Авиация Общего Назначения

Василий Золотов: "Ульрих Унгер, человек увлеченный, неравнодушный"

Наша страна, без сомнения, богата авиационной историей. С начала 1990-х годов выпуск книг на эту тему стал нарастать в геометрической прогрессии. Со временем количество их стало переходить в качество. Сегодня каждый заинтересованный человек имеет то или иное количество авиационных книг и журналов. Но самая большая библиотека русской и советской авиации находится в Берлине.

Хозяин этого собрания – Ульрих Унгер, человек увлеченный, неравнодушный.

Он родился в 1947 году в Восточной Германии. После школы пошел на производство и одновременно стал летать в аэроклубе. Это определило его будущую карьеру. После окончания летной школы он получил квалификацию инженера-пилота и поступил в Академию Гражданской авиации в Ленинграде. Через пять лет, с красным дипломом и прекрасным знанием русского языка, Ульрих вернулся домой. Восточно-германская авиакомпания Interflug имела в парке советские самолеты, и новоиспеченный специалист с академическим образованием был сразу же зачислен в штат. Летал вторым пилотом на Ил-18, потом на Ту-134, потом командиром корабля.

Несмотря на непростые события, которые произошли в Германии в начале 90-х, летная квалификация У. Унгера осталась востребованной и в новой, объединенной стране. Он стал летать на Боингах в компании Condor, дочки Lufhansa…

poster-uli-public.jpg

Самолеты, которые освоил за свою летную карьеру Ульрих Унгер

И все это время он увлеченно исследовал историю советской авиации. Именно тогда мы с ним и познакомились. В начале 90-х мы с Олегом Лейко стали выпускать авиационно-исторический журнал “Ас”, чуть позже я основал журнал “Мир Авиации”. Все делалось с нуля, без опыта, на энтузиазме. И Ульрих – один из тех, кто помогал становлению не только советами. Для рисования, к примеру, нужны были рапидографы, которые в Германии были, а у нас почему-то нет. И он привозил. Полагаю, я не единственный, кому Ульрих помогал, поскольку он имел острую заинтересованность в том, чтобы история авиации СССР не потерялась в круговороте геополитических событий. Будто это его страна, его авиация, и равнодушным оставаться нельзя.

Пожалуй, в самой России найдется не так много людей, столь заинтересованных в сохранении истории советской авиации, и в том, чтобы страна оставалась авиационной державой – из тех, конечно, кто имеет возможности для этого. Громкие слова чиновников, вплоть до самого верха, на эту тему - не в счет.

В 1993 году в Берлине вышла книга Ульриха Унгера “Советский дальний бомбардировщик Пе-8”, с многочисленными фотографиями, документами, воспоминаниями еще живых тогда ветеранов.

В плане были книги об Ил-18 и о Полярной авиации. Последние годы Унгер отдает работе в российских архивах – уже подходит к концу (если у исторического исследования может быть конец) сбор материалов для книги “Регистрационные знаки советских самолетов”.

Было бы странным, если бы круг интересов для столь увлеченного человека ограничивался сбором библиотеки и “заседаниями” в архивах. Марки, открытки, конверты, да много еще чего – всё на тему советской авиации.

Он общается со многими в нашей стране, кто причастен к авиации - историками, представителями российских авиационных фирм, в случае необходимости консультирует их. Его опыт, знания и авторитет позволяют называть его экспертом в этой области.

Как известно, берлинская авиационная выставка ILA, появившаяся относительно недавно, поначалу ставила задачу наведения мостов между Востоком и Западом. Под таким лозунгом она создавалась, и в этом направлении было приложено немало усилий. Ульрих Унгер – один из активнейших проводников этой идеи, потому что развитие стран всегда идет через наведение мостов, а не их подрыв.

Unger-Gallay.jpg

Берлин, ILA-92. Слева направо: Летчик-испытатель Аркадий Моисеев, Ульрих Унгер, Марк Галлай

26 декабря 2017 года моему большому другу Ульриху Унгеру, сделавшему так много для сохранения и популяризации советской авиации, исполняется 70 лет. И его по-прежнему трудно застать дома – столько у него дел!

Uli_1014.JPG

Встреча в Берлине, лето 2017 г. Василий Золотов и Ульрих Унгер

Мои самые теплые пожелания.

И пусть дела не переводятся!

Надеюсь, многие мои соотечественники, кто знает его, присоединятся к поздравлениям.