Авиация Общего Назначения

«СТРЕЛЬБОМ - ВОЗДУХОБОЙ» (1921-1927 г.г.)

Глава из (не опубликованной) книги «Крылатый регион», публикуется в сокращённом виде.

Из Москвы в Серпухов

В обстановке гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1921 годов, для защиты социалистического отечества крайне необходима была подготовленная, обученная и технически оснащённая армия.

В числе вновь созданных военных учебных заведений молодой Советской республики была «Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания». Новую авиационную школу начали формировать в Москве на территории Николаевских казарм, на Ходынском поле.

1 Авиашкола 1921 г ..jpg

Авиашкола. Москва 1921 г.

Формирование авиашколы было поручено участнику Гражданской войны, бывшему офицеру царской армии, военному летчику Капустяну Константину Федоровичу, который был назначен на должность начальника 5 декабря 1921 года. Из приказа по Школе Авиации Рабоче-крестьянского Красного Военного Воздушного Флота № 365 от 31 декабря 1921 года г. Москва: … «§10: Сотрудника формирующего школы воздушной стрельбы и бомбометания тов. Капустян, зачислить при школе на провиантское, приварочное, чайное, табачное и мыльное довольствие с 1 января 1922 года».

Командование в срочном порядке приступили к поиску постоянного места дислокации формируемой авиашколы. Одним из условий нового места базирования должно было быть наличие большого озера, что позволит расположить гидрочасть школы, для подготовки морских лётчиков, также озеро предполагалось использовать как авиационный полигон для отработки учебного бомбометания и стрельбы. Постоянным местом дислокации школы первоначально предполагался город Ростов – Ярославский, на озере Неро, затем рассматривался район возле станции Подсолнечная, Сенежское озеро, село Солнечногорск, Клинского уезда. Ещё одним вариантом был город Переяславль, на озере Плещеево, но местом базирования новой авиационной школы был выбран подмосковный город Серпухов, рядом с которым находится Павленское озеро – Цимлянка.

2 Капустян 1923 г .jpg

Первый слева Капустян К.Ф. 2-я военная школа летчиков, г. Борисоглебск 1923 г.

24 июня 1922 года вновь созданная «Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания» начала своё перебазирование из Москвы с поста «Николаевские казармы» в город Серпухов, к новому месту постоянного базирования. В этот день в Серпухов перелетел первый отряд самолётов.

1 августа 1922 года в школу влит личный состав Дивизион Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Ввиду окончательного износа материальной части, Дивизион Воздушных Кораблей был ликвидирован, его имущество передано на создание новой школы Воздушной Стрельбы и Бомбометания. Из четырёх самолётов в более-менее сносном состоянии был только один - «Муромец» из 2-го отряда Туманского, бывший «7-й корабль» (№ 285). Председатель ликвидкомиссии лётчик Б. Н. Кудрин в 1922–1923 годах на этом изношенном «Муромце» совершил около 80 полётов, которые произвели неизгладимое впечатление на жителей города Серпухова.

Серпуховской Владычный женский монастырь

Владычний Введенский женский монастырь основан в 1360 году московским митрополитом святителем Алексием. В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычного монастыря преподобного Варлаама. 1598-1609 годах осуществилась полная перестройка монастыря на средства Бориса Годунова в честь бескровной победы на реке Оке. В 1806 монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императору Александру I с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий…

Строения монастыря в слободе, в 1922 году, были в ветхом состоянии. Отдельные части территории и помещений Владычного монастыря в Серпухове стали местом базирования новой авиашколы. В жилых корпусах монастыря разместили классы, казармы, офицерское общежитие и красноармейские команды. Кресты, в то время, с храмов не снимали и в некоторых из них продолжались богослужения. Служебные помещения авиашколы расположили в Серпухове в зданиях Коммунального Отдела, которые были разбросаны по всему городу. Управление школой, штаб и общежитие слушателей, разместили на площади «Третьего Интернационала», сейчас площадь Ленина, дом 14. Около месяца потребовалось, чтобы создать минимальные условия для размещения штаба и слушателей школы, оборудовать учебные классы и выровнять летное поле. Аэродром был обустроен недалеко от Владычного монастыря в пойме реки Оки, между бором и озером Долгим.

3  Введенский женский монастырь .jpg

Владычный женский монастырь. Открытка издательства Н.И. Турицына, Серпухов (1908-1911г.)

4 Монастырь 21.07.24 орр.jpg

Памятник Преподобному Варлааму Серпуховскому. Владычный монастырь, Серпухов июль 2024 г.

«Стрельбом»

В период организации школы командование столкнулось с большими трудностями при налаживании учебного процесса. Необходимо было найти знающий преподавательский и летно-инструкторский состав. Эта проблема решалась в основном за счет перевода преподавателей и лётчиков из других авиашкол, а также путём привлечения специалистов гражданских учебных заведений. На аэродроме авиаторы приводили в порядок самолётный парк. Личный состав гарнизона готовился к открытию «Авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания ГУ ВВФ Республики». Изобретательные авиаторы придумали школе краткое, но запоминающееся название “Стрельбом”.

10 августа 1922 года авиационная школа закончила формирование, приступила к учебным занятиям и состоялись первые полёты. Полёты на самолетах «Ваузен», «Сопвич», «Ньюпор-17», «Ньюпор-23» и «Илья Муромец» выполняли летчики-инструкторы и руководящий состав авиашколы. «Годовой праздник школы установлен на 10 августа Приказом РВСР 1923 г. № 641 в память формирования Школы».

6 Формуляр.jpg

7  Формуляр 2.jpg

Исторический формуляр Военной школы воздушного боя, г. Серпухов. Составлен 23 октября 1926 г.

30 сентября 1922 года начальником серпуховской авиашколы был назначен Василий Иванович Чекалов, который руководил авиашколой до май 1924 года. Главной задачей обучения в школе было углубление теоретических знаний, совершенствование техники пилотирования и обучение боевому применению.

8  Чекалов В.И.  .jpg

Чекалов В.И.                    

2 января 1923 года состоялся первый выпуск «Авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания». Первыми выпускниками были19 летчиков - наблюдателей (авиационных пулемётчиков).

Весной 1923 года на серпуховском аэродроме начались первые учебные полёты со слушателями истребительного и разведывательного профиля обучения. Красвоенлёты осваивали «Сопвич», «Вуазен», «Ньюпор», «Фарман» и другие марки иностранных самолётов.

Интерес жителей Серпухова к различным событиям в авиации стал всеобщим, авиашкола и город быстро подружились. Несмотря на опасность авиакатастроф, жители города полюбили авиационные зрелища. Прообразом этих авиационных праздников стали так называемые «аэрогулянья». Серпуховская газета «Набат» от 3 июля 1923 года писала: «Воскресенье… На приокский луг потянулся пестрый человеческий поток. А на аэродроме, против ветра, выстроился ряд самолётов, окруженных плотными группами любопытных. В открытое гнездо «Вуазена» влезает военком. Речь короткая. Пять минут. А теперь полеты! Истребитель взмывает к небу. За ним другой, третий. Небо застонало. Головы толпы запрокинуты. А на горизонте со стороны Москвы рисуется пара самолётов гостей. Незнакомцы совершенно непринужденно демонстрируют высший пилотаж и наконец, классическая посадка. Платные полёты привлекают порядочную группу желающих. Кроме того, имеются счастливчики, выигравшие в лотерее билет на полёт. «Илья Муромец» уже шевелит винтами. Из окошка кабины улыбаются и машут платные пассажиры. Всё дальше и дальше уходит «Илья». Но быстрее всех и исправнее работает «Вуазен». На этом самолёте катаются, как на извозчике. Толпа весело ржёт, когда аппарат, вдруг, как бы снижаясь, с ревом проносится почти над головами и снова взмывает к небу… Гулянье удалось…»

Авиационные мастерские

Из донесений командования авиашколы известно, что на окраине Серпухова, в 4-х верстах от аэродрома, на улице Спасской, сейчас эта улица Урицкого, во дворе дома 44, (в то время это была окраина города), были обустроены авиационные мастерские авиашколы. В авиамастерских имелись: моторная мастерская, слесарно-механическая мастерская, столярный цех, сборочный цех и силовая станция.

9 сборочный цех Авиамастерские .jpg

Сборочный цех авиашколы «Стрельбом». Серпухов, 12 февраля 1924 г.

10  Группа у мастерских САШ.jpg

Группа военнослужащих «Стрельбома» возле авиационных мастерских. Серпухов, 25 сентября 1923 г.

11 Авиамастерские 21.07.24 р.jpg

Современный вид бывших авиамастерских. Серпухов, июль 2024 г.  

Гараж авиационной школы

Недалеко от Управления авиашколы, которое располагалось на южной стороне площади III Интернационала, на улице Калужской, бывший склад купца М.Ф. Костякова был приспособлен под гараж авиашколы. В авиашколе имелись как легковые, так и грузовые автомобили иностранного производства, но основным видом транспорта всё же оставался гужевой.

12  Лич состав Гараж Дмитриев 1.JPG

Личный состав гаража авиашколы. Серпухов, 1923 г. 

 « Высшая военная авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания»

Осенью 1923 года специальная комиссия ЦК РКП (б) проверила состояние партийно-просветительной работы и лётной подготовки в авиашколе. На основании рекомендаций комиссии 1 октября 1923 года Реввоенсовет Республики переименовал школу в «Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания».

Новая школа подразделялась на три части: учебную, летную и техническую. В её состав входили два авиационных отряда - истребительный и разведывательный. Позже был добавлен ещё один отряд – морской. В комплексе с тактической подготовкой слушатели изучали теорию воздушной стрельбы и бомбометания, конструкцию самолётов и их оборудование, аэродинамику полета.

Несмотря на напряженный учебный процесс для горожан Серпухова устраивались экскурсии на аэродром с показом авиатехники, после чего некоторым экскурсантам предоставлялась возможность подняться на самолёте в воздух. Все это привлекало внимание населения к зарождающему военному воздушному флоту страны. По инициативе лётного и технического состава, преподавателей школы воздушной стрельбы и бомбометания была развернута широкая агитационная работа на предприятиях города в поддержку усиления Воздушного Флота. Это позволило за короткий срок собрать средства на постройку самолета «Серпуховской рабочий», позднее поступившего на вооружение ВВС РККА.  

13  Серпуховский рабочий.jpg

Самолёт "Серпуховский рабочий".

С 1924 года лётные отряды «Стрельбома» стали комплектовать из выпускников борисоглебской и качинской лётных школ. В свою очередь в эти лётные школы принимали только тех курсантов, которые прошли курс обучения в военно-теоретических школах ВВС РККА в Егорьевске или Ленинграде.

В марте 1924 года авиашколу в Серпухове окончил Грибовский Владислав Константинович, впоследствии военный лётчик, известный авиаконструктор, полковник. Аттестат Грибовского даёт представление, какие предметы изучали слушатели в 1924 году в серпуховском «Стрельбоме»:

15 Грибовский 1923 г. (3).jpg            

   Грибовский В.К. 1923 г.

16 Грибовский 1923 г. (2).jpg

Аттестат Грибовского об окончании ВВАШВСБ 20.03.1924 г.

В мае 1924 года, короткое время обязанности начальника «Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания» исполнял Корф Семен Яковлевич - выпускник киевской военной школы лётчиков – наблюдателей. В конце мая 1924 года С.Я. Корф из Серпухова был переведён в техническую инспекцию РККА в Москву. 31мая 1924 года на должность начальника авиашколы был назначен Астахов Фёдор Алексеевич.

Громов и Чкалов

Весной 1924 года инструкторов 1-й Высшей школы Красных военных летчиков РККА ВВФ Москвы, в числе которых были: Громов Михаил Михайлович, Писаренко Виктор Осипович, Качан Павел Федорович направили в город Серпухов для обучения и экстренного выпуска нескольких групп слушателей.

17 Громов М.М. .jpg

Громов Михаил Михайлович

27 мая 1924 года в серпуховскую авиашколу из Москвы для дальнейшего обучения прибыла группа авиаторов, среди которых был двадцатилетний лётчик Валерий Чкалов, который к этому времени уже окончил: «Теоретическую Военную Школу Красного Воздушного Флота” в Егорьевске, "2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного Флота" в Борисоглебске и «1-ю Высшую школу Красных военных лётчиков» в Москве.

Чкалова определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова, в процессе обучения Валерий перенял громовский почерк полета, его школу летного мастерства. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор серпуховской школы, М.М. Громов так характеризовал Чкалова: "Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано – сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении – к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял "противника", сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы".

По плану лётной подготовки Чкалов должен был окончить серпуховской "Стрельбом" в ноябре 1924 года, но в июне 1924 года его лётчику-инструктору Громову М.М. предложили работу лётчика-испытателя Научно-опытного аэродрома. Громов естественно согласился. Таким образом, Высшую военную школу воздушной стрельбы и бомбометания Чкалов окончил досрочно. В июле 1924 г. Чкалов получил звание летчика-истребителя, попрощался с Серпуховом, и для дальнейшего прохождения службы был направлен в «Первую отдельную эскадрилью истребителей» в г. Ленинград.

18  Чкалов Лапин май 1924 г. п.jpg

***

Владычный монастырь, в котором размещалась авиашкола, официально был закрыт в 1924 году, но храмы монастыря продолжали работать, но уже не как монастырские, а как приходские, т.е. городские, и в них продолжали идти богослужения.

Однако такое соседство не устраивало командование, и в июне 1924 года военком авиационной школы докладывал в Административный Отдел Московского Совета: «Считаю ликвидацию зданий культа монастыря необходимым. Соседство церквей, постоянный звон и оправление богослужений крайне вредно отражается на политическом воспитании воинских частей, не имеющих у себя помещения для клуба и ради развлечения посещающих монастырские церковные демонстрации. Кроме того, большое количество церквей в г. Серпухове даёт полную возможность безболезненно сделать это для верующих, использовать для культурных надобностей. Поддерживая ходатайство Авиашколы, Введенский храм следует использовать как музей, домовую Спасскую церковь и церковь Георгиевскую и Вознесенскую передать в распоряжение Авиашколы под культурно-просветительские цели, предложив придать зданию культа более или менее гражданский вид».

Однако, несмотря на подобные доклады, храмы продолжали работать, и лишь осенью 1927 году все церкви бывшего монастыря были окончательно закрыты, богослужения больше не велись. Оставшихся сестёр с территории монастыря выселили, а все здания и имущество было национализировано.

***

По данным исторического формуляра Оренбургского (Чкаловского) лётного училища в «Стрельбоме» в 1924 году было произведено 11 выпусков слушателей, было подготовлено и выпущено 219 Красных военных лётчиков. Подготовка слушателей в том году осуществлялась на самолётах иностранного производства: «ДХ.4» (DeHavilland DH.4); «Сопвич» (Sopwith); «Ньюпор XXIV» (Nieuport 24); «Мартинсайд» (Martinsyde).

18 Астахов 1924 г..jpg

Выпуск истребителей ВВАШВСБ с начальником авиашколы Астаховым Ф.А. Серпухов, настоятельский корпус Владычного монастыря 1924 г.

«ВОЗДУХОБОЙ»

23 февраля 1925 года в Москве прошёл военный парад в честь 7-ой годовщины образования Рабоче-крестьянской Красной армии. В тот же день Серпухов посетил Командующий легендарной Первой конной армии РККА в годы Гражданской войны, Семён Михайлович Будённый. Он встретился с личным составом «Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания» и было сделано фото возле Управления авиационной школы на площади III Интернационала.

19 Штаб авиашколы с подписью полностью .JPG

Группа военнослужащих с товарищем Будённым в день 7-й годовщины РККА. Серпухов, «Стрельбом» 23 февраля 1925 г.

20  Штаб Стрельбома  .jpg

Здание бывшего Управления «Стрельбома». пл. Ленина дом 14. Серпухов, май 2022 г.

***

1 марта 1925 года в соответствии с Приказом РВС СССР № 214 авиашкола переименована в «Военную школу воздушного боя» и переформирована по новым штатам. В связи с переименованием поменялось и неофициальное название школы: бывший «Стрельбом» стали именовать «Воздухобой». В том же году школа получила на вооружение первый отечественный истребитель «И-2», а несколько позже его модификацию «И-2 бис».

В начале 1926 года в авиашколе произошло несколько авиационных аварий. Политдонесение военкома Военной школы воздушного боя ВВС РККА тов.Супрун начальнику ПУОКР с копией Комиссару ВУЗ ВВС РККА от 2 марта 1926 года. …В школе имели место следующие аварии: - 20 февраля в 13 ч 5 м на аэродроме потерпел аварию самолет «Фоккер Д.Х», под управлением слушателя тов. Шимич (Шимич Шандор Иштванович, активный участник революции в Венгрии, будущий Генерал-лейтенант ВВС Венгрии). Авария произошла по вине ученика, благодаря разворота самолёта на большой скорости, отчего получился снос влево, левая лыжа зарылась в снег, поломалась и самолёт скапотировал. - 26 февраля в 14 ч 25 м самолет «Р-2» под управлением командира 3-го отряда Протерро Георгия. Авария произошла благодаря посадке самолета с полуопущенным хвостом на легкий рыхлый снег, благодаря чему лыжи имели большое сопротивление и самолёт скапотировал.

В июле 1926 года была ещё одна авария, в местной газете “Набат” опубликовали снимок и сообщение: «В устье реки Нара потерпел крушение последний самолет “Илья Муромец». Это было последнее использование знаменитого воздушного корабля авиационного конструктора И. И. Сикорского.

21  Последний Илья Муромец 500.jpg

                  «7-й корабль» — последний летающий «Илья Муромец». Школа стрельбы и бомбометания. Серпухов 1922 г.     

Очевидно, в связи с высокой аварийностью в марте 1926 года в авиашколу была направлена комиссия. Недостатки, обнаруженные в процессе инспектирования, были зафиксированы в Акте обследования авиашколы. Данный документ достаточно подробно показывает, в каких условиях и с какими бытовыми трудностями лётная школа готовила авиационные кадры для Военно-воздушных сил страны.

Акт обследования Военной школы воздушного боя в марте 1926 года (публикуется в сокращённом виде). С 8 по 11 марта 1926 года Комиссия в составе Председателя Помощника по политчасти Начвоенкома ВВС МВО т. Березина и членов её т. Левинаи т. Черемина на основании приказа по Политуправлению МВО от 5 марта 1926 года производила инспектирование школы Воздушного Боя ВВС РККА.

При инспектировании школы нашли следующее:

- Начальник школы т. Астахов.

- Комиссар школы т. Супрун.

- Пом. Начальника т. Черний - Пом. комиссара т. Краснов

- Партначучеб т. Смирнов

Расквартирование и материальное состояние.

Школа расположена в г. Серпухове в зданиях коммунального Отдела и разбросана по всему городу. Аэродром находится на расстоянии до 3 вёрст от Управления школой и общежития слушателей. Мастерские в 4-х верстах от аэродрома. Красноармейские команды в так называемом авиагородке (бывший монастырь) в 1 ½ -2 верстах от управления, аэродромная команда и команда полигона на полигоне в 8-9 верстах от города.

Бытовые условия. Слушатели размещены в здании учебной части. Часть хозяйственной команды размещена по бывшим кельям по 1-2 чел., очень тесно. Мастерские и техсклады размещены тесно; нет отдельных помещений для малярной и обойной мастерских, сборочная мастерская тесная и неприспособленная для производства сборки самолётов, все помещения холодные; отапливаются нерегулярно. Отдаленность от аэродрома значительно затрудняет переброску самолётов с аэродрома в мастерские и главным образом из мастерских на аэродром.

50 процентов личного состава слушателей живут на частных квартирах и, естественно, что командование школы при таких условиях не имеет возможности следить за нормальной жизнью и бытом служащих. Для довольствия слушателей хозчастью организована столовая. Стоимость питания 27 р. 50 к. Пища достаточно обильная, но приготовляется недостаточно вкусно. Баней красноармейцы пользуются 3 раза в месяц с одновременной сменой белья.

Характеристика личного состава. Лётный состав в большинстве молодой, окончивший школы после Октябрьской революции, почти на половину коммунистический. Есть два человека бывших «белых». Среди слушателей пользуется авторитетом, главным образом из-за своих лётных качеств. О некоторых инструкторах слушатели отзываются как о летающих «как боги». Имеет место своеобразный патриотизм своей специальности и окончивших Борисоглебскую и Качинскую лётные школы. Имеет место некоторая тягость теоретическими занятиями. Морлёты (слушатели морского отделения авиашколы) отличаются от остального состава щегольством.

Требование четких воинских отношений принимается на аэродроме частью лётного и технического состава, как нечто лишнее и только затрудняющее нормальную работу. Лётный и технический состав можно встретить в не лётное время и вне аэродрома в полётном обмундировании.

Учебная работа.

Вследствие неудобства аэродрома, во первых по своей отдаленности от центра школы и по своему расположению, лётная работа проходит с перебоями. Для школьной работы аэродром не пригоден, так как он в течение около 2 месяцев во время половодья заливается, а с другой стороны взлёт самолёта нагруженного бомбами возможен только в одном (юго-западном) направлении, т.к. аэродром почти со всех сторон окружен запретными зонами (село, ж/д., мост, город, ангары, бомбохранилище). Бывают случаи, что иногда по 2-3 недели приходится ждать благоприятного юго-западного ветра, чтобы оканчивающие слушатели могли сделать по 1-2 последних полёта. Полигон по своим размерам мал и не дает возможности произвести бомбометание с боевой высоты.

Выводы: - Расположение школы чрезвычайно неудобно и мешает школе выполнять её назначение, а также установлению нормального воинского порядка.

22 Астахов 1926 г.jpg

Школа «Воздухобоя». Владычный монастырь. Серпухов, 1926 г. Рядом с водителем начальник авиашколы Астахов. 

23.jpg

24-й выпуск истребителей «Воздухобоя». Серпухов, 5 марта 1926 г.

Выводы комиссии и доклады командования сыграли свою роль. Начальником ГУ РККА 4 апреля 1927 года было принято решение о перебазировании «Военной школы воздушного боя» из Серпухова в город Оренбург. 14 апреля 1927 года начальник 3-го отдела Управления ВВС РККА товарищ Капустян направил Начальнику Военной школы воздушного боя письмо – уведомление, следующего содержания: «Согласно сношения Начальника ГУРККА от 4/IVс.г. вверенная Вам школа будет переброшена в г. Оренбург осенью текущего года по окончании строительных работ и ремонта зданий, отведённых для школы. Срок переброски будет установлен дополнительно»...

Оренбург был выбран новым местом дислокации школы не случайно. Достоинствами его было более выгодное географическое расположение в глубоком тылу страны на границе Европы и Азии. На случай войны оно гарантировало бесперебойную деятельность военного учебного заведения. Привлекательными для лётчиков были метеорологические условия. Большое количество солнечных дней в году в столице степного края было благоприятным для курсантских полётов. Началась подготовка к перебазированию учебной истребительной эскадрильи Школы. Тем не менее, авиашкола до осени 1927 года продолжала свою работу по подготовке военных авиационных кадров страны.

24.jpg

Выпускники - истребители Школы Воздушного Боя. Серпухов, август 1927 г.          

Серпуховской «Стрельбом» и «Воздухобой» дал путёвку в небо многим военным лётчикам, лучшие из которых стали лётчиками-испытателями, а лучшие из лучших были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Лётчики-инструкторы авиашколы Герои Советского Союза (1922-1927 г.):

Громов Михаил Михайлович - генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза (28.09.1934 г.), заслуженный лётчик СССР, профессор.

Слепнёв Маврикий Трофимович, Герой Советского Союза (20.04.1934 г.), полковник, лётчик полярной авиации, один из первых Героев Союза ССР.

Выпускники авиационной школы Герои Советского Союза (1923-1927 г.):

Рязанов Василий Георгиевич, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза (22.02.1944 г. 02.06.1945 г.), 1927 год выпуска

Антошкин Иван Диоминович, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (20.05.1940 г.), 1927 год выпуска.

Горюнов Сергей Кондратьевич, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза (28.04.1945 г.), 1926 год выпуска.

Джибелли Примо Анжелович, капитан, итальянец, лётчик-испытатель, участник Гражданской войны в Испании, Герой Советского Союза (31.12.1936 г., посмертно), 1924 год выпуска.

Птухин Евгений Саввич, генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза ( 21.03.1940 г.), 1924 год выпуска.

Пумпур Петр Иванович (Петерис Ионович), генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза (04.07.1937 г.), 1924 год выпуска

Торопчин Николай Степанович, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (21.03.1940 г.), 1927 год выпуска.

Туржанский Борис Александрович, полковник, лётчик-испытатель, первый Герой Советского Союза, удостоенный этого звания за боевые заслуги (31 декабря 1936 года), 1923 год выпуска.

Чкалов Валерий Павлович, комбриг, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (24.07.1936 г.) 1924 год выпуска.

Шахт Эрнст Генрихович, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (31.12.1936 г.), 1925 год выпуска.

Юмашев Андрей Борисович, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (1 сентября 1937), 1924 год выпуска.

Выпускники и инструктора авиашколы лётчики – испытатели (1923-1927 г.):

Анисимов А.Ф. - лётчик-инструктор Бирбуц Б.Н. – слушатель 1923 г. выпуска Бирюков Г.А. – слушатель 1926 г. выпуска Буткин Д.И. – слушатель 1926 г. выпуска Гроздь И.Ф. – слушатель 1923 г. выпуска Громов М.М. - лётчик-инструктор Герой Советского Союза Гусаров А.Н. – слушатель 1925 г. выпуска Джибелли П.А. - слушатель 1924 г. выпуска Жиркович Г.В. - лётчик-инструктор Кастанаев Н.Г. - лётчик-инструктор Качан П.Ф. - лётчик-инструктор Квасов И.А. – слушатель 1926 г. выпуска Коннэрт В.С. – слушатель 1923 г. выпуска Корзинщиков С.А. – слушатель 1924 г. выпуска Котельников М.В. – слушатель 1927 г. выпуска Кошиц Д.А. – слушатель 1925 г. выпуска Кудрин Б.Н. - помощник начальника авиашколы Меч Ф.Ф. – слушатель 1926 г. выпуска Миндер К.П. - слушатель 1924 г. выпуска Минов А.Г. – слушатель 1927 г. выпуска Неклюдов П.Г. - слушатель 1924 г. выпуска Никашин А.И. – слушатель 1927 г. выпуска Павлушов П.Л. – слушатель 1923 г. выпуска Писеренко В.О. - лётчик-инструктор Снегирёв М.А. - лётчик-инструктор Степанчонок В.А. – слушатель 1926 г. выпуска Туржанский Б.А. – слушатель 1923 г. выпуска Ульсен А.А. – слушатель 1925 г. выпуска Чкалов В.П. - слушатель 1924 г. выпуска Герой Советского Союза Шарапов А.Р. – начальник лётной части Юмашев А.Б. - слушатель 1924 г. выпуска, Герой Советского Союза Юнгмейстер Л.А. - начальник лётной части

Серпухов - Оренбург

В середине августа 1927 года начальниками служб школы был выполнен расчёт подвижного железнодорожного состава требуемого для переброски авиашколы. Перебазированию подлежала авиационная мастерская, в состав которой входили: силовая станция, металлообрабатывающий и деревообрабатывающий цех, самолётно-сборочный и моторный цех, малярная и обойная мастерская. Перевозки подлежал: склад горюче-смазочных материалов, склад боеприпасов, пулемёты для самолётов, запасные моторы, воздушные винты, капоты, шасси, запасные плоскости к самолётам и моторам, инструменты. Необходимо было перевезти гараж авиашколы с его оборудованием, 9 грузовиков, 2 санитарные, 1 пожарную и легковую машины, аэродромное и противопожарное оборудование, оборудование и самолёты разведывательной эскадрильи - 16 штук, переходные и истребительные самолёты - 12 штук. На новое место базирования также надо было перевезти имущество учебной, строевой и санитарной части, имущество столовых, конюшни с лошадьми и повозками. К новому месту базирования переезжал и личный состав авиашколы: преподаватели, лётчики-инструктора, командный состав и члены их семей, красноармейцы с имуществом и вооружением…. Даже этот далеко не полный список имущества и личного состава, который необходимо было перевезти к новому месту, показывает, какая сложная и ответственная задача стояла перед командованием авиашколы в этот период.

Было сформировано 5 железнодорожных эшелонов для транспортировки имущества из Серпухова в Оренбург. 9 сентября 1927 года Приказом Начальника ВВС РККА была утверждена дата перебазирования «Военной школы воздушного боя» в город Оренбург, и была назначена дата перелёта 9 самолётов «Р-1 М-5» по маршруту Серпухов – Оренбург. Приказом командования ВВС промежуточным аэродромам предписывалось организовать встречу 9 самолётов в период с 5 по 8 октября. Необходимо было сосредоточить нужное количество горючего и смазочного вещества для пополнения их самолётов, организовать обслуживание метеорологическими сведениями по пути перелёта Серпухов - Липецк – Сызрань – Оренбург.

Перелёт был назначен на 7 октября 1927 года, но, к сожалению, он не обошёлся без происшествия - произошла авиационная катастрофа. Из доклада командования: «7 октября 1927 года в 8 часов, на аэродроме школы потерпел аварию школьный самолёт «Р1-М5». Находящиеся в самолёте инструктор 1 разряда Школы военлёт Макаров И. и младший авиамеханик Нарушевич разбились насмерть. Причины аварии выясняются».

Перелёт оставшихся 8 самолётов из Серпухова в Оренбург прошёл без происшествий. 16 октября 1927 года перебазирование имущества, самолётов и личного состава серпуховской «Школы воздушного боя» в город Оренбург завершилось.      

25.jpg          

Здание Оренбургского кадетского корпуса, в котором разместилась ВШВБ из Серпухова      

7 ноября 1927 года состоялось торжественное открытие перебазированной из Серпухова в Оренбург авиационной школы. В начале октября 1928 года в Оренбург из Ленинграда перебазируется «Высшая школа летчиков-наблюдателей», объединенная школа получила название «Третья военная школа лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова», впоследствии «Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени И. С. Полбина».

Предвоенный период

После перебазирования «Воздухобоя» в Оренбург в Серпухове была оставлена учебная авиационная разведывательная эскадрилья. Командиром эскадрильи был назначен Стойлов Алексей Георгиевич. В период с 1927 года по 1930 год здесь готовили группы летчиков из Испании, Китая, Кореи, Турции, Афганистана. В мае 1930 года на базе Серпуховской учебной разведывательной авиационной эскадрильи и переведенного в Серпухов 82-го тренировочного авиационного отряда ВВС Московского ВО была сформирована "6-я Серпуховская окружная военная школа пилотов УВВС МВО", затем "6-я Серпуховская Военная школа пилотов ВВС РККА".. Начальник школы – с декабря 1931 года по май 1933 года был Жигалев Николай Алексеевич, выпускник Ленинградской высшей школы летчиков-наблюдателей.

26.jpg

Лётный состав, «6-й Серпуховской Военной школы пилотов». Серпухов 1931 г. Н. А. Жигалев первый ряд третий справа

С 1932-го по 1938-й годы на сборы в летние лагеря выезжали слушатели Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. На серпуховских аэродромах они совершенствовали свое мастерство.

Ещё в Серпухове базировалась «Серпуховская военная авиационная школа механиков». В начале войны школу эвакуировали в Кзыл-Орду (Казахстан), а в 1949 расформировали.

Здесь находилась также 107-я Академическая бригада ВВС, лётному делу обучались командующие общевойсковыми армиями.

Но это, как говориться, уже совсем другая история.

………………………………………………………

Используемая литература:

- Байдуков Г.Ф. «О Чкалове» Журнал «Роман-газета» № 4 Гослитиздат 1939 г.

- Бобров Н.Н. «Чкалов» Гос. издательство «Художественная литература» Москва 1940 г.

- Волков С.Н. «История Оренбургского ВВАКУЛ им. И.С. Полбина»

- Громов М.М. «На земле и в небе»

- Дёмин А.А. «Ходынка взлётная полоса русской авиации».

- Добрюха Н.А. «Личное дело Валерия Чкалова»

- «Личное дело В.П. Чкалова». Музей Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, город Воронеж.

- Туманова А. предоставила информацию из архивов:

РГВА, опись фонда «Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания ГУ ВВФ Республики, г. Серпухов» Период: 01.07.1922 г. – 08.03.1925 г.

- ЦГА МО, фонд 311 «Документы личного архива Астахова Ф. А., маршала авиации»

- Филиппов В.В. «Рыцари неба» М.О. Издательский дом «Московия”» 2007г.

- Хайрулин М.А.«Военлёты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне»

- Хайрулин М.А. «История авиации и воздухоплавания».

Используемые интернет источники:

- «Героико-патриотический форум России» http://voenspez.ru/

- Сайт Борисоглебского ВВАУЛ им. В.П. Чкалова http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?t=1360

- Сайт «История России в фотографиях»

https://russiainphoto.ru/search/photo/?tag_tree_ids=13392&page=1&paginate_page=1&index=6

- Сайт «Нашей Родины Красные Соколы» http://www.airaces.ru/sources/aviaciya-nashejj-rodiny.html

- Сайт Оренбургского ВВАКУЛ им. И.С. Полбина https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/

- Сайт Православные святыни «Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове» https://svjatyni.ru/hramy-i-tserkvi/serpuhovskiy-vvedenskiy-vladychnyy-zhenskiy-monastyr.html

- Сайт Test pilots «Испытатели» https://testpilot.ru/

- Сайт «Уголок неба» http://www.airwar.ru/enc/fww2/gu1.html

- Сайт «Частный архив военно-исторической фотографии». Фотоальбом генерал-майора авиации Василькевича В.Э. http://www.photo-war.com/ru/archives/album11544.htm?page=2

Фото выпускников авиашколы предоставили: Алексеев Ю.А., Белоусов М.Р., Дмитриев В.В., Заика П., Захарченко Галина, Иванов А.,. Челышев И.В.

Хочется выразить благодарность сотрудникам музеев и архивов оказавшим информационную поддержку:

- Сотрудникам Мемориального музея В.П. Чкалова, город Чкаловск.

- Сотрудникам ЦКУ Центрального архива Нижегородской области.

- Сотрудникам музея Борисоглебского ВВАУЛ им. В.П. Чкалова, город Борисоглебск.

- Директору Музея Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, город Воронеж.