Авиация Общего Назначения

Российская авиация общего назначения отстает от мировой на 50 лет

Но отрасль сможет интенсивно развиваться даже в нынешней экономической ситуации, если ей создать приемлемые правовые условия. Эти и другие заявления звучали на Первом Всероссийском Конгрессе авиации общего назначения (АОН), который состоялся в пятницу, 19 апреля 2019 г., и собрал около 300 представителей отрасли из разных регионов нашей страны. В отличие от гражданской авиации, на сегодняшний день обеспеченность российского населения воздушными судами АОН составляет 3,1 единицу на 100 тысяч чел[1]. Для сравнения – в США обеспеченность населения этим видом авиации выше в 25 раз (76,5 воздушных судов на 100 тыс. человек), без включения в статистику данных по штату Аляска, где в силу труднодоступности территорий для транспорта, наличие авиации общего назначения является доминирующим (1014 самолетов на 100 тыс. чел.). При этом, отмечали участники Конгресса, 80% российских территорий обладают такой же малой доступностью, как и Аляска, и нуждаются в воздушных перевозках на короткие маршруты.

Во всем мире АОН – это неотъемлемый инструмент экономического роста и поддержания эффективной транспортной инфраструктуры, который способствует воспитанию профессиональных кадров, разработчиков и производителей, а также является неотъемлемой частью оборонного резерва страны. Так, в открытых источниках указывается, что в АОН США в 2011 году было занято более 1 000 000 человек, 100 000 из которых являются частными пилотами. В России похожие данные отсутствуют.

В 2018 годупо решению Министра обороны РФ были созданы пять классов с авиационной подготовкой при военных училищах в разных регионах страны. Так, классы были открыты в Суворовском и Тверском училищах, Краснодарском, Петрозаводском и Ставропольском Президентских кадетских корпусах, а со следующего года класс откроется в Нижнем Новгороде. Но цель данной программы, прежде всего, поднять мотивацию и интерес к лёгкой авиации; в настоящее время авиация общего назначения испытывает колоссальный кадровый голод вследствие минимального количества профессиональных летных учебных заведений для подготовки не только лётного состава, но специалистов и инженеров авиационной службы. Так, на Конгрессе звучало, что в стране сейчас функционирует всего 10 учебных заведений – 6 самолетных, два вертолетных, один пассажирский и один аэростатный. Для сравнения – в США действует порядка 600 летных школ, около 70% слушателей которых составляют иностранные пилоты, в том числе, и из России.

Основной проблемой, которая, по единодушному мнению участников Конгресса, не дает развиваться авиации общего назначения, является правовая и управленческая зарегулированность отрасли, наличие запретительного регулирования предпринимательской деятельности АОН, что не только не позволяет двигаться вперед, но и серьезно нарушает наработанную за годы позитивную практику.

«На сегодняшний день отрасль испытывает большой прессинг со стороны государства, связанный налогообложением и проблемами землепользования при создании инфраструктуры АОН, аэродромов и летных площадок, не говоря уже о частном инвестировании, - утверждает Николай Мазурин, Президент Федерации авиации общего назначения России, – А ведь это формирование новых рабочих мест и не только. Сейчас у нас в стране практически свернута система подготовки частных пилотов и технического персонала для АОН, отечественное авиастроение фактически прекратило свое существование. Сейчас у нас в государстве отсутствует отраслевая программа авиации общего назначения. А ведь отрасль может развиваться за счет частных и корпоративных инвестиций, как это происходит во всем мире. Наша задача - добиваться изменений в Воздушном кодексе РФ и участвовать в разработке целевой программы развития АОН».

Так, на сегодняшний день, закрепленное российским законодательством понятие авиации общего назначения (АОН), как «гражданской авиации, не используемой для осуществления коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ», является несовершенным, тормозит развитие АОН, а также является не соответствующим нормам ИКАО[2]. Понятия и нормы, действующиев настоящий момент, порождают коррупцию, недобросовестную конкуренцию и произвол со стороны регулирующих органов.По мнению участников Конгресса, пункт Воздушного Кодекса РФ, определяющего термин АОН, должен быть сформулирован так: «гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок, должна относиться к авиации общего назначения».

«На сегодняшний день мы - гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ. А значит, что нам запрещено абсолютно всё, - считает Сергей Минигулов, Первый Вице-президент Объединенной федерации спорта сверхлегкой авиации России, Член Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития АОН и НИТ ГЛОНАСС,- Термин АОН должен звучать так –«гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок». Точка. Да, он не идеален, но он переходный и позволяет развиваться дальше. Европа уже идёт дальше, а мы ещё не подошли к тому, что должны были сделать 20 лет назад.

«Госдума как из рога изобилия выдаёт законы в большей степени ограничительные и запретительные, - отметила Вера Ганзя, действующий Депутат Государственной Думы РФ, выступая на Конгрессе, - Предлагаю подготовить грамотные предложения и указать законы и правовые-нормативные акты, которые мешают АОН жить и развиваться.Сегодня есть огромная востребованность в отраслях нашей экономики в малой авиации, в том числе в сельском хозяйстве и транспортной сфере. Если АОН не требует финансовых вливаний, а только урегулирование нормативно правовых актов, то мы вместе можем это решить. У нас есть государственная программа развития авиационной промышленности на 2013-2025 годы. В неё сейчас вносятся различные изменения, все вместе мы справимся со всеми насущными проблемами».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В ходе Конгрессабыл принят Меморандум, основные резолюции которого являются необходимыми для развития авиации общего назначения.

АОН России - это авиация, требующая упрощенного регулирования;

АОН России - это базовый сектор в системе деятельности авиации

АОН России - это эффективное партнерство между обществом и властью;

АОН России - это площадка для подготовки авиационных кадров;

АОН России - это опора для промышленного и производственного потенциала страны;

АОН России - это современный саморегулируемый сегмент на основе международной практики;

АОН России - это площадка для развития авиационного спорта и молодежного технического творчества на основе передачи части полномочий профессиональным сообществам.

Оргкомитет Конгресса

www.flarf.ru

f@flarf.ru

В подготовке пресс-релиза были использованы цитаты из выступлений следующих участников Конгресса.Николай Мазурин, Президент Федерации авиации общего назначения России.

Сергей Минигулов, Первый Вице-президент Объединенной федерации спорта сверхлегкой авиации России, Член Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития АОН и НИТ ГЛОНАСС.

Заместитель начальника управления РосавиацииДуданов Вячеслав Геннадьевич

Генеральный директор «Авиатэксим» Загозин Олег Викторович

Президент федерации планерного спорта России Рябчинский Сергей Васильевич

Генеральный директор «Аэропорта «Горно-Алтайск» Круглов Сергей Фёдорович



[1] Все данные взяты из официальных докладов спикеров Конгресса (авторы цитат указаны ниже).

[2]Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International CivilAviationOrganization) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.