Авиация Общего Назначения

Только дело!

Специалистам авиационной промышленности хорошо известно имя видного ученого и организатора авиационной науки, главного научного сотрудника ОАО «Авиапром», доктора технических наук, профессора Александра Михайловича Баткова.  28 декабря 2015 г. ему исполнилось 85 лет.

Как-то в разговоре о наградах Александр Михайлович Батков полушутя, а может, и нет, сказал, что самой дорогой оценкой его труда является нагрудный знак «Почетный авиастроитель». Много позже, ближе познакомившись с ним, а позднее и подружившись, я понял, что та фраза отнюдь не была полушутливой или сказанной ради красного словца. Единственной и настоящей любовью А.М. Баткова была и остается авиация. Точнее, ее базовая составляющая – авиационная промышленность.

После учебы в Воронежском и Днепропетровском университете, который Александр Батков окончил с отличием в 1954 г., молодой инженер-физик оказался на острие научно-технического прогресса, начав работать на знаменитом «Южмаше» в Днепропетровске, который к тому времени осваивал ракетное производство.

Огромная работоспособность, инженерный талант, увлеченность открывшимся новым миром быстро выдвинули А.М. Баткова в число специалистов, способных генерировать новые идеи, воплощать научные достижения в практику поточного производства. Даже в те молодые годы инженер А.М. Батков выделялся из среды сверстников своей целеустремленностью – только Дело!

Однако у А.М. Баткова было еще одно редкое свойство – он мыслил не только категориями одного задания, одного направления – широта инженерного видения сочеталось в этом скромном специалисте с подлинным государственным мышлением. Такие люди были нужны авиапрому, и в 1957 г. Александр Батков оказался в Москве и стал работать в знаменитом институте ГосНИИАС. Это авторитетное учреждение – Научный центр системных исследований военной и гражданской авиации, разработки алгоритмов, информационного и программного обеспечения функционирования авиационных комплексов и анализа эффективности авиационных систем.

В 1957-1983 гг., работая в ГосНИИАС, Александр Михайлович прошел путь от ведущего инженера до первого заместителя начальника института (1970-1983 гг.). В этот период А.М. Батков, являясь высококвалифицированным специалистом в области систем автоматического регулирования и управления, принимал непосредственное участие в выполнении важных научных исследований и опытно-конструкторских работ по созданию новых боевых авиационных комплексов фронтовой, армейской, дальней и стратегической авиации, оснащенных высокоточным управляемым оружием.

В ГосНИИАС А.М. Батков в течение многих лет плодотворно сотрудничал с другим талантливым ученым – Евгением Александровичем Федосовым, директором института, ставшим впоследствии академиком АН СССР.

В 1958 г. Александр Михайлович защитил кандидатскую диссертацию, в 1969 г. ему присуждена ученая степень доктора технических наук, в 1978 г. присвоено звание профессора. Он является автором более 50 научных трудов и двух изобретений.

Научные и организаторские способности Александра Михайловича были отмечены на отраслевом уровне, и в 1983 г. он назначается начальником Главного управления, членом коллегии Министерства авиационной промышленности СССР, где он проработал до его ликвидации в 1991 г. А.М. Батков был организатором и активным участником разработки Основ государственной политики в области авиационной деятельности, авиационного раздела Программ вооружения и оборонных заказов, федеральных целевых программ развития гражданской авиационной техники и других программных документов, связанных с деятельностью авиационной науки и отечественной авиационной промышленности в целом.

А.М. Баткову удалось организовать качественное научное сопровождение важнейших проектов по созданию боевых самолетов Су-25, Су-27, Су-27К, МиГ-29, МиГ-29К и других, двигателей АЛ-31, РД-33, ПС-90, а также гражданских самолетов нового поколения Ил-96, Ту-204, Ан-38. В реализации проекта выдающейся авиакосмической системы «Энергия-Буран» есть большой вклад А.М. Баткова.

Высокая компетентность, бесстрашие и принципиальность при защите интересов авиационной отрасли принесли ему большой авторитет и уважение руководителей ведущих научно-исследовательских институтов периода 80-х гг.: Г.П. Свищева (ЦАГИ), Д.А. Огородникова (ЦИАМ), А.Д. Миронова (ЛИИ), Б.Н. Соколова (НИИСУ), А.Н. Серьезнова (СибНИА) и других.

За достигнутые успехи в научной деятельности А.М. Батков награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции и другими орденами и медалями. Он является лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР.

В 1989 г. Александр Михайлович Батков был избран Президентом Всесоюзного общества авиастроителей, с 1992 г. является Президентом Общества авиастроителей России. В сложные 90-е гг. он вел активную работу по укреплению некогда монолитного авиапрома, но механизм разрушения отрасли, вызванный непродуманными реформами, был запущен. Оставшись без централизованного руководства и государственных заказов, заводы, ОКБ, институты авиационной отрасли все более отставали от требований времени. А.М. Батков неутомимо старался, чтобы созданное по его инициативе Общество авиастроителей способствовало объединению теряющих опору предприятий.

С 1992 г. и до последнего времени А.М. Батков – генеральный директор Центра научно-исследовательских разработок и программ (ЦНИРП) ОАО «Авиапром», а в настоящее время – главный научный сотрудник ОАО «Авиапром». Он внес большой вклад во внедрение научно-исследовательских работ отраслевых НИИ в производство, в разработку проектов законодательного обеспечения основных направлений развития авиационной промышленности, планов и программ проведения НИОКР в обеспечение создания научного задела.

Научная эрудиция и организаторские способности, высокий авторитет А.М. Баткова в авиационной отрасли – все это проявилось при координации работ научно-исследовательских институтов авиационной промышленности и при разработке научно-исследовательских программ.

Следует сказать и об активной многолетней научно-педагогической деятельности Александра Михайловича Баткова. В аспирантурах ГосНИИАС, МИФИ, МФТИ, МАИ им успешно подготовлено более 15 специалистов высшей научной квалификации. Многие годы доктор технических наук, профессор А.М. Батков возглавлял одну из ведущих кафедр Московского авиационного института.

Общество авиастроителей под руководством А.М. Баткова выпустило два издания уникального труда «Авиационная промышленность в лицах», несколько книг о людях и делах авиапрома: «Звезды на крыльях», «Преодоление невозможного» – о министре авиационной промышленности СССР П.В. Дементьеве и др.

Для коллектива редакции журнала «АвиаСоюз» очень важно и почетно, что такой видный ученый и незаурядный человек, как Александр Михайлович Батков, является членом редакционного Совета журнала.

Александр Михайлович Батков, отмечая свое 85-летие, по-прежнему остается в строю, работая в ОАО «Авиапром». Все, кто работал и работает рядом с ним, ощущают масштаб личности Александра Михайловича. Это редкой чистоты и трудолюбия человек! Для него главным было и остается Дело!

Юрий Остапенко

Статья опубликована в журнале «АвиаСоюз» №6. 2015г 
Фото журнала "Крылья Родины"
Поделиться
с друзьям