Комментарий о внесении изменений в ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов
Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
«Сегодня Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий поправки в закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов.
Механизм специальных инвестиционных контрактов уже зарекомендовал себя как один из действенных инструментов стимулирования промышленной деятельности на территории Российской Федерации. У инвесторов появилась возможность заключения СПИК с 2014 года. На данный момент подписано 33 федеральных СПИК и 27 региональных в 11 отраслях промышленности, среди которых фармацевтика, автопром, химическом комплекс, нефтегазовое машиностроение, металлургия, сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, станкостроение, авиастроение, производства насосного оборудования, медицинская промышленность.
Реализация только федеральных проектов позволит создать порядка 15 тыс. шт. новых рабочих мест,суммарный объем заявленных инвестиций в промышленность в рамках СПИК превышает 430 млрд. рублей, а в рамках проектов в целом превысит 725 млрд. рублей, ожидаемый объем произведенной продукции – превысит 10 трлн. рублей, а объем реализованной продукции составит порядка 10,8 трлн. рублей.
В предлагаемом законопроекте есть несколько принципиальных отличий от действующего механизма.
Прежде всего, меняется предмет заключения специнвестконтрактов: раньше СПИК заключался с целью создания либо модернизации промышленных производств, теперь контракт будет подписываться только с теми компаниями, которые приносят современные зарубежные или отечественные технологии, отсутствующие на сегодня в РФ. Список передовых технологий будет формироваться и утверждаться Правительством РФ.
Другая важная новация – стабилизационная оговорка о неизменности принципов ведения бизнеса будет действовать только в части прямых налогов, а НДС и акцизы не будут подпадать под режим неизменности.
Кроме того, в обязательном порядке специнвестконтракт должен быть заключен при участии регионов и муниципалитетов.
Еще один момент – срок действияспецинвестконтрактов будет продлен до 15 летдля проектов с объемом инвестиций до 50 млрд. рублей включительно и до 20 лет для проектов, свыше 50 млрд рублей.
Одновременно, исключается минимальный порог по вхождению в этот режим. Ранее минимальный порог был установлен в размере 750 млн. рублей. Сейчас этого минимального порога нет, это позволит обеспечить доступ более широкого перечня из состава участников в эти специнвестконтракты.
Отмечая целесообразность и своевременность предлагаемых изменений Комитет считает, что принятие законопроекта будет способствовать достижению задач, поставленных Президентом Российской Федерации по развитию конкуренции в процессе реализации специнвестконтрактов и привлечению долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты, предусматривающие внедрение современных технологий».
СПРАВОЧНО:
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон
«О промышленной политике в Российской Федерации» в целях совершенствования механизма СПИК для максимального обеспечения конкуренции в процессе его реализации и привлечения долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты, путем введения новых форм СПИК.
Всего на данный момент подписано 33 федеральных СПИК: в 11 отраслях промышленности: в фармацевтике (6), автопроме (7), химическом комплексе (5), нефтегазовом машиностроении (4), металлургии (3), сельскохозяйственном и энергетическом машиностроении (по 2), в сферах станкостроения, авиастроения, производства насосного оборудования, медицинской промышленности (по 1).
Реализация указанных проектов позволит достичь следующих показателей:
Общее количество новых рабочих мест по проектам превысит 15,5 тыс. шт.; суммарный объем заявленных инвестиций в промышленность в рамках этих проектов превысит 725 млрд. рублей (в рамках СПИК - порядка 438 млрд. рублей), объем произведенной продукции – превысит 10 трлн. рублей, а объем реализованной продукции составит порядка 10,8 трлн. рублей.
Региональных СПИК в отраслях промышленности – 27, в том числе Центральный федеральный округ – 5, Южный федеральный округ – 1, Северо-Западный федеральный округ – 2, Сибирский федеральный округ – 4, Уральский федеральный округ – 7 , Приволжский федеральный округ – 8. Основные отрасли, в которых заключаются региональные СПИК: машиностроение, металлургия, химический комплекс. В пищевой промышленности – 1, энергетической промышленности – 1.
Реализация указанных проектов позволит достичь следующих показателей:
Общее количество новых рабочих мест по проектам превысит 6,8 тыс. шт.; суммарный объем заявленных инвестиций в промышленность в рамках этих проектов превысит 402 млн. рублей, налоговые поступления в бюджеты регионов составят свыше 608 млн. руб.
В целях совершенствования действующего механизма СПИК законопроект в том числе предлагается:
1) механизм отбор участников СПИК на принципах публичности
путем проведения как открытого, так и закрытого конкурсного отбора;
2) предметом СПИК установить не просто освоение серийного производства промышленной продукции, а освоения серийного производства промышленной продукции на основе разработанных и (или) внедренных в рамках СПИК современных технологий;
3) изменить круг участников СПИК – обязательно одновременно в заключении СПИК участвуют в качестве сторон СПИК органов власти всех уровней как федеральных, так и региональных и местных;
4) четко прописать в Законе о промышленной политике обязательства инвестора, в том числе обязательства по разработке современной технологии либо получению исключительного права или права использования результатов интеллектуальной деятельности;
5) пересмотреть предельные сроки действия СПИК: не более 15 лет для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд. рублей включительно и не более
20 лет для проектов, свыше 50 млрд рублей,
6) исключить ограничение 2025 годом по предоставлению налоговых льгот;
7) исключить требование по минимальному объему инвестиций для возможности претендовать на заключение СПИК);
6) СПИК, уже заключенные на момент вступления
в силу законопроекта продолжить свое действие;
7) и в законе прописать возможность заключения СПИК в соответствии с Законом (в редакции законопроекта) до 31 декабря 2030 г.
и другие положения, которыми уточняются полномочия Правительства Российской Федерации, Минпромторга России и процедура контроля за реализацией СПИК.
Пресс-служба "Союз машиностроителей России"