Авиация Общего Назначения

Станислав Новик, спецкор журнала "КР". Не Небо, а Небушко

Порой не так удивителен самолёт, как его экипаж. В этом я убедился, когда услышал о самом необыкновенном аэроклубе в Москве и, возможно, в России. Детский клуб "Авиатор", находящийся в Москве - не просто клуб по интересам для влюблённых в Небо детей, но и самый настоящий учебный центр. Когда я узнал об этом месте от друзей, я с трудом поверил в существование подобной организации. А когда воочию увидел, был по-настоящему удивлён. Они учат детей летать!

В тот же день я связался с клубом и договорился о встрече с его директором, Евгением Ивановичем Мартынюком, и уже через пару дней сумел нанести им визит. По прибытию на место я внимательно изучил место, где располагается клуб. Помещение находится в здании кинотеатра и представляет собой обширную комнату наподобие ангара или выставочного зала. Она выполняет множество функций: это и лекционный зал, и ангар с тренажерами самолетов, и помещение для практических занятий. На пороге меня встретил весьма колоритный персонаж, одетый в специальный комбинезон, спасательный жилет и шлем. Сразу бросилось в глаза: на пол нанесена разметка, какая бывает на аэродромах - этакая взлетная полоса от самых дверей, над которой раскинул свои крылья могучий ракетоносец Ту-95. Разумеется, он нарисованный. Под потолком и на полках - повсюду - стоят модельки самолетов. А посреди зала в окружении рядов кресел на подставке находится часть крыла самолета. Удивительнее всего было её предназначение: как позже мне объяснили, это стол. Весьма остроумное применение в столь необычном месте - делать учебные записи об авиации прямо на крыле.

***

Встреча прошла в тёплом и приподнятом настроении, а разговор с директором клуба преподнёс мне массу сюрпризов. На каждый из них он отвечал весьма развёрнуто. Кроме того, он с радостью рассказал мне о том, как пришёл к мысли о создании детского клуба «Авиатор». Коротко и ясно он показал мне свой профессиональный путь лётчика.

- Меня зовут Мартынюк Евгений Иванович, я руководитель этого клуба. Я начинал свою жизнь с того, что жил в авиационном городке. Мой отец был лётчик гражданской авиации. Я жил, можно сказать, в аэропорту. Это очень сильно повлияло на меня, особенно, когда я общался с отцом. Он был опытный пилот – 21 тысяча часов налёта! Мой родной брат, кстати, тоже лётчик. Мой сын уже в свои пятнадцать лет летает и на планерах, на самолётах и вертолётах.

В старшем классе я совершал прыжки с парашютом, три прыжка, а потом в ДОСААФе на планере Blanic L-13, окончил Тамбовское училище лётчиков. Там я освоил L-29 и Ту-134УБЛ. Потом я служил в Вооружённых Силах, в Военно-транспортной авиации, летал там на Ан-12. Потом служил в Федеральной пограничной службе, где летал на Ан-24 и Ан-26. За время службы совершил 200 прыжков с парашютом и ушел в запас в звании майора. Уволился с должности начальника поисково-спасательной парашютно-десантной службы авиаполка. Лет десять после этого я работал в коммерческих структурах, много где учился. Работал топ-менеджером, но это меня по жизни не устраивало. Три с половиной года назад я купил кабины самолётов и открыл первый клуб. Так всё и началось.

***

- Скажите, чем занимается ваш клуб?

- Клуб создан для обучения школьников в возрасте от девяти до шестнадцати лет, готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения. Мы готовим ребят на летчиков, инженеров, диспетчеров и конструкторов. Занятия проходит таким образом: Они приходят, надевают элементы авиационной формы – специальные сигнальные жилеты с нашивками и курсантскими погончиками и фуражки. Есть еще и парадная форма одежды, белая рубашка и погончики.

Все носят одинаковые зелёные жилеты и фуражки, а один ходит в красном. Считается, что преподаватель у нас Big Boss, а ребёнок в красном жилете – это Small boss. Каждый раз у нас боссы разные. Это делается для того, чтобы каждый получал навык управления своими же коллегами. Как капитан управляет и пилотами, и стюардессами, так и ребята руководят друг другом. Они помогают выполнять упражнения, помогают держать дисциплину во время занятий, распределяют экипажи. Такое вот интересное направление, Small Boss.

Занятие проводят два человека – это, как правило, пилот и техник, который разбирается в авиации и тренажёрах, готовый в кратчайшие сроки починить тренажёр и устранить неполадку. Всё очень просто – дети могут сломать что-то по неосторожности. Мы на них не ругаемся, а просто чиним, сколько бы раз этот тренажёр не ломали. С этим вопросом мы уже смирились.

В течение часа мы проходим теорию – это аэродинамика, навигация и самолётовождение, конструкция, принцип действия основных систем самолета. Потом делаем упражнения на правильное развитие координации движений, тренировку вестибулярного аппарата и тренировку памяти. После этого делимся на экипажи, рассказываем, какое будет полетное задание, экипажи выполняют полёты в кабинах самолётов: одни летают, а другие работают диспетчерами, а остальные тем временем рисуют по эскизам модели самолётов – они показаны на экранах.

Это один вид занятий, а второй вид – это выезды. Мы выезжаем в Домодедово, Шереметьево, Внуково, Чкаловское, Большое Грызлово, Мячково и другие аэродромы. Там ты ездим, летаем, общаемся с людьми, больше узнаём о работе гражданских и военных авиационных специалистов. Ещё мы регулярно летаем в аэротрубе. Кроме того, к нам приходит очень много гостей, которые добились больших успехов в авиации и космонавтике. Цель здесь очень простая – чтобы ребята увидели, что есть такие же люди, как и мы с вами, забывшие такие слова как «лень», «не могу» и «не хочу». Они показывают детям, что если вы занимаетесь работой над собой, – а это очень непросто, - то перед вами открыты все двери и вы можете достичь чего угодно. Гости часто рассказывают и про себя, делятся секретами, обучают школьников тому, что нужно делать сегодня, чтобы добиться больших успехов завтра в авиационных профессиях. Конечно, они рассказывают подробно и про свою работу, и про специализацию.

Мы также проводим экскурсии, к нам приезжают целыми классами и на полтора-два часа погружаются в мир авиации. Им рассказывают про самолёты, как они устроены, как лётчики ими управляют. Мы делаем все вместе упражнения на развитие координации и вестибулярного аппарата, и рассказываем часть из того, что проходят у нас на теоретических курсах. После этого часть из них летает на тренажёрах, а другая часть изучает аварийно-спасательное оборудование. Мы также проводим семейные авиационные экскурсии и детские праздники.

А ещё к нам приезжают дети, которые, к сожалению, лётчиками уже не смогут стать. Это дети из фонда Хабенского и «Подари жизнь», и многих других. Разные ребята приходят. На них невозможно смотреть без слёз, мы порой с трудом держимся. У них обычно уже и волос нет, они уже и в респираторах, и под капельницами… - Евгений вздохнул. Было понятно, что говорить на такие темы всегда тяжело. Помолчав, он продолжил рассказывать, - И большие, и маленькие. У них ещё много ограничений по передвижению. Мы им тоже всегда рады. Естественно, всё это мы проводим бесплатно. И там мы уже стремимся как-то показать, что жизнь прекрасна, и надо наслаждаться каждым мгновением. Как бы то ни было, что у них со здоровьем проблемы. Всё равно, нужно хотя бы показать, что всё в наших руках, и надо бороться и побеждать болезнь, надо выздоравливать и достигать и достигать той Мечты, которая есть у каждого ребёнка. Мы всегда проводили такие встречи, и будем проводить их всегда.

Скоро клубу будет три года. За эти три года было три авиационных клуба в Москве. Недавно нас «обрадовали»: администрация Детской государственной библиотеки, где находился один из клубов, сказали: «освобождайте помещение, у нас другие планы на него. Поэтому их остаётся два: один на Свиблово, улица Снежная дом 18, другой на Тушинской, проезд Стратонавтов дом 15, в школе Союза Машиностроителей России.

Уникальность клуба заключается в его технике: клуб имеет две кабины самолётов Як-40, переделанные под тренажёры, кабина от Embraer-120, также переделанная под тренажёр, кабина Су-27 – аналогично. Также есть лёгкие открытые тренажёры таких самолётов как Cessna. Ещё есть тренажёр примерно напоминающий Boeing -737. Ещё у нас есть два механических тренажёра.

Самый лучший результат нашей работы – это то, что мы мотивируем детей хорошо учиться, следить за своим здоровьем и заниматься спортом. У нас дружная атмосфера, дети дружат и общаются, начиная свой путь в авиации. Дети, однажды посетившие нас, приводят с собой друзей. Кроме того, мы избавляем их от пагубного влияния улицы – сигарет, алкоголя и наркотиков. Это лучшая награда для нас, я так считаю. Ведь эти дети – наша будущая смена: лётчики, механики, конструкторы, диспетчеры.

- Есть какие-нибудь требования, чтобы сюда попасть?

- Первым делом мы смотрим на ребёнка, а он – на нас. У нас бывали случаи отказа из-за недисциплинированности. То есть, во время занятия ребёнок говорил даже больше преподавателя, не слушает, что ему говорят, отвлекает других, встаёт, куда-то ходит. Вторая причина, по которой дети могут не ходить – это связанная с возрастом. То есть, приводили и в восемь, и в девять лет. Они слишком малы, чтобы понимать такие сложные вещи, которые здесь объясняют. Они ещё не готовы воспринимать это. Например, многие из наших учеников знают формулу подъёмной силы, и многое другое. Кроме того, у нас очень много терминов на иностранных языках. Дети в таком малом возрасте просто ещё не проходили этого в школе и не сталкивались с этим в жизни.

- А что касается лётной практики, вы выезжаете для этого на аэродромы?

- Да, мы стараемся, чтобы все дети полетали, поэтому делаем всё возможное. Это очень больная тема – сами знаете ведь, сколько стоят полёты. Но, тем не менее, мы постарались – и они полетали на планерах Blanic L-13. В Мячково и Большое Грызлово мы полетали с «ЧелАвиа» на Sierra-2002 «Technam» и в «Аэросоюзе» полетали ещё на вертолётах Robinson-44 и Robinson-66. С нашей точки зрения, мы и дальше будем стараться, чтобы ребята летали, это очень важно. Конечно, летать на тренажёрах – это хорошо, изучать теорию – тоже отлично, но летать нужно обязательно. Поэтому мы ищем энтузиастов, которые готовы нам помочь с полётами детей. Были такие случаи, когда люди летали, арендовали самолёты и приглашали нас. И расходы, связанные с топливом они также брали на себя. А мы готовились. Так мы и летали, с предварительными инструктажами, полётными заданиями, и ребята прекрасно понимали, что от них требовалось в полёте.

- Скажите, а что ждёт курсантов после выпуска? – задал я вопрос, который очень сильно меня волновал. Всё-таки, дети, обладающие такими знаниями должны иметь некоторое преимущество при поступлении в профессиональные вузы, связанные с авиацией.

- После окончания мы выдаём им справку о том, что они прослушали и изучили дисциплины, имеют определённое количество часов налёта на тренажёре и на летательных аппаратах. Сейчас мы работаем с такими учебными заведениями как МАИ и МГТУ ГА, Санкт-Петербург, Ульяновск и Краснодар с целью заключить договоры по сотрудничеству. Это делается для того, чтобы ребята имели при поступлении в эти заведения преимущество перед другими кандидатами.

Услышав такой ответ, я был вне себя от радости за всех детей, решивших посетить этот клуб. Мои догадки и надежды мигом подтвердились, это не могло не радовать. Конечно, не каждый, к сожалению, может стать пилотом, но знания, полученные в детском клубе «Авиатор», позволят в будущем детям остаться в авиационной сфере, не зарывая свои проявившиеся таланты. Построить жизнь на мечте – это ли не счастье?

Многие темы затронули мы в тот вечер. Это были и задумки по развитию клуба, и мероприятия, которые должны пройти в ближайшее время и в обозримом будущем. А я загорелся надеждой, что где-то в России может появиться ещё один такой маленький аэроклуб. Пару слов Евгений сказал мне об отношении всех членов клуба к Небу.

- Знаете, у нас нежелательно говорить слово «небо», - сказал он, перед прощанием, - У нас говорят «Небушко». Когда мы называем его так, то этим мы выражаем свою любовь к нему. И мы воспитываем детей таким образом, чтобы они шли в авиацию не за рублём, а по любви к небу. Именно так поступал в училище я. Это очень здорово, потому что люди, которые приходят по любви к небу и по романтике станут лучшими специалистами, чем те, кто гонится за деньгами. Они будут лучше учиться и станут непревзойдёнными профессионалами.

А ещё мы не говорим «до свидания», мы жмём друг другу руки, по-взрослому смотрим в глаза и говорим либо «встречного на взлёте», либо «попутного на эшелоне». Вот такими традициями мы друг друга окружаем.