Авиация Общего Назначения

ЗАО «НМЦ НОРМА» – 20 лет!

Произносим НОРМА – подразумеваем КАЧЕСТВО и ГАРАНТИЯ

НАША СПРАВКА

Генеральный директор ЗАО «НМЦ НОРМА» – доктор технических наук, профессор, академик Академии проблем качества – Подколзин Василий Григорьевич – имеет восемь патентов и 61 научный труд, награжден двумя орденами и пятью медалями. Является членом диссертационных Советов МАИ и НИАТа, является председателем Проблемного совета №10А при Министерстве промышленности и торговли РФ.

ЗАО «НМЦ НОРМА» ­ компетентный и надежный партнер в области сертификации систем менеджмента качества, сертификации типа и производства гражданской авиационной техники. Ежегодно осуществляется сотрудничество более чем с 50 организациями. В их число входят ведущие предприятия авиастроительной отрасли, такие как ОАО «Корпорация «Иркут», ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное Общество», ОАО ААК «Прогресс», ЗАО «Авиастар-­СП», ОАО «Компания «Сухой» и другие.

Эксперты ЗАО «НМЦ НОРМА» принимали активное участие в проведении работ по сертификации типа самолетов Ил­96, Ил­-103, Ил-­114, Ту-­204, Ту-­214, Ту-­334, Ан-­140, Сухой Суперджет 100, СМ­-92 и вертолетов Ка-­32А, Ка-­62, Ка-­226Т, Ми-­8, Ми-­17, Ми-­38, Ми-­171, Ми-­172, Ансат и др.

В настоящее время в организации работает 20 сотрудников, из них 9 штатных экспертов по сертификации авиационной техники и систем менеджмента качества, которые аккредитованы в АР МАК, СДС «Военный регистр», СДС «Оборонсертифика».

Коллектив ЗАО «НМЦ НОРМА» – это сплоченная команда высококвалифицированных специалистов, знающих и любящих свое дело. Большая часть из них – в прошлом руководители научно­исследовательских секторов, лабораторий, отделений и комплексов НИАТа. Они занимались проблемами качества задолго до появления стандартов ISO серии 9000. За прошедшие годы сотрудниками ЗАО «НМЦ НОРМА» накоплен значительный опыт в области сертификации систем менеджмента качества, сертификации типа и производства авиационной техники.

ЗАО «НМЦ НОРМА» – социально ответственная организация, считающая своей важной общественной задачей трудоустройство выпускников высших учебных заведений. ЗАО «НМЦ НОРМА» активно привлекает на работу, а также для прохождения практики и стажировок молодых специалистов – студентов и выпускников Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

ЗАО «НМЦ НОРМА» – динамично развивающаяся организация, стремящаяся к постоянному совершенствованию. Сотрудники ЗАО «НМЦ НОРМА» активно участвуют в конференциях и выставках по самым актуальным вопросам развития авиационной промышленности России.

На вопросы корреспондента журнала «Крылья Родины» отвечает известный ученый в области проектирования, производства, сертификации летательных аппаратов, орбитальных космических кораблей и двигателей, доктор технических наук, профессор Василий Григорьевич Подколзин, генеральный директор ЗАО «НМЦ НОРМА».

­ Василий Григорьевич, 9 марта 2015 года Закрытому акционерному обществу «Научно­методический центр НОРМА» исполнится 20 лет. ЗАО «НМЦ НОРМА» учреждено в 1995 году Национальным институтом авиационных технологий (НИАТ) и Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК). Что этому предшествовало? И второй вопрос, в связи с этим. 20 лет – срок достаточный, чтобы ответить на вопрос, был ли оправдан замысел создателей Центра.

­ В 1960 г. мне, молодому специалисту, повезло с учителями: директором Горьковского авиазавода Ярошенко Александром Ильичом, главным инженером Сейфи Талгатом Фатыховичем, которые были инициаторами и создателями системы КАНАРСПИ.

Эта система позволила организовать крупносерийное производство самолетов МиГ-­21, МиГ-­25, МиГ-­31, которые до сих пор находятся на вооружении многих стран мира.

В 90­е годы ОПК, в том числе авиация, практически прекратили серийный выпуск продукции, что привело к резкому снижению ее качества. В это время и появилась необходимость создать сертификационные центры в АР МАКе и, по согласованию с МО РФ, создать системы добровольной сертификации ­ вначале «Оборонсертифика», а позднее и «Военный регистр». 20 лет – срок достаточный, чтобы утвердительно ответить на вопрос, оправдан ли замысел создателей таких центров.

­ Научно­методический центр уже по своей формулировке предполагает сочетание научных изысканий и методику их применений. Как данный тезис реализуется на практике?

­ По вопросу научных изысканий и методик их применения приведу два примера:

1) По заказу МО РФ было необходимо разработать баллоны высокого давления. Наши специалисты разработали гибридную конструкцию, разработали технологию, изготовили опытные образцы на 50 л, которые успешно прошли испытания и были приняты заказчиком.

2) Совместно с ЛИИ было разработано и реализовано устройство для измерения силы тяги реактивного двигателя на земле и в полете. Устройство прошло тестирование на испытательном стенде ОАО «Авиадвигатель». Это устройство применяется в эксплуатации и в научных исследованиях – Патент ЗАО «НМЦ НОРМА» №2327961, приоритет 11.12.2006г.

­ Подобные Центры в России имеются? Если да, то как Вы с ними взаимодействуете?

­ В России похожий центр есть. Это центр «Качество». Мы с этим центром сотрудничаем, но направление работы этого центра, в основном, в области авиадвигателестроения. В области сертификации СМК существует более десятка центров. Мы с ними добросовестно конкурируем.

­ Авиационная составляющая мультитранспортных систем как перспективное направление инвестиционного сотрудничества. В чем перспективность этого направления, и каково непосредственное участие в нем ЗАО «НМЦ НОРМА»?

­ Авиационная составляющая мультитранспортных систем ­ тяжелые транспортные самолеты и многофункциональные авиационные платформы для транспортировки различных грузов (питьевой воды, сжиженного природного газа и водорода), объединенные с РЖД в одну интегрированную систему (Патент №2335430, приоритет 21.02.2007г.). В перспективе эта система объединит все континенты. Экономически это выгодно всем государствам и народам.

­ ЗАО «НМЦ НОРМА» в 2008 году запатентовало «Способ обслуживания космических объектов» и «Многоразовую космическую систему» для его реализации. В чем суть изобретения?

­ Как главный технолог проекта (зам. генерального конструктора НПО «Молния») орбитального корабля «Энергия­Буран», я, совместно с сотрудниками, запатентовал «Способ обслуживания космических объектов» и «Многоразовую космическую систему» для его реализации. Суть изобретения в многоразовости старта и посадки орбитального корабля на авиационную платформу, с которой он может взлетать с высоты 10 км из любой точки Земли. Основная цель – утилизация космического «мусора» и обслуживание спутников на различных орбитах. Патент №2230302, приоритет 19.03.2003г. За работу «Энергия­Буран» я был награжден орденом Октябрьской Революции.

­ Василий Григорьевич, раскройте суть патента с необычным названием – «Заклепка для односторонней клепки».

­ Заклепка для односторонней клепки была разработана и реализована мной совместно с генеральным директором завода ОАО «Нормаль», который поручил главному конструктору Континову Е.Ф. и главному технологу Воробьеву И.А. разработать и изготовить эту заклепку по просьбе главного конструктора самолета «Рысачок» Кондратьева Вячеслава Петровича. Эта задача успешно решена. 12 тысяч наших заклепок успешно летают на самолете «Рысачок». Пора уже выполнить просьбу нашего Президента выделить необходимые инвестиции для завершения заводских сертификационных испытаний. Этот многофункциональный самолет давно ждут наши пассажиры (Патент №2394174, приоритет 05.12.2008г.)

­ В выступлениях на различных форумах, наряду с другими вопросами, Вы постоянно акцентируете внимание аудитории и на острой потребности в совершенствовании системы менеджмента качества при подготовке к внедрению стандарта ISO 9001: 2015. Как это может отразиться на конкурентных возможностях отечественного авиапрома и двигателестроителей с зарубежными производителями?

­ Внедрение всех требований международного стандарта ISO 9001:2015 на предприятиях авиапрома позволит на равных конкурировать с зарубежными производителями летательных аппаратов и двигателей.

­ Василий Григорьевич, не секрет, что Ваши разработанные и внедренные перспективные технологии в авиационную и космическую промышленность, а также некоторые работы и исследования на порядок опережают зарубежные аналоги. Обозначьте некоторые из них.

­ В качестве примера могу рассказать о моем Патенте №2297368, приоритет 01.09.2005г. «Холод 1. Варианты». Это многофункциональный самолет, часть конструкций которого изготавливается из труб различного сечения, заполненных высокопрочными жгутами из ПКМ (полимерные композиционные материалы), а в качестве связующего выступает замерзшая под давлением вода. 300 лет назад в России наши великие архитекторы строили великолепные дворцы изо льда. Европейцы этому не удивлялись, а США тогда еще не было. Этот Патент будет интересен фирмам стран БРИКС, которые участвуют в освоении Арктики и Антарктики, так как эта технология позволяет изготавливать не только часть конструкций летательных аппаратов, но и высокопрочные конструкции ангаров, промышленных предприятий и других объектов двойного назначения, используя в качестве ресурса эффект «вечной мерзлоты».

­ Спасибо за интервью. Желаем Вам и вашему творческому коллективу дальнейших успехов.

Беседовал Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ, редактор КР