Авиация Общего Назначения

В.И. Толстиков, редактор "КР". Звезда по имени МАРИНА…

ОБ АВИАЦИИ И О… МУЗЫКЕ

О Марине Лаврентьевне Попович говорить и легко, и сложно. Легко, потому что в общении она проста и бесхитростна. Собеседника располагает обаянием, оптимизмом и душевной открытостью. О таких, обычно, говорят – НАСТОЯЩАЯ РУССКАЯ ЖЕНЩИНА! Ни намека на «звездность». Головокружение от успехов – не про нее. Она всегда делала свое дело, качественно и надежно, не останавливаясь на полпути. Марина Попович достигла самой высокой квалификации, став единственной в стране военной летчицей-испытателем I класса. На ее счету более 100 мировых рекордов на различных, установленных на типах самолетов. По этим показателям ей нет равных в мире. Она - первая женщина-испытатель, которая на реактивном истребителе МиГ-21 преодолела звуковой барьер. Марина Лаврентьевна достигла выдающихся результатов не только в небе. Она - доктор технических наук, профессор, действительный член шести академий, писательница. Поражает жанровый диапазон ее публикаций: от стихов до описания встреч землян с неземными цивилизациями. М.Попович обладательница пяти международных наград, среди которых – Золотая и Серебряные медали им. С.П.Королева. Особенно значима – Большая Золотая медаль ФАИ, которая присуждается за выдающиеся мировые достижения в области авиации и вклад в науку и технику. Кстати, она вручается один раз в четыре года тайным голосованием жюри, в состав которого входят представители 64 стран. Все звания и регалии Марины Лаврентьевны не станем перечислять: уж очень длинный список получился бы.

…Ничто в этом мире не вечно. После ухода на заслуженный отдых, ей пришлось расстаться с небом, которому отдала столько души и сердца. Она не скрывала: было тяжело и больно. Марина Попович философски отнеслась к смене одной жизненной страницы на другую. К тому же, «на отдыхе» скучать ей уж никак не приходится. Прославленная летчица, заслуженный мастер спорта СССР, увлеченно занимается горными лыжами и литературным трудом, неразгаданными тайнами Вселенной (НЛО) и поисками снежного человека. Когда отдыхать? Она и сейчас спешит как можно больше успеть.

Жизнь на месте не стоит. Вот уже полеты в космос стали приобретать туристический оттенок. Американцы звездный маршрут назвали именем Марины Попович.

…Марина Лаврентьевна беседу начала с сообщения, что в США завершаются съемки пятой части фильма о ней, где главную роль играет известная американская актриса Анджелина Джоли, («говорят, она на меня похожа»). (От авт. Анджелина Джоли Войт родилась 4 июня 1975, в Лос-Анджелесе в семье известного американского актёра Джона Войта(1938) и франко-канадской актрисы Маршелин Бертран (1950-2007). Анджелина - актриса, режиссёр и сценарист, фотомодель, многодетная мама, посол доброй воли ООН).

- На американцев такое сильное впечатление произвело, то что я села за штурвал незнакомого самолета и с первого раза показала фигуры высшего пилотажа, а потом и посадила самолет без проблем, что ко мне обратились люди из Голливуда: “Мы хотим снять о вас фильм. Вы совершили великий подвиг”. Прислали сценарий. Поправила, чтобы все правильно было.

- С женщиной чаще всего говорят о ЖЕНСКОЙ СУДЬБЕ. У Вас, как ни странно, она далеко не женская…

- Желание летать у меня возникло не случайно. Детские воспоминания военных лет не давали покоя и после того, когда враг был повержен. Я и сейчас не могу забыть жуткие картины, когда на моих глазах гитлеровцы в сарае сожгли более сорока детишек моего возраста. Сама же я в ту группу не попала только по чистой случайности. Я заигралась на лужайке на окраине деревни и меня не заметили. Потом мама меня надежно спрятала. Такое забыть невозможно.

Или, когда немецкие летчики хладнокровно расстреливали выбросившихся на парашютах наших пилотов. Они охотились и за женщинами с детьми, не успевшими укрыться от авианалетов.

Не могу забыть, когда после грубого пинка от фашиста, лицом «проехалась» по земле. Он взбесился из-за того, что отказалась сыграть на цимбалах. После чего меня еще и закрыли в темном и сыром подвале под полом.

Да разве все перечислишь!? Начнешь вспоминать, душу леденящим холодом охватывает. Столько лет с той поры прошло, а душа по-прежнему болит. Память войны очень крепкая…

Во мне выросло и окрепло стойкое желание отомстить фашистам за содеянное зло. Правда, потом мне на всех уровнях доказывали, что, мол, война уже закончилась, и что фашистов наказали, осудив военным трибуналом, и что мстить уже некому. Да, фашисты кончились, а вот желание летать - осталось.

- А музыка? Ведь Вас в семье считали, и не без оснований, музыкальным дарованием.

- Я вам открою маленький секрет: музыка всегда была рядом со мною. Скажу больше, без нее я бы не состоялась как ЛИЧНОСТЬ. Весь окружающий мир воспринимала и воспринимаю глазами… музыканта. Музыка для меня – источник, из которого черпала силы для совершенствования собственного мастерства, для саморазвития. Без музыки я бы, возможно, ожесточилась. Но этого, к счастью, не произошло. Музыка – это вся моя ЖИЗНЬ.

Спасибо папе. Он посеял в моей душе чудотворные зернышки. Я была его любимицей. Он верил в мой музыкальный талант. Папа был профессиональным музыкантом скрипачом, мечтавшим, что я пойду по его стопам. К пяти годам прекрасно играла на цимбалах. (От авт. Цимбалы - струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Инструмент представляет собой кольцо с припаянными к нему бронзовыми трубочками, на концах которых при встряхивании звенят колокольчики Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах).

И сейчас отчетливо помню себя с большими белыми бантами, когда выступала перед зрителями на концертах. Я не только играла на цимбалах, но и пела. У меня редкий природный певческий голос, контральто. (От авт. Контра́льто (итал. contralto) - самый низкий женский певческий голос с широким диапазоном грудного регистра. Рабочий диапазон: фа малой октавы - соль второй октавы. Ярко выраженное грудное резонирование распространяется на весь средний регистр. Характерным признаком контральто являются полнокровные, густые ноты в малой октаве).

Даже не представляете, КАК я была счастлива: мне аплодируют, дарят цветы. У нас был семейный инструментальный ансамбль: папа играл на скрипке, дядя Карп на баяне, я играла на цимбалах и пела. Поэтому родители и родственники были уверены: моё будущее - музыка. Сложись жизнь по-иному, скорее всего и в музыке достигла бы высоких результатов. Но сложилось, как сложилось, и я ни о чем не жалею.

Профессиональным музыкантом-пианистом в нашей семье стала Валентина Лаврентьевна Васильева, моя младшая сестра. В настоящее время живет в Москве, музицирует. Учит музыке детей.

- В свое время для Вас желания стать летчиком и иметь собственную семью были несовместимыми. Тем не менее, и то, и другое у Вас есть…

- Не скрою, замуж выйти отказывалась. Долго держалась. Потом, правда, сдалась. (Улыбается) Будущий муж покорил меня проникновенным пением украинской песни «Дивлюсь я на небо».

У меня две прекрасные дочери, две внучки и внук. Они для меня – главная жизненная ценность. Счастлива, что жизнь будет иметь свое продолжение в моих детях.

- Со спортом, как я понимаю, Вы дружны. Иначе и быть не может: ведь Вам приходилось испытывать технику на живучесть, а техника испытывала Вас на выносливость…

- Смотрите, какая у меня рука, - раскрыв ладонь, продемонстрировала ее Марина Лаврентьевна. - Внешне хрупкая. Только вот в реальных условиях этим рукам приходилось многое выдерживать. И не только в авиации. Как-то в Ленинграде вечером, продолжила собеседница, - ко мне пристали с целью ограбить. Что делать? Пришлось применить силу. Грабитель оказался на асфальте. Потом, как выяснила, его скорая забрала. Так вот!

Представьте, как тяжело женщине управлять тяжелым "Антеем", когда при отказе критического двигателя по крену приходится применять усилие руками до 45 кг, а по педалям - до 100 кг. Сила и выносливость нам, безусловно, были нужны.

Приходилось усиленно тренироваться, чтобы нормально летать. Вот эти руки 100 килограммов выжимали. И это притом, что мой вес в два раза меньше. Каково? И справлялась. Даже при наличии автоматического управления мы должны отдачу чувствовать руками. Для женщины не существует преград, которые бы она не преодолела. Вот вам и слабая половина человечества! Только представьте, что за штурвалом «Антея» в общей сложности я провела более 8-ми месяцев! И каждое мгновение полета – счастливое мгновение!

- …И в избу горящую войдет, и коня на скаку остановит…

- Вообще-то русская женщина по своей природе слабая и беззащитная. Но когда случается беда – у нее просыпается ТАКАЯ генетическая сила, что никакие преграды ее остановить не смогут. Женщина – начало всех начал, и этим все сказано.

- Летчик-испытатель – уникальная специальность не только по степени ответственности, но и по степени опасности. За прогресс в техническом развитии авиационной отрасли, порой, приходилось расплачиваться и жизнью…

- К сожалению. Это сейчас в кабине пилота сплошная автоматика. А тогда автоматика - это летчик с его знаниями и интуицией. Специальность летчика-испытателя, чем-то напоминает работу минера: неосторожный шаг и... Далеко не всегда можно было спрогнозировать «поведение» машины. Но в отличие от минера, в авиации даже в безвыходной ситуации пилот обязан был решение проблемы найти.

Чтобы преодолеть звуковой барьер, приходилось выдерживать невероятные нагрузки и мгновенные вибрации, от которых самолет страдает. Самолеты, как и люди, тоже болеют. Важно своевременно установить диагноз в лечении, чтобы избежать беды. С аэроинерционным вращением, самой серьезной проблемой тех лет, когда самолет тебя не слушает, ведет себя неадекватно, пришлось очень изрядно потрудиться. Не всегда находили правильные решения. Гибли люди…

Только верующий в благополучный исход способен преодолеть самые нереальные преграды и трудности. Представьте: во время полета на высоте свыше 20.000 м давление поднималось до 220, а пульс зашкаливал отметку 150 ударов в минуту. Температура же тела достигала 38,5.

- Несколько неожиданный вопрос. Вы верите в Бога?

- Его мне уже задавали. Даже при наличии всеобщего атеистического воспитания в Советском союзе, среди летчиков, космонавтов, моряков, подводников (перечень можно и дальше продолжать) с полной уверенностью могу утверждать, атеистов не было. Да, в традиционной форме в церковь не ходили и не молились. Бог был внутри нас. Лично я в экстремальных ситуациях мысленно всегда обращалась к Нему за поддержкой и защитой. Мой 15-й рекорд на дальность полета для меня мог бы стать последним. В Волгоградской области все это происходило. Сначала отказал один двигатель, потом замолчал и второй. Невероятно, но я приземлилась с отключенными двигателями точно в цель. Рекорд был официально зарегистрирован. Прежнее мировое достижение американского летчика было перекрыто на 404 км.

Кто-то скажет, мол, сработало мастерство летчика. Я же добавлю, еще выдержка и вера в Бога. Это Он мне помог. Я в этом убеждена. Без Веры нельзя. Позднее мне вручили красный диплом Академии духовных наук.

Мы, может быть, об этом и не задумываемся, но у нас всех, без исключения, четко функционируют нравственные правила. Летчик – это, прежде всего, человек безупречный.

- Говорят, Вы в совершенстве владеете тонкостями кулинарного искусства…

- И это правда. При всей насыщенности жизни любовь к приготовлению пищи у меня не пропала. С удовольствием варю настоящий фирменный украинский борщ. Шашлыки тоже готовлю отменные. Могу рецептом поделиться. Многим он придется по вкусу. Вначале приготовления мясо не солят. Мясные ломтики перекладываем мелко нарезанным луком, чтобы больше было сока. Добавляем кислоты. К примеру, яблочный сок, разбавленный водой: и кислота будет умеренной, и мясо мягче. Когда все сложили – заливаем содержимое сухим белым вином. За час-полтора до приготовления добавляем кефир (0.5л на 2кг мяса) и только за час – солим. Кефир помимо брожения придает и сочность. Шашлык – пальчики оближешь! Попробуйте!

- Многие родители не хотят, чтобы дети шли по их стопам. Видимо, полагая, что их хлеб далеко не так легок, как может показаться на первый взгляд. Как у Вас в этом плане сложилось?

- И Наташа, и Оксана у меня экономисты, закончили институт международных отношений. Вы правы, мои дочери прекрасно знали, что за мигом славы скрывается упорный и напряженный труд, сопряженный с нечеловеческой концентрацией физических и психологических сил. Они и сейчас помнят, с какой тревогой ожидали меня, особенно, после ночных полетов. Такое не забывается. Мои девочки очень страдали. Понимали, что ситуацию изменить не получится. Им приходилось смиряться. Сами понимаете, что это очень и очень болезненно. Поэтому они и не захотели эти переживания переносить в свои семьи. Я их прекрасно понимаю.

Правда, косвенное приобщение к теме авиации все же состоялось. Младшая дочь в свое время боялась летать на пассажирских самолетах. А сейчас прыгает с парашютом и является президентом фонда имени космонавта П.Р.Поповича, занимаясь просветительской деятельностью. Внук Майкл меня тоже сразил, сообщив мне о своем первом прыжке с парашютом с высоты четырех тысяч метров. У меня еще две славные внучки, Александра и Татьяна.

- Небом продолжаете «болеть»?

- Эта болезнь неизлечима. Небо снится и сейчас. Оно останется в моем сердце навсегда. Особую гордость испытываю, что являюсь свидетелем возрождения России в области авиации и космоса. Значит, все, что я вложила в дело своей жизни, не напрасно.

P.S.

Еще несколько штрихов. О Марине Попович написано много статей и репортажей. Она сама написала и издала более полутора десятков книг и сборников. Член Союза писателей РФ. Но главную книгу-исповедь, по ее признанию, ей еще предстоит написать.

Марина Лаврентьевна не понаслышке знает специфику подготовки первых космонавтов: сама была в числе кандидаток на космический полет. Принимала участие в экспедициях по поиску «снежного» человека. Много лет серьезно занимается вопросами контактов с инопланетянами. Написала две книги о НЛО. Как утверждает Марина Попович, она сама их много раз видела. Ей присвоено звание «Выдающаяся женщина XX века…

И сегодня ее жизнь постоянно наполняется свежей информацией. Во время нашей беседы телефон нашей собеседницы не смолкал ни на минуту. У нее спрашивали, советовались, приглашали на конференции и встречи с молодежью. Во время нашей беседы ей пришлось уточнять даже состав делегации, планировавшей поездку в Киев для переговоров по прекращению военных действий в соседнем государстве…

Как-то внук Марины Лаврентьевны признался ей: «Я горжусь тобой. У меня крылья вырастают от восхищения, когда кто-то спрашивает меня о тебе».

…Вы Звездная ЖЕНЩИНА! В созвездии Рака одной из звезд присвоили имя МАРИНА. Теперь во Вселенной на века зажглась звездочка в Вашу честь! Наверное, и В.Маяковский любил мечтать, устремляя свой взор в небеса, иначе бы из-под его пера не вышли знаменитые строки, написанные более 100 лет назад –

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

С Днем рождения Вас, Марина Лаврентьевна! Здравия отменного, семейного благополучия и свершения всего намеченного!