наступления (операция «Цитадель») на северном и южном фасах Курского выступа.

5 по 17 июля 1943г. Северный фас. Бои на орловско-курском направлении развернулись на территории размером 40 км по фронту и 10–12 км в глубину: Похвальное--Тагино (Глазуновский район). Глазуновка--кратчайший путь через Поныри на Курск. Однако, уже первые дни боев изменили планы противника.

«Удар своей главной группировкой в составе 41-го и 47-го танковых корпусов немцы наносили на Ольховатку с фронта: Похвальное, Тагино, обороняемого войсками генерала Н.П. Пухова, стремясь прорваться к Курску по кратчайшему направлению. Вспомогательные удары с целью обеспечения флангов главной группировки наносились: один силами 23-го армейского корпуса из района Похвальное, Глазуновка на Малоархангельск и 46-м танковым корпусом из района Тагино на Гнилец» - из отчетов.

5 августа 1943г. Первый салют за годы ВОВ по случаю освобождения городов Орла и Белгорода.

5 июля по 23 августа 1943 года. Военные операции по разгрому врага и изгнание с захваченных территорий на Орловско-Курском направлении длились 49 дней. Орловско-Курская битва стала одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны и началом изгнания фашистских полчищ с территории нашей страны.

***

Несколько дат по вопросу ночного тарана на станции Глазуовка.

79 лет подвиг летного экипажа под командованием Александры Павловны Поляковой был в забвении.

Две печатные публикации: одна военного времени (июнь1943г.). Это статья о подвиге А. Поляковой военного корреспондента В. Тараненко «Сильнее смерти».

Вторая публикация 1980 года. Корреспондент «Орловской правды» Г. Сотников опубликовал статью «Дочь России» о героическом подвиге лётчиков Александры Поляковой и Ефима Сагайдакова, совершивших таран железнодорожного состава противника на станции Глазуновка с 9 на 10 мая 1943 года в областной газете и эта же статья была помещена в сборнике «Подвиг ратный, подвиг трудовой». Позже никаких исследований по теме не было. Эти два издания были единственными источниками сведений об экипаже «У-2» до2019года.

Март 2019г по инициативе Бессонова Антона Владимировича (Челябинск) мы начали разрабатывать эту тему.

4 марта 2021г. Станция Глазуновка. Установка в зале ожидания железнодорожного вокзала двух стендов: 1. «Живи и помни» о пилотах героического экипажа У-2 Александре Павловне Поляковой и Ефиме Абрамовиче Сагайдакове.

2. История железнодорожной станции Глазуновка.

Установка стендов состоялась благодаря участию в проекте «Сохранение исторической памяти» руководства Орловского и Курского отделений Московско-Курской железной дороги: Кобзаря Юрия Серафимовича и Серикова Юрия Валерьевича. Благодарственные письма были отправлены Генеральному директору, председателю правления ОАО «Российские железные Белозерову Олегу Валентиновичу и начальнику участка производствав Московской дирекции пассажирских обустройств Серикову Юрию Валерьевичу. (Юсупова (Трубецкая) Н.С.).

16 апреля 2022 г на здании станции Глазуновка была торжественно открыта Мемориальная Доска.

16 апреля 2022 сограждане Глазуновки, Воронежа, Борисоглебска достойно отметили 100-летие со дня рождения Александры Павловны Поляковой, приурочив факт признания подвига ко дню рождения, документально, установив дату 16 апреля 1922 г. https://vk.com/wall-107845040_13880

Прежде, была произвольно взятая дата с целью обозначить дань памяти героини (9 мая, 8 марта и т.д.).

22 февраля 2022г. Ассамблея народов Евразии провела 14сессию Международного общественного форума «Сохранение памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах». http://eurasia-assembly.org›ru/news/14-ya-sessiya-mof-…

Исследователи темы ночного тарана А.П. Поляковой и А.Е Сагайдаковым из городов: Борисоглебска, Воронежа, Орла, Курска, Мурманска, пгт. Глазуновки приняли участие в 14-й сессии Ассамблеи народов Евразии. Аудитория составила—13 миллионов зрителей и участников.

29 января 2023г. Национальный авиационный журнал «Крылья Родины».

Публикация статьи «Золотые страницы Народной Памяти. Подвиг экипажа У-2 в ночном небе над Глазуновкой». Автор Сергеев А.В. координатор проектов Всероссийского движения Русского Космического Общества «Сохраняя Память». http://kr-media.ru/news/aon/zolotye-stranitsy-narodno..

Март 2024г. Сведения об открытии личных документов А.П. Поляковой: письмо родителям и фрагмент из личного дневника (на немецком языке из немецкого архива).

16 апреля 2024 состоялась Межрегиональная конференция «Золотые страницы Народной Памяти: Ласточки и Соколы Орловщины», посвященная 102-й годовщине со дня рождения летчика-пилота героического экипажа У-2 Александры Павловны Поляковой.

Поводом проведения столь значительной конференции, в которой приняли участие онлайн и офлайн 15 городов, поселков, сельских школ европейской части России послужили факты открытия новых документов в истории ночного тарана на станции Глазуновка. Информация поступила из Петрозаводска и Великого Новгорода (Чехонин И.Р., Морзунов А.П.). Пропустить данные события, люди, которые занимаются темой первого женского ночного тарана (А.П. Полякова) не позволили.

Материалы Межрегиональной конференции «Золотые страницы Народной Памяти: Ласточки и Соколы Орловщины» от 16. 04. 2024г. размещены на портале Русского Космического Общества и в журнале «Крылья Родины» (Национальный авиационный портал).

1. https://cosmatica.org/articles/1455-zolotye-stranicy-narodnoi-pamjati-lastochki-i-sokoly-orlovschiny.html

2. https://kr-media.ru/news/kadry/zolotye-stranitsy-narodnoy-pamyati-lastochki-i-sokoly-orlovshchiny/

Май 2024г. Прошло не более месяца от апрельской конференции как выявились новые факты об аэродромах 16 ВА, напрямую касающиеся истории летчиков «У-2». По имеющимся документам установили нахождение аэродромов 16 ВА на Центральном фронте в Курской области весной-летом 1943года.

22 июня 2024г. День Памяти и Скорби. Этой дате мы приурочили автопробег «День Памяти и Скорби на Курской земле».

***

16 апреля 2024 года состоялась Межрегиональная конференция «Золотые страницы Народной Памяти: Ласточки и Соколы Орловщины», посвященная 102-й годовщине со дня рождения летчика-пилота героического экипажа самолета У-2 Александры Павловны Поляковой.

Открывая Межрегиональную конференцию «Золотые страницы Народной Памяти: Ласточки и Соколы Орловщины», я как организатор обратилась к присутствующим в зале и за пределами данной аудитории со словами благодарности в адрес Администрации города Малоархангельска Орловской области и лично Главе Администрации города Малоархангельск Ковальчуку Петру Васильевичу, предоставившим главную площадку конференции и достойно оценившему историческую, воспитательную, современную значимость рассматриваемой темы. Здесь, в городе Малоархангельск, мы нашли деловой подход, глубокое понимание патриотического настроя общества, единство административных структур и общества. Это очень символично, т.к. временной посыл той работы, которая объединяет на сегодняшний момент Свердловский, Малоархангельский, Глазуновский и Поныровский районы – знаковая роль в истории страны весна -–лето 1943года: северный фас Орловско-Курской дуги. Именно, здесь, на территории районов начиналась формироваться бедующая победа на орловско-курском выступе.

Мы столкнулись с фактами, что не всегда находили понимание идеи--увековечивания имени героев ночного тарана. Остаются еще не признанные и безвестные герои минувшей войны, только потому, что отдельные функционеры могут сказать: «это теперь не наша территория», «что вы носитесь с это Поляковой», и ещё что-то подобное, что сражает своим цинизмом.

Мы приурочили встречу 16 апреля 2024г-- в день 102 годовщины со дня рождения Александры Павловны Поляковой. Бережно относясь к событиям короткой жизни нашей героини, мы не делаем её имя идолом, но воспитываем новое, молодое поколение на примере героического подвига Александры Павловны Поляковой.

Мы прошли один из важных этапов работы: популяризация имен героев, подвига Ночного тарана, сохранение исторической памяти, патриотическая работа на примере имен А.П. Поляковой и Е.А. Сагайдакова. На сегодняшний день только данная конференция объединяет компетентных, заинтересованных энтузиастов, которые планомерно работают по теме: А.П. Полякова, Е.А. Сагайдаков более 200 человек.

В настоящее время с 2019 года достаточная информация представлена заинтересованным лицам и простым обывателям. Достаточно, назвать цифру 13 миллионов пользователей интернета (см: 21 февраля 2022 года Ассамблея народов Евразии провела 14сессию Международного общественного форума «Сохранение памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах).

Следующие этапы. Первое–это изучение и анализ, квалифицированная научная трактовка имеющихся фактов. Это будет поиск новых сведений, позволяющих уточнить детали жизни молодых героев и детали подвига. Пример информации от исследователей из Великого Новгорода и Петрозаводска.

Второе - работа по присвоению А. П. Поляковой звания Героя России. Это очень важно в условиях, когда дважды имя А. П. Поляковой инициировалось на звание Героя России. Были подготовлены и отправлены письма на имя губернаторов Воронежской и Орловской областей (2022год): (Косинов С.И. (Воронеж), Суворов И.Л.(Орел). Однако, по случаю смерти обоих работа осталась незавершенной.

Третья перспектива. Существует замечательная идея по установке Памятного Знака на станции Глазуновка. Он видится симбиозом науки и техники, полета идеи и технического воплощения на площади 4,0 га привокзальной площади. Это будет достойный собирательный памятник женщинам-летчицам 16 ВА погибшим в разные годы и разных местах, не забывая, что орловская земля-- родина Н.Н. Поликарпова. Памятный Знак -- как символ вклада Орловщины для Победы в Великой Отечественной воине. Есть автор идеи--Сергеев А.В. координатор проектов Всероссийского движения Русского Космического Общества «Сохраняя Память».

Ищем и ждем: меценатов и инвесторов, архитекторов и скульпторов, оригинальные предложения для воплощения идеи в действительность.

Четвертая проблема. Однако, остается открытым главный недочет в работе–это транслирование ошибочных, непроверенных фактов, отдельные авторы ярко «приукрашивают» детали ночного тарана и факты из жизни героев. Не стоит приукрашивать, и щеголять, что кто-то из авторов очередной статейки нашел яркие моменты жизни героев. Прежде следует убедиться в исторической достоверности факта.

Подвиг молодых людей А.П. Поляковой и Е.А. Сагайдакова (теперь определенно называем: семейного экипажа) не нуждается в убеждении героического поступка. Особое время для Родины высвечивало особые подвиги миллионов молодых юношей и девушек ради нас с вами, живущих сегодня.

Лейтенант Лелес В.И. комиссар Областной организации ССО,

Юсупова Н.С.(Трубецкая) Движение «Глазуновка помним».

Автор обложки статьи Горохов Ю. И., Рязань.

Орёл-Глазуновка. июнь - июль 2024г.