Авиация и власть

Екатерина Згировская, заместитель главного редактора журнала «КР». «СО ЗНАНИЕМ ОТРАСЛИ, С ВЕРНОСТЬЮ ДЕЛУ»

К юбилею генерального директора Союза авиапроизводителей России Е.А. Горбунова

Горбунов_фото(1).jpg

28 июня 2020 года отмечает 65­-летие Евгений Алексеевич Горбунов – заслуженный работник транспорта, он многое сделал и продолжает делать для обеспечения развития отечественного авиастроения, его труд получил заслуженное уважение коллег. Благодаря его деятельности в Союзе авиапроизводителей России и Техническом комитете 323 «Авиационная техника» сегодня решаются непростые задачи по связям с международными авиационными властями и сертификации продукции авиапрома. Национальный авиационный журнал «Крылья Родины» побеседовал с соратниками Евгения Алексеевича о трудовом пути генерального директора Союза авиапроизводителей, сделавшего Союз эффективной площадкой для обсуждения вопросов и выработки решений в интересах отечественных авиапроизводителей.

Евгений Горбунов хотел стать летчиком, но судьба распорядилась так, что его основная задача в профессиональной деятельности – делать всё, чтобы летали другие. В 1972 году он поступил в Ейское высшее военное авиационное училище им. дважды Героя Советского Союза летчика­-космонавта СССР В.М. Комарова, но в итоге в 1980 году стал выпускником Московского института инженеров гражданской авиации (МИИГА). Трудовую деятельность после ВУЗа начал в Мячковском объединенном авиаотряде, где проработал до 1989 года: сначала инженером ОТК, затем старшим инженером ОТК, был председателем профкома. Затем перешел на Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля, где также занимался вопросами качества. После распада СССР в тяжелые для авиапромышленности страны годы стал руководителем авиакомпании «Крыло». В 2000 году Евгений Горбунов возглавил авиакомпанию ЛИИ им. М.М. Громова, образованную в 1995 году на базе Летно­-исследовательского института в Жуковском. Она занималась внутренними и международными коммерческими воздушными перевозками пассажиров и грузов и осуществляла авиационные работы на территории России и за рубежом. По итогам 2004 года стала лучшей авиакомпанией года и получила специальный приз Национальной Авиационной Премии «Крылья России – 2004». Позже на территорию ЛИИ им. М.М. Громова он вернется начальником Института в 2007 году.

В 2005 году, во время тяжелого и затяжного кризиса отечественного авиастроения, когда рассчитанный на выпуск сотен самолетов отечественный авиапром остался без сбыта, Евгения Горбунова назначают начальником управления авиационной промышленности Федерального агентства по промышленности (Роспром). В это время авиастроительные предприятия России стали убыточными, износ основного оборудования в авиапроме в 2005 году составил 48%, рост цен на топливо не позволял российским авиакомпаниям покупать отечественные самолеты – они были вынуждены покупать воздушные суда со вторичного рынка за рубежом. Приобретаемые поштучно российские самолеты нового поколения – Ту­-204, Ту­-214, Ту­-204­-300, Бе-­200ЧС, Ту­-334, Ил-­96­-300, Ил-­114 – не имели достойной системы сервисного обслуживания и не могли выйти на внешний рынок.

2.jpg

На II Съезде авиапроизвидителей России

Без обновления технологий, применения новых материалов, изменения структуры отрасли, подготовки кадров и без поддержки государства невозможно было изменить ситуацию. В бытность Горбунова главой управления авиапрома впервые на широкое обсуждение вынесли планы развития авиационной отрасли. Стратегию развития авиации рассматривали как в правительстве, Федеральном Собрании, так и в СМИ – звучала критика, оценки, вносили предложения. На суд общественности также был вынесен проект стратегии развития газотурбинного двигателестроения.

«Евгений Алексеевич имеет очень большой опыт работы. Наиболее плотно мы взаимодействовали, когда он был назначен руководителем авиационного департамента в Роспроме. К нему относились с одобрением потому, что он умел очень внимательно выслушать вопрос, проанализировать, и уже вместе с тем, кто просил его о помощи, принять решение, которое бы удовлетворяло этого человека, с которым он говорил, – рассказал «КР» экс-­замминистра авиационной промышленности СССР, президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко, – Это были непростые годы, и 1990­-е, и 2000­-е, особенно в начале, когда разгребали завалы, образованные в 1990х годах. Поэтому первые 10 лет XXI века эта его работа была чрезвычайно важной. Он умеет найти подход практически к каждому человеку, с которым встречается, умеет посмотреть проблему как снаружи, чтобы представить ее в целом, так и разобраться с тем, что внутри. Поэтому его работа в Роспроме по сохранению авиационной отрасли чрезвычайно важна. Это была государственная структура, где выделялись бюджетные средства, но их было недостаточно для решения всех проблем, поэтому надо было определить ключевые направления, поддерживая которые можно было возродить авиастроение».

В 2006 году начались революционные процессы по реформированию структуры авиационной отрасли, созданию крупных корпораций, расширению участия в международных проектах отечественных предприятий. Ключевое место в реализации стратегии авиации занимало создание Объединенной авиастроительной корпорации. Одна из крупнейших в Европе авиастроительных корпораций была зарегистрирована в начале 2006 года. В состав OAK вошли ключевые отечественные предприятия авиапрома, выпускающие самолеты всемирно известных брендов, таких как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также новые – Superjet 100 и МС­-21.

3.jpg

Наблюдательный совет Союза авиапроизводителей России

Без международной кооперации не может развиваться ни одна страна, ни одно направление науки и промышленности, и в эти годы отечественные авиастроители с большой международной кооперацией (около 30 компаний) создавали первый постсоветский пассажирский авиалайнер (о нем также читайте в этом номере «КР») – Superjet 100, изначально именовавшийся RRJ – Russian Regional Jet. Выкатка нового самолета состоялась в 2007 году. Горбунов высоко оценивал этот проект – он отмечал, что коллектив КБ Сухого в трудное время не побоялся заняться созданием самолета нового поколения в рамках международной кооперации и тогда впервые была поставлена задача создания воздушного судна, полностью соответствующего международным требованиям, и его сертификации.

ВО ГЛАВЕ СОЮЗА

Вопросы сертификации и взаимодействия с международными организациями по вопросам развития авиации сегодня являются ключевыми в деятельности Евгения Горбунова. В 2010 году он возглавил Союз авиапроизводителей России, созданный по инициативе предприятий авиационной промышленности. Союз стал наследником сформированного в 2002 году Международного союза авиапромышленности, куда вошли не только отечественные производители, но и предприятия стран СНГ.

4.jpg

С Генрихом Васильевичем Новожиловым

Сегодня общественная организация Союз авиапроизводителей России в своем составе может иметь только национальных производителей, она помогает своим членам повышать конкурентоспособность на отечественном и международном рынках отечественной авиационной отрасли путем участия в выработке единой позиции по ключевым направлениям развития. В настоящее время организация объединяет 67 действительных и 167 ассоциированных членов. Для решения поставленных задач САП сотрудничает с союзами и ассоциациями, осуществляющими свою деятельность в области авиации, в том числе с Союзом авиационного двигателестроения (АССАД), Союзом производителей композитов, Ассоциацией вертолетной индустрии, НП «Авиапоставщик», Союзом машиностроителей России и др.

«На основании анализа структур, которые у нас были в авиационной промышленности, Евгений Алексеевич в свое время пришел к выводу, что надо сделать некую организацию, которая бы в России оказывала существенную поддержку работникам авиационной промышленности, и вместе с тем, много бы решала на международном уровне. В конце концов это вылилось в создание Союза авиапроизводителей России. Хотя я возражал против такого названия, – рассказал «КР» президент АССАД Виктор Чуйко, – Правильно было бы назвать его Союз авиастроителей, потому что туда входят и наука и конструктора, которые не являются производителями. Но исходя из того, что во всем мире есть союзы авиапроизводителей, на них часто ссылаются сертификационные органы за рубежом созданы именно общества производителей, им делегированы вопросы стандартизации, сертификации, своевременности поставок и так далее – они решают очень много вопросов поэтому Горбунов настоял на таком названии. В порядке шутки я ему говорил, что я знаю про быков­-производителей, а вот про авиапроизводителей – не слышал», – смеется бывший замглавы Минавиапрома.

5.jpg

В Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения»

Евгений Горбунов считает, что авиапроизводитель – понятие более широкое, в него входят все участвующие в создании авиационной техники, от конструкторского бюро до поставщиков комплектующих. «Когда в Москве готовили первый съезд, члены оргкомитета долго обсуждали, есть ли принципиальная разница между авиастроителями и авиапроизводителями? И мнения разделились. Как ни парадоксально, своего рода третейским судьей выступил премьер­министр России Дмитрий Медведев, – рассказывал Горбунов в одном из интервью, – В декабре 2012 года под его руководством кабинет министров страны принимал программу развития авиационной промышленности России до 2025 года. Дмитрий Анатольевич поставил тогда четкую и ясную задачу: «авиационная промышленность России должна оставаться в тройке мировых авиапроизводителей». Съезд нашего Союза, состоявшийся в апреле 2013 года, взял за основу его слова и в своем названии стал применять термин «авиапроизводитель»».

Союз авиапроизводителей доводит до предприятий требования мирового сообщества к выпускаемой продукции, способствует избежанию мер ограничительного характера в отношении российских авиапроизводителей, создает благоприятные условия для производства конкурентоспособной продукции. Для изучения международного опыта Союз авиапроизводителей России заключил соглашения о сотрудничестве с национальными ассоциациями США, Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии, Канады, совместная работа ведется и по соглашению с Ассоциацией оборонной и аэрокосмической промышленности Европы (ASD). Участие в международных организациях позволяет получать актуальную информацию о тенденциях в развитии мирового авиастроения, о передовых технологиях, разрабатываемых стандартах, законодательных инициативах и, при необходимости, своевременно реагировать на вызовы и угрозы для отечественного авиастроения. С 2012 года Союз авиапроизводителей – действительный член Международного координационного совета ассоциаций предприятий аэрокосмической промышленности (ICCAIA) и Европейской организации по оборудованию для гражданской авиации (EUROCAE). По Уставу членом ICCAIA может быть национальный союз или ассоциация, именно по этой причине в 2009 году Международный союз авиапромышленности был преобразован в Союз авиапромышленности, а в 2010 году в Союз авиапроизводителей, членами которого могли стать только отечественные авиапроизводители.

6.jpg

Награждение Дипломами, Почетными знаками и Почетными
грамотами Союза авиапроизводителей России

«Проработав долгое время в авиационно­-космической отрасли, я наблюдала, какие положительные изменения происходят с Союзом, и могу с уверенностью сказать, что за последние годы он стал эффективной площадкой, предоставляющей возможность для обсуждения вопросов и выработки решений в интересах отечественных авиапроизводителей, все более активно используя при этом международный опыт, – рассказала «КР» Генеральный секретарь Союза авиапроизводителей России Людмила Ростовцева, – Свидетельство тому и почетное право Союза вести секретариат технического комитета ТК323 «Авиационная техника», вошедшего в 2018 году по итогам оценки Росстандартом в четверку лучших и наиболее эффективных технических комитетов по стандартизации в России, и активная работа на площадке Международного координационного совета ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA), полноправным членом которого Союз является с 2012 года».

В течение 2011 и 2012 годов Министерством промышленности и торговли РФ подготовлено несколько вариантов Государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013–2015 годы». Входящие в состав Союза авиапроизводителей предприятия авиационной промышленности приняли активное участие в обсуждении проектов этой госпрограммы. Трудность этой работы заключалась в том, что каждый последующий вариант госпрограммы значительно отличался от предыдущего, и предприятия вынуждены были дорабатывать свои предложения, но в итоге значительная их часть вошла в окончательный текст программы. Активная позиция САП привела к тому, что Союз вошел в число участников реализации госпрограммы. Работа Союза авиапроизводителей России направлена на достижение поставленной госпрограммой цели – создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники. Впервые общественная организация получила такое право, и это не случайно.

7.jpg

На церемонии открытия в Казани шоу «Я выбираю небо»

Одна из задач САП – развитие предусмотренной госпрограммой системы добровольной сертификации с целью включения предприятий авиационной промышленности России в перечень сертифицированных поставщиков. Такие системы широко развиты в мире, особенно в аэрокосмической промышленности, где без международной кооперации невозможно создание современной конкурентоспособной техники. Создание этих систем во всем мире – прерогатива союзов и ассоциаций. Очень часто в национальных системах добровольной сертификации используются действующие международные стандарты. Первый шаг в этом направлении был сделан Союзом в 2011 году. 11 августа 2011 года Росстандарт зарегистрировал Национальную систему добровольной сертификации поставщиков аэрокосмической промышленности в РФ «Базис» на соответствие требованиям стандартов серии EN/AS9100. Подготовили и обучили экспертов, сформировали руководящие органы системы. Организация взаимодействия с ассоциациями развитых авиастроительных государств – одна из основных задач возглавляемого Евгением Горбуновым Союза авиапроизводителей России.

На Общих собраниях и заседаниях Наблюдательного совета САП вырабатывается общая позиция предприятий авиационной промышленности по вопросам кооперации, стандартизации, создания систем управления качеством и другим вопросам. В 2015 году Минпромторгом России, Союзом авиапроизводителей России и Росстандартом разработана и утверждена Программа стандартизации в авиационной промышленности на 2016­2020 годы.

Проблемные вопросы, стоящие перед отраслью, в большинстве своем носят межведомственный характер. Союз авиапроизводителей – хорошая площадка для обсуждения и выработки согласованной позиции по различным вопросам, касающимся как текущей деятельности, так и совершенствования нормативно-­правовой базы, регулирующей деятельность отрасли. САП организует публичное обсуждение нормативно-­правовых документов, отраслевых документов стратегического планирования, федеральных авиационных правил. Наблюдательный совет Союза рассматривает результаты обсуждения, анализирует предложения и замечания, вырабатывает согласованную позицию по обсужденным документам для направления в федеральные органы исполнительной власти.

8.JPG

На Международном форуме «Армия»

Деятельность Союза организована по принципу создания комитетов, их сегодня работает более десяти. Представители каждого предприятия-­члена Союза имеют возможность работать в этих комитетах, поскольку основная задача Союза авиапроизводителей России – выработка согласованной позиции. Эксперты комитетов вырабатывают предложения по подготовке решений Наблюдательного совета. Особенно активно функционируют комитеты по управлению качеством, безопасности полетов, развитию поставщиков, аэронавигации, беспилотным авиационным системам, работе с Международным координационным Советом ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA) и национальными аэрокосмическими ассоциациями и комитет по стандартизации и унификации.

«У нас с Евгением Алексеевичем очень сложные задачи по созданию, сертификации, связи с международными комитетами, организациями и ведомствами сертификационными, управляющих государственным структур. Мы вместе прорабатываем все это. Горбунов лично ведет Союз авиапроизводителей – он всем занимается, остальные ему помогают, он на себя взял эту ответственность и работает, связывается, контактирует с зарубежниками, с Минтрансом – это сложные вещи, – сказал в беседе с «КР» член наблюдательного совета САП, Генеральный конструктор РПКБ, заместитель руководителя КРЭТ Гиви Джанджгава, – Где еще нам вот так собраться, все обсудить и буквально проталкивать необходимые для отрасли решения – другого места нет. Общественная организация – это крайне важная вещь, ведь мы собираемся, обмениваемся информацией и создаем наше мнение в комитетах. Мы просим, чтобы Союз нам помогал в конкретных разработках, которые мы ведем по гражданской технике, в том числе SSJ на российской элементной базе, проводить импортозамещение на МС­21, мы через Союз пытаемся решить вопросы сертификационного характера, стандартов и так далее».

С мнением Гиви Ивлиановича о том, что Союз авиапроизводителей держится на Евгении Горбунове, собравшем сильную команду, солидарна и Генеральный секретарь Союза Людмила Ростовцева. По ее словам, секрет во многом определяется профессиональным подходом и неравнодушным отношением Евгения Алексеевича, стремлением дойти до сути и найти реальное решение.

«Все это – заслуга большой команды единомышленников, и, безусловно, лично Евгения Алексеевича Горбунова. Ведь именно на нем лежит весь груз ответственности за подготовку стратегических решений, контроль и реализацию поручений коллегиальных совещательных органов, а также за руководство операционной деятельностью Союза. Меня всегда поражала широта взглядов Евгения Алексеевича и глубина его знаний. Сегодня Союз под его руководством является не только площадкой для обсуждения самых разнообразных вопросов – от диверсификации производства, проектов Федеральных авиационных правил и международных стандартов до нюансов подготовки кадров для авиационной промышленности. Союз активно взаимодействует и участвует в выработке совместных позиций с такими организациями, как Союз машиностроителей России, Торгово­-промышленная палата Российской Федерации, Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, Ассоциация «Аэронет», Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям», Фонд «Партнер гражданской авиации», Фонд «Безопасность полетов», АССАД. Приобретает все больший авторитет ежегодный конкурс «Авиастроитель года»», – сказала Ростовцева в беседе с «КР».

Конкурс «Авиастроитель года» проводится по инициативе предприятий­-членов САП ежегодно в нескольких номинациях. Он нацелен на развитие системы общественного стимулирования коллективов корпораций, предприятий авиапрома, учреждений, ассоциаций и других объединений и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли. Это не подведение итогов производственной деятельности предприятий, а именно конкурс, задача которого в том, чтобы дать возможность работам найти своего потребителя. Конкурсные работы отбирают специальные комиссии в каждой номинации. В работе принимают участие более 100 экспертов. Это самые уважаемые в авиастроительной отрасли люди, обладающие заслуженным авторитетом, с мнением которых считаются. Конкурс максимально прозрачен.

«Конкурс «Авиастроитель года» сегодня очень важное событие. Здесь отработана четкая система и подачи предложений для рассмотрения конкурсной комиссии и последующего их обобщения по определенным направлениям. Работы рассылают членам комиссии по номинациям, соответствующим компетенциям конкретного ее члена, а после письменного голосования собирается общая конкурсная комиссия, и с учетом всех мнений производится присуждение. «Это вопрос консолидации отрасли, – говорит Виктор Чуйко, регулярно принимающий экспертное участие в мероприятии, – Этот конкурс сегодня очень ценится в авиационной промышленности не только на заводском уровне, но и на отраслевом. Полезно ли это сегодня? – Да, полезно! Необходимо ли это? – Да, это очень необходимо, потому что в каждого вселяет веру, что будущее у авиационной промышленности есть. Это луч, который виден в тоннеле и показывает, что надо идти, и мы дойдем до того момента, когда он будет освещать все. Евгений Алексеевич ухватил это, нашел место этой организации в нашей авиационной промышленности. Он пользуется большим уважением».

Союз не только проводит широкое обсуждение представляемых проектов, но и доводит информацию о них до потенциальных потребителей. Бывает, что работы не заняли призовых мест, но по своему содержанию эффективны, и их авторы после участия в «Авиастроителе года» получают предложения и заключают контракты.

Евгений Алексеевич очень радеет за то, чтобы у авиастроителей был свой официальный праздник. «Мы считаем необходимым решить вопрос об установлении праздника – День авиастроителя. Так сложилось, что есть День ВВС, есть День гражданской авиации, а авиастроители остались без отраслевого праздника. Хотя у нас есть исторические корни и документально подтвержденное обоснование для установления этой даты. В 1912 году, 28 июня по новому стилю, была выдана первая лицензия завода на производство воздушных судов. Мы считаем, что этот день и следует считать днем рождения авиационной промышленности России», – отмечал Евгений Горбунов накануне второго Съезда авиапроизводителей России. На Общем собрании членов САП 1 апреля 2015 года предприятия авиационной промышленности вышли с предложением к правительству РФ установить профессиональный праздник «День авиастроителя».

9.jpg

Победители конкурса «Авистроитель года»

Л.Б. Ростовцева, Генеральный секретарь Союза авиапроизводителей России:

Коллектив Союза авиапроизводителей России горячо поздравляет Евгения Алексеевича с юбилеем. Хочется пожелать, чтобы впереди было еще много планов и союзников в их реализации, гармонии на душе и в жизни, и конечно же, здоровья, чтобы все планы и пожелания могли осуществиться!

Г.И. Джанджгава, член Наблюдательного совета САП, член Бюро Союза машиностроителей России, д­р техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки, Генеральный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро, заместитель руководителя КРЭТ:

Искренне поздравляю Евгения Алексеевича по поручению коллектива Раменского КБ и руководства Концерна радиоэлектронный технологий со славной юбилейной датой – 65-­летием! Его биография наполнена разнородной деятельностью в области авиационной промышленности. Его призвание, опирающееся на накопленный опыт, он использует в деле воссоздания отечественной гражданской авиации. Заслуживают высокой оценки усилия Евгения Алексеевича, направленные на проведение ежегодных конкурсов по различным направлениям авиационной техники. Желаем Евгению Алексеевичу, долгих лет жизни, титанической энергии для осуществления задуманных целей, успехов на благо Отечества! Дружески обнимаю.

В.М. Чуйко, Президент Ассоциации «Союза авиационного двигателестроения», д­р техн. наук, профессор, заместитель министра авиационной промышленности СССР (1984­1991гг):

Хочется искренне поблагодарить Евгения Алексеевича за эту важную работу, которую он проводит, восхититься его качествами как руководителя, как человека, который в самой сложной обстановке может перейти к юмору, причем уместному, что позволяет быстрее решить конкретные задачи. Хочу пожелать ему дальнейших успехов, здоровья, счастья в личной жизни – это касается и его семьи и ближайшего его окружения, дай Бог ему всего самого лучшего в его жизни.

Коллектив Национального авиационного журнала «Крылья Родины» присоединяется к поздравлениям!