Авиация и власть

Опираясь на традиции и опыт ОАО «АВИАПРОМ» РЕШАЕТ КОМПЛЕКС ОБЩЕОТРАСЛЕВЫХ ЗАДАЧ

Москва, ОАО «Авиапром», 29 мая 2014 г. На годовом общем собрании акционеры ОАО «Авиапром» отметили успешное выполнение в прошлом году намеченных планов по всем направлениям деятельности Общества и решили выплатить дивиденды в размере 100 процентов.

Учитывая, что ОАО «Авиапром» решает большой комплекс общеотраслевых задач, каждый его годовой отчёт характеризует общее состояние отрасли, в цифрах и фактах показывает положительные и отрицательные тенденции, намечает пути оптимального решения имеющихся проблем в интересах своих акционеров, которыми являются свыше 300 научных и производственных предприятий авиационной промышленности России и стран СНГ.

В связи с тем, что собрание проходило в год 75-летия создания первого государственного отраслевого органа управления – Наркомата авиационной промышленности СССР, в отчётном докладе генерального директора ОАО «Авиапром» В.Д. Кузнецова, выступлениях руководителей предприятий и организаций – акционеров Общества, представителей государственных органов исполнительной власти и отраслевого профсоюза отмечался богатейший позитивный опыт отечественного государственного регулирования авиационной деятельности и обсуждались необходимые меры для решения острых системных проблем управления отраслью в настоящее время.

Участники собрания отмечали большое сходство современных проблем и процессов в отечественном авиастроении с теми, которые пришлось решать в 30-е годы. Включая значительное технологическое отставание и зависимость от ведущих авиастроительных держав, глубокие разрывы между государственными и корпоративными интересами, наукой и производством, неэффективное использование выделяемых государством огромных средств на создание конкурентоспособной авиапромышленности, соответствующей современному технологическому укладу и способной к быстрому прорыву в следующий, в наше время - шестой. Опыт деятельности первого государственного отраслевого органа управления особенно ценен потому, что, во-первых, в то время наша страна сумела решить эти сложнейшие организационные проблемы в кратчайший период накануне Великой Отечественной войны, и, во-вторых, базовые законы управления имеют универсальный характер.

Годовое общее собрание акционеров открыл и вёл председатель Совета директоров, заместитель генерального директора ОАО «Авиапром» Владимир Валентинович Апакидзе.

- Наше собрание проводит свою работу в историческом – юбилейном для авиастроителей России и стран СНГ году, – сказал В.Д. Кузнецов во вступительной части своего доклада. - 75 лет назад (11 января 1939 года) высшее руководство Советского Союза, проявив политическую волю и стратегическое мышление, образовало Народный комиссариат авиационной промышленности СССР…

В.Д. Кузнецов отметил, что создание Наркомата было обусловлено объективными факторами, в том числе динамичным наращиванием в нашей стране научной, опытно- конструкторской, производственной и кадровой базы авиа­строения в предшествующие двадцать лет, особенно в 1930-е годы, расширением и усложнением кооперационных связей с предприятиями - поставщиками материалов и комплектую­щих из разных отраслей, значительно возросшим оборонным значением авиации, необходимостью ускоренного преодоления технологического отставания в авиастроении, прежде всего – от Германии. Статус и структура созданного государственного органа соответствовали масштабу, сложности и значению объекта управления - авиационной промышленности, фактически и юридически ставшей отраслью экономики страны.

Главным результатом деятельности Наркомата авиа­ционной промышленности и входящих в его состав предприятий и организаций было обеспечение стратеги­ческого превосходства отечественной военной авиации над авиацией фашистской Германии и её сателлитов. За два с половиной года авиапромышленность страны значительно нарастила свои мощности и радикально перевооружилась технологически. К июню 1941 г. авиационная промышленность нашей стра­ны ежесуточно выпускала более 50 современных по тем временам самолётов всех типов - больше, чем Германия и её союзники. Всего за годы войны было поставлено в войска 142.775 самолётов, которые постоянно совершенствовались и достигли предельных характеристик для данного вида авиатехники.

Эффективная организация деятельности авиационной промышленности страны в предельно экстремальных условиях накануне и в ходе войны воспитала и закалила целое поколение руководителей и специалистов отрас­ли.

- Особое уважение и признательность мы выражаем деятельности наркомов и министров авиационной промышленности: КагановичУ Михаилу Моисеевичу, ШАХУРИНУ Алексею Ивановичу, ХРУНИЧЕВУ Михаилу Васильевичу, ДЕМЕНТЬЕВУ Пётру Васильевичу, КАЗАКОВУ Василию Александровичу, СИЛАЕВУ Ивану Степановичу, СЫСЦОВУ Аполлону Сергеевичу, - сказал В.Д. Кузнецов. - Имея проверенные кадры высококлассных профессионалов на предприятиях и в организациях и владея полной информацией о состоя­нии дел на каждом из них, Наркомат (с 15 марта 1946 года - Минавиапром СССР) обеспе­чил эффективный перевод отрасли на мирные рельсы, ускоренное создание и крупносерийный выпуск военной и гражданской реактивной авиатехники, большого се­мейства вертолётов различного назначения, самолётов стратегической авиации. В советский период было создано и передано в эксплуатацию более 420-ти тысяч летательных аппаратов, были полностью обеспечены потребности нашей страны и её союзников во всех типах военной и гражданской авиатехники, не уступавшей лучшим зарубежным аналогам или превосходивших их. Что немаловажно, это достигалось в послевоенный период при гораздо меньших ресурсах, чем в США и странах Западной Европы.

Высокий уровень развития отрасли был обеспечен эффективным управлением со стороны Наркомата – Министерства авиационной промышленности СССР, уси­лиями миллионов людей - нескольких поколений советских конструкторов, учёных, руководителей предприятий, специалистов и рабочих, лётчиков-испытателей.

Главное достоинство советской системы государ­ственного регулирования авиационной промышленности как единого научно-производственного комплекса – отлаженный механизм взаимодействия предприятий, министерств и ведомств по выполнению чётких стра­тегических и тактических задач отрасли при эффективном, мно­гоуровневом контроле выполнения планов с персональной ответственностью. Эти качества управления безусловно необходимы при любом политическом и социально-экономическом государственном устройстве.

Акционерами ОАО «Авиапром» являются около 95 процентов предприятий и организаций авиационной промышленности стран СНГ, поэтому его общие годовые собрания – уникальная общеотраслевая трибуна. Учитывая это, годовой отчёт Совета директоров акционерного общества традиционно включал в себя три раздела:

основные итоги работы предприятий (организаций) авиационной промышленности - акционеров ОАО «Авиапром» в 2013 году и плановые задания на 2014 год;

результаты работы исполнительной дирекции ОАО «Авиапром» в 2013 году, в том числе итоги финансово-хозяйственной деятельности за отчётный период;

основные направления деятельности ОАО «Авиапром» в 2014 году.

Основные итоги работы предприятий (организаций) авиационной промышленности - акционеров ОАО «Авиапром» в 2013 году

и плановые задания на 2014 год

Говоря об основных итогах работы предприятий-акционеров Общества, В.Д. Кузнецов отметил, что в 2013 году научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности России обеспечивал выполнение заказов по созданию и серийному производству авиационной техники, а также техники промышленного назначения.

Информация по технико-экономическим показателям работы авиационной промышленности России в 2011, 2012, 2013 годах и план 2014 года

Показатели

Един. измер.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

планируется

1. Объем производства к предыдущему году,

в том числе:

%

109,0

112,5

116,7

115,0

1.1. Объем производства гражданской продукции

%

98,7

95,4

120,3

121,1

1.2. Объем производства продукции государственного назначения

%

113,0

118,4

115,7

112,0

2. Численность

тыс. чел.

407,4

401,0

399,7

398,0

3. Среднемесячная заработная плата

руб.

25869,0

29481,0

34250,0

36200,0

Общий объем производства продукции в отрасли в 2013 году составил 560,3 млрд. руб., 116,7 % к уровню 2012 года, в том числе объём производства продукции государственного назначения - 115,7 %. Объем производства гражданской продукции в 2013 году составил к уровню 2012 года 120,3 %. Производительность труда возросла в 1,2 раза и достигла 1 852,6 тыс. руб. в год на чел.

Средняя заработная плата по отрасли увеличилась к уровню 2012 года на 14% и составила 34250 рублей, в том числе в научных и опытно-конструкторских организациях 42025 рублей, на серийных предприятиях – 31260 рублей.

В 2013 году численность работающих в отрасли сократилась на 1300 человек и составила 399,7 тыс. человек.

Сравнительная таблица поставок самолётов и вертолётов

2012 год

(факт)

2013 год

(факт)

2014 год

планируется

Гражданские магистральные

самолёты и

региональные самолеты

26

36

45

Специальные самолёты

-

-

2

Самолеты государственного назначения

69

95

117

Всего самолетов

95

131

164

Гражданские вертолеты

33

69

86

Вертолеты государственного назначения

248

234

217

Всего вертолетов

281

303

303

Всего воздушных судов

376

434

467

В отчётном 2013 году выпущены 131 самолёт, в том числе 36 гражданских, 303 вертолёта государственного и гражданского назначения.

В 2013 году было изготовлено 744 авиационных двигателя. К уровню 2012 года рост производства авиационных двигателей в 2013 году составил 113 %, производство спецтехники – 155 %, продукции агрегатостроения – 112%, приборостроения – 110 %.

В 2014 году планируется поставить заказчикам 164 самолета и 303 вертолета.

В 2013 году авиационные предприятия – акционеры ОАО «Авиапром» в странах СНГ в сложных условиях продолжали производство авиационной техники.

В Узбекистане ГАО «Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова» (сейчас - ОАО «Ташкентский механический завод») в 2013 году изготовлен и поставлен в национальную авиакомпанию 7-й самолёт Ил-114-100. Также этим предприятием были оказаны услуги, изготовлены и экспортированы в Россию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья авиазапчасти для обеспечения эксплуатации и ремонта ранее изготовленных и поставленных самолётов.

На Украине Государственное предприятие «Антонов» (г. Киев) изготовило 1 самолет Ан-148 (поставлен в Южную Корею) и 3 самолета Ан-158 (поставлены на Кубу). Проводились кооперационные поставки агрегатов для самолета Ан-148 на ОАО «ВАСО» (г. Воронеж).

Харьковское государственное производственное предприятие изготовило 2 самолёта Ан-74 и 3 самолёта Ан-140, а также 8 учебных самолетов ХАЗ-30. Кроме того, проводились кооперационные поставки агрегатов для самолетов АН-148 на ОАО «ВАСО» (г. Воронеж) и агрегатов для самолетов АН-140 на ОАО «Авиакор» – авиационный завод» (г. Самара).

Предприятия авиационного двигателестроения Украины в 2013 году существенно увеличили объём выполненных работ, в том числе в рамках кооперации с предприятиями авиационной промышленности России. Объём производства АО «Мотор Сич» составил 111,3% к уровню 2012 года, объём продаж у этого предприятия в 2013 году – 30 млрд. руб.

Подводя итоги работы за 2013 год и формируя программы по развитию и производству авиационной техники на 2014 и последующие годы, акционеры ОАО «Авиапром» выражают определённую обеспокоенность в части выполнения действующих между Россией и Украиной межправительственных соглашений, договоров и контрактов между предприятиями наших стран, отметил В.Д. Кузнецов.

Многолетнее тесное взаимодействие авиаспециалистов России и Украины позволило создать ряд непревзойдённых в мире образцов авиатехники. Самолётостроение, вертолётостроение, двигателестроение, различное бортовое оборудование и агрегаты, технологии, научные изыскания и разработки, инвестиции и многое другое – всё это представляет взаимный интерес, обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество, создаёт рабочие места. При негативном развитии событий, сторонам потребуются дополнительные капвложения и время на освоение техники по импортозамещению. Это будет мерой вынужденной. Выход всегда найдётся. Главное, чтобы он был минимально болезненным и предельно разумным.

В авиационной промышленности России объём выполненных работ по созданию научной продукции и оказанию научно-исследовательских услуг в 2013 году составил 130% к уровню 2012 года. В отчётном году отраслевыми научными центрами и НИИ получено 70 патентов. Объем коммерческих сделок предприятий авиационной промышленности по экспорту технологий и услуг технического характера зарубежным партнерам в 2013 году составил 1, 5 млрд. рублей.

В 2013 году на мероприятия по капитальному строительству были запланированы бюджетные ассигнования в рамках 4 федеральных целевых программ ФАИП по 152 объектам. Объем выделенных бюджетных средств составил 104,3 % к уровню 2012 года. Введены в 2013 году запланированные государственным заданием производственные мощности на 12 объектах капитального строительства.

В 2014 году Федеральной адресной инвестиционной программой на мероприятия по капитальному строительству запланированы бюджетные ассигнования в рамках 4-х федеральных целевых программ по 207 объектам, их объём к уровню 2013 года составляет 164,4%. Всего в 2014 году предусмотрен ввод 21 объекта капитального строительства на предприятиях (организациях) авиационной промышленности.

В 2013 г. объём поставок на экспорт авиационной техники несколько снизился по сравнению с предыдущим годом - 3,6 млрд. долл. против 3,93 млрд. долл. (по данным Центра анализа стратегий и технологий). От общего объема экспортных поставок вооружения и военной техники страны это составляет около 40 % .

Перспективы на 2014 год: в соответствии с заключенными контрактами в текущем году за рубеж должно быть поставлено более 40 истребителей семейства Су-30 (в Индию, Вьетнам, Индонезию, Анголу). Будут продолжены поставки в Индию палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. В 2014 году будет проведена работа по модернизации 57 самолетов МиГ-29 непосредственно в Индии.

Наиболее крупные поставки вертолетов будут идти в Индию, Китай, Шри-Ланку, Судан, Азербайджан, Ирак и Афганистан. Будут начаты поставки вертолета Ми-28НЭ в Алжир.

В течение 2014 года возможно подписание новых контрактов на поставку авиационной техники с Китаем, а также с Индией, Угандой, Бангладеш, Аргентиной, Турцией.

II. Результаты работы исполнительной дирекции ОАО «Авиапром» в 2013 году,

в том числе итоги финансово-хозяйственной деятельности

Объём выполненных работ и оказанных услуг исполнительной дирекцией ОАО «Авиапром» в 2013 году составил 392,0 млн. рублей. При этом выполнены намеченные планы по всем основным направлениям деятельности, включая:

- генподрядные, строительные и проектные работы;

- научно-исследовательские работы;

- инжиниринговые работы и услуги;

- комплектацию производственных программ;

- консультационные и иные работы и услуги.

В 2013 году подразделениями ОАО «Авиапром» выполнены работы по техническому перевооружению, реконструкции и проектированию объектов авиационной промышленности, в том числе: ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» (ОАО «НПП «МОТОР»), ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «НИИ парашютостроения», ФГУП «ГосНИИАС», ОАО «ГРПЗ», ОАО «Компания «Сухой» и других предприятий.

Кроме того, дочернее предприятие ЗАО «Авиапромстрой» в качестве генподрядной организации выполнило проектные и строительно-монтажные работы, а также осуществило поставку и монтаж технологического и инженерного оборудования на 11 предприятиях авиационной промышленности на общую сумму 863,3 млн. руб. Объём выполненных работ по сравнению с 2012-м годом составил 139%.

В 2013 году Управление летной службы ОАО «Авиапром» продолжало выполнять работы и услуги, связанные с государственным регулированием деятельности в области экспериментальной авиации.

Основной задачей Управления являлся контроль за проведением испытаний и исследований авиационной техники в организациях авиационной промышленности в соответствии с действующими нормативными документами.

Были проведены проверки 15 лётно-испытательных подразделений экспериментальной авиации (9 плановых комплексных проверок и 6 проверок в ходе подготовки к участию в Международном авиакосмическом салоне МАКС-2013).

ОАО «Авиапром» (Фирма «Тяжелые самолеты и вертолеты») в 2013 году принимал участие в решении организационных, технических и других вопросов, связанных с формированием и выполнением годовых программ создания и кооперативного производства авиационной техники на предприятиях России, Украины и Узбекистана.

Характеризуя работу исполнительного аппарата акционерного общества в отчётный период, В.Д. Кузнецов выразил благодарность ветеранам «Авиапрома», а также молодым специалистам за глубокую, профессиональную, объективную оценку работы отрасли по тем направлениям, которые анализирует Общество в соответствии с поручениями Минпромторга России и Департамента авиационной промышленности.

Подробный отчёт о деятельности функциональных подразделений Общества был представлен в материалах собрания. В докладе В.Д. Кузнецов акцентировал внимание на некоторых итогах работы предприятий-акционеров Общества, полученных в результате анализа их деятельности в отчётном периоде.

Во-первых, сравнительные данные по состоянию безопасности полетов в экспериментальной авиации в 2011-2013 годы показывают, что количество авиационных происшествий и инцидентов остается на прежнем уровне, тенденции к их снижению не наблюдается. За указанный период произошло 4 катастрофы, в которых погибло 62 человека, а также произошло 63 авиационных инцидента.

Распределение авиационных происшествий и инцидентов

с экспериментальными воздушными судами по видам причин в 2011-2013 годах

Год

Авиационные происшествия

Авиационные инциденты

Нару-

шения

ИВП

катаст-рофы/

погибло чел.

Аварии/

поломки

Всего:

причины

всего/

в т.ч. САИ

причины

по вине авиац. Персо-нала

отка-зы

а/т

дру-гие

по вине авиац. персо-нала

Отка-

зы а/т

дру-гие

2011

2/8

-

2

2

-

-

21/1

5

16

-

-

2012

1/45

1

2

1

1

-

21/1

19

2

-

2

2013

1/9

1

2

1

1

-

21/2

3

14

4

-

всего

4/

62

2

6

4

2

-

63/4

27

32

4

2

Распределение авиационных происшествий и инцидентов

с экспериментальными воздушными судами по видам полетов в 2011-2013 годах

Год

Авиационные происшествия

Авиационные инциденты

катаст-рофы/

погибло чел.

Аварии/

поломки

Всего:

причины

всего/

в т.ч. САИ

причины

Испытат.

пол.

Демонстр.

пол.

Другие

пол.

Испыт.

пол.

Дем.

пол.

Друг.

пол.

2011

2/8

-

2

-

21/1

18

-

3

2012

1/45

1

2

-

21/1

16

1

4

2013

1/9

1

2

-

21/2

15

1

5

всего

4/62

2

6

1к, 2а

63/4

49

2

12

Примечание: к – катастрофа; а – авария.

Мониторинг качества авиационной продукции за 2013 год показал, что количество рекламаций, полученных предприятиями авиационной промышленности России от эксплуатирующих организаций, возросло на 17,7 % и составило 6630 единиц.

Изменение количества полученных рекламаций по подотраслям

п/п

Отрасль

Количество рекламаций

Изменение

увелич. «+»

уменшен. «–»

2012 г.

2013 г.

1

Самолётостроение

1 509

1 866

+ на 23,66 %

2

Вертолётостроение

871

1 259

+ на 44,55 %

3

Двигателестроение

336

474

+ на 41,07 %

4

Агрегатостроение

905

810

– на 10,50 %

5

Приборостроение

2 014

2 221

+ на 10,28 %

ИТОГО:

5 635

6 630

+ на 17,66 %

Из общего количества рекламаций 40,8 % составляют отказы покупных комплектующих изделий. По причине неправильной эксплуатации техники и низкой квалификации специалистов по дефектации отказов получено 12,8 % рекламаций.

Анализ отчётных материалов за 2013 год по охране труда и технике безопасности на предприятиях отрасли показал, что занятость работников во вредных и опасных условиях труда остаётся высокой.

Предприятие

Работающие во вредных и опасных условиях труда (%)

ОАО «ФКП «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем»

79

ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова»

68

Филиал ОАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина»

63

ОАО «Утес»

62

ОАО «Альметьевский завод «Радиоприбор»

54

ОАО «Пермский завод «Машиностроитель»

49

ОАО «Пермский моторный завод»

48

ОАО «Казанский вертолетный завод»

46

ОАО «Ульяновское КБП»

43

ОАО «ЭМЗ имени В.М. Мясишева»

43

ФГУП "ГосНИИАС"

39

Общее количество пострадавших от несчастных случаев на производстве в 2013 году по отрасли в целом составило 378, на предприятиях отрасли на производстве произошли 8 случаев с летальным исходом, в том числе 2 групповых случая.

Предприятие

Количество пострадавших от несчастных случаев на производстве

2012 год

2013 год

ОАО «Корпорация «Иркут»

32

51

ОАО «УМПО»

22

41

Филиал ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова»

10

20

ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»

21

17

ОАО «ПМЗ»

19

16

ОАО «НАЗ «Сокол»

9

13

ОАО «РСК «МиГ»

15

12

ОАО «ВАСО»

13

11

ОАО «У-УАЗ»

14

11

ОАО «Салют», Самара

6

10

ОАО «Пермский завод «Машиностроитель»

-

10

ОАО «ААК «Прогресс»

11

9

Все перечисленные направления авиационной деятельности предприятий отрасли, к сожалению, не имеют комплексного системного подхода со стороны исполнительных органов власти, а также настойчивой, конструктивной работы со стороны интегрированных структур.

Итоги финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Авиапром» в 2013 году

Объём реализации выполненных работ и услуг в 2013 году составил 346 млн. рублей. За отчётный период увеличились чистые активы Общества. Обязательства перед банками исполнены в установленные сроки, задолженности по кредитам и займам отсутствуют.

III. Основные направления деятельности ОАО «Авиапром» в 2014 году

В соответствии с решениями общего годового собрания акционеров и Совета директоров основными направлениями деятельности ОАО «Авиапром» являются:

· взаимодействие с предприятиями и организациями отрасли – акционерами Общества, а также интегрированными структурами по оказанию практической помощи при реализации федеральных целевых программ и других мероприятий по развитию авиационной промышленности;

· взаимодействие с Минпромторгом России в части реализации мероприятий, предусмотренных «Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года».

В числе основных задач Общества на 2014 год, указанных в Годовом отчёте, есть пункт 18: «Оказание содействия в совершенствовании системы государственного управления авиационной промышленности РФ». Сегодня для исполнительной дирекции ОАО «Авиапром» реализация этой задачи является главной стратегической функцией акционерного общества, отметил В.Д. Кузнецов.

Обобщая предложения, рекомендации и обращения ветеранов отрасли, руководителей ряда предприятий-акционеров ОАО «Авиапром», а также анализируя результаты выполнения программных мероприятий по развитию авиационной промышленности, складывается мнение, что авиационная промышленность России в современ­ный исторический период по своему организационно­му, техническому и кадровому состоянию словно вернулась в середину 30-х годов прошлого века.

Как и прежде, государство постоянно увеличивает объём выделяемых ресурсов на восстановление и раз­витие авиастроения, но при этом присутствует разоб­щённость производственных, конструкторских, научных организаций в реализации общегосударственных задач.

Созданные в последнее десятилетие госкорпорации и иные интегрированные структуры, как в предвоенные годы государственные тресты и объединения, несомненно повысили устойчивость входящих в них отдельных предприятий, но они не обеспечивают главную консоли­дирующую роль авиационной промышленности в каче­стве локомотива инновационного развития российской экономики.

Сегодня мы обязаны ещё раз поставить вопрос о технологической безопасности производимой и планируемой к производству авиационной техники. В условиях политического и экономического шантажа, осуществляемого «так называемыми» западными партнёрами по бизнесу, мы не можем быть гарантированы от принуждения нас к ограничениям, а возможно и к полному закрытию совместных авиационных проектов и научных программ.

При этом следует обратить внимание на то, что

- 90 % технологического оборудования мы закупаем за рубежом,

-до 80 % электронной компоненты для БРЭО самолётов и вертолётов производится не в Российской Федерации,

- многие химические компоненты для производства изделий из композиционных материалов мы приобретаем в странах Европы и Америки.

Эти и многие другие примеры зависимости промышленности от поставок из-за рубежа вынуждают нас более активно работать над импортозамещением.

Существующие программные документы развития авиационной промышленности не конкретизируют механизмы обеспечения роста производительности труда, повышения конкурентоспособности авиационной продукции, реализации кадровой политики в отрасли, вопросы технической и технологической безопасности в условиях увеличивающейся кооперации с зарубежными производителями и поставщиками, и, наконец, даже не декларируют персональную ответственность за производство авиационной продукции в заданных объёмах и в установленные сроки. Сегодня ни одна из интегрированных структур не берёт на себя ответственность за конечный результат – создание и про­изводство полностью отечественных конкурентоспособных гражданских самолётов разных типов в соответствии с по­требностями российского рынка. В итоге он уже заполнен зарубежными самолётами.

Конструкторские бюро, входящие в структуру ОАО «ОАК», не имеют ни одного перспективного проекта нового самолёта с полностью российской комплектацией. К тому же, типаж соз­даваемых гражданских самолётов, предусмотренный недавно переутверждённой Госпрограммой «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы», ограничен практически одним узкофюзеляжным пассажирским МС-21. При этом по многим компонентам комплектация самолёта планируется с поставками из-за рубежа.

В то же время серийное производство облётанных, сертифицированных российских самолётов Ту-334, Ту-204СМ по различным нам с вами известным причинам саботируется, пренебрегая указаниями Президента России.

Особую обеспокоенность вызывают проблемы, связанные с принятием жизненно важных стратегических решений при создании и производстве авиационной техники. Так, например, для принятия решения и защиты своих инициатив в Правительстве, генеральный конструктор двигательного ОКБ – генеральный директор должен пройти согласования или получить одобрение в пяти вышестоящих структурах, ряд из которых – явно надуманные организации – посредники, живущие за счёт поборов с реального производителя авиационной техники. При этом они диктуют свои правила и условия при бюджетном финансировании НИОКР и мероприятий по развитию материально-технической базы.

Кроме этого вызывает озабоченность уровень профессиональной квалификации ряда руководителей этих структур.

Отдельные корпорации, вместо безупречного выполнения государственных заданий, увлеклись коррупционными схемами по уводу бюджетных средств и средств предприятий, входящих в них, о чём свидетельствуют материалы государственных контрольных органов.

В этих условиях координирующая роль Министерства промышленности и торговли Российской Федерации должна быть определяющей, однако у него много подведомственных отраслей экономики, имеющих значительный объём своих отраслевых проблем и требующих всё большего внимания со стороны министерства.

При этом аппарат Департамента авиационной промышленности Минпромторга России, имеющий ограниченную численность, - с огромными усилиями вынужден решать вал текущих проблем в ущерб решению долгосрочных стратегических задач.

Как отмечают государственные контролирующие органы в результате проверки исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, «…в связи с недостатками в организации министерством работы по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборонно-промышленного комплекса, цели ряда ФЦП, в том числе РГАТ, не достигнуты, не смотря на значительные средства федерального бюджета, затраченные на их реализацию».

Так, по итогам 2012 года из 23 целевых индикаторов и показателей установленные значения достигнуты только по 9-ти.

Все эти проблемы носят организационный характер и связаны с отсутствием государственного общеотрасле­вого координирующего центра, который был бы важным элементом государственной системы стратегического управ­ления авиационной деятельностью, уполномоченным разрабатывать и обеспечивать реализацию программ комплекс­ного развития всех подотраслей авиационной промышленно­сти, авиационной науки и отраслевой образовательной сети, создания научно-технического и опытно-конструкторского задела с учётом перехода на новый технологический уклад.

Корпорации в принципе не способны выполнить весь комплекс этих функций, как бы ни разрастались их многоуровневые управляющие компании, многократно превысившие численность сотрудников Минавиапрома СССР. Корпоративные интересы получения максимально возможной прибыли в кратчайший срок объективно расходятся с интересами государства, желающего обеспечить решение долгосрочных социально-экономических и оборонных задач с минимизацией расходов, с повышением их эффективности. Поэтому во всех странах жёстко контролируют расход каждого доллара или евро бюджетных средств, выделяемых на поддержку авиастроения.

Необходим государственный орган, отвечающий за конечный авиационный продукт перед обществом и государством.

При этом надо исходить из понимания, что для преодоления технологического отставания в авиастроении, накопившегося за период радикальных социально-политических и экономических перемен в 90-е годы прошлого века и незавершенного реформирования отрасли в «нулевые» годы, прежде всего необходимо улучшить кадровую политику, значи­тельно повысить требования к уровню профессиональной квалификации и управленческого опыта руководителей отрасли.

Направления деятельности предприятий должны задавать генеральные конструкторы, от которых в первую очередь зависит конкурентоспособность создаваемой авиатехники, а не «менеджеры», управляющие «финансо­выми потоками». При этом, учитывая реалии сегодняшнего времени, требуется бережнее относиться к высокопро­фессиональному директорскому корпусу предприятий авиационной промышленности.

В заключительной обобщающей части доклада В.Д. Кузнецов отметил, что исторический опыт деятельности авиационной промышленности нашей страны как единого комплекса под руководством Наркомата (с 1946 года – Министерства) авиационной промышленности – это огромный капитал, который мы обязаны по-хозяйски использовать с учётом современных реалий. Использовать не только огромный научно-технический задел, созданный нашими великими предшественниками, но и организационно-управленческий опыт, который позволял добиваться максимально возможного даже в самых экстремальных условиях, обеспечил создание самых мощных в мире Военно-воздушных сил, полностью удовлетворял потребности нашей страны и многочисленных зарубежных заказчиков в современной гражданской авиатехнике всех видов.

Исторический опыт отечественного авиастроения имеет также огромное воспитательное значение, сказал он, особенно для подготовки новой смены авиастроителей. Этот опыт показывает, что наш народ, наша страна способны ставить и успешно решать любые сверхзадачи по освоению воздушно-космического пространства в национально-государственных интересах, в интересах людей.

Выступившие на собрании руководители и представители предприятий – акционеров ОАО «Авиапром», государственных органов власти и отраслевого профсоюза высоко оценили деятельность Общества за отчётный период. Они отметили его большой вклад в формирование и реализацию государственной политики в области авиационной деятельности, организацию испытаний новой военной и гражданской авиатехники, в комплексное развитие ресурсной базы авиастроения, в том числе капитальное строительство и переоснащение научных и производственных предприятий отрасли и рекомендовали общему собранию акционеров утвердить годовой отчёт ОАО «Авиапром» за 2013 год.

Главный инженер ОАО «Ташкентский механический завод» Э.Ю. Назаров поблагодарил руководителей и специалистов ОАО «Авиапром» за активное содействие деятельности их авиастроительного предприятия и выразил надежду на дальнейшее развитие сотрудничества в интересах авиационной промышленности России и Узбекистана.

Президент Ассоциации «Союз авиадвигателестроения» (АССАД) В.М. Чуйко отметил устойчивое развитие многосторонней деятельности ОАО «Авиапром» и возрастающий вклад Общества в решение общеотраслевых задач.

Председатель ЦК профсоюза авиационной промышленности Н.К. Соловьев обратил внимание участников собрания на большие проблемы с охраной труда и техникой безопасности на предприятиях отрасли, о чём наглядно свидетельствуют аналитические материалы, представленные в отчётном докладе ОАО «Авиапром». Он поблагодарил коллектив Общества за постоянный мониторинг условий труда на предприятиях авиационной промышленности и отметил, что отраслевой профсоюз активно взаимодействует с ОАО «Авиапром» в рамках заключённого соглашения о многостороннем сотрудничестве.

Заместитель директора департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ А.И. Ляшенко отметил, что стратегические задачи по радикальному преобразованию и динамичному развитию отечественного авиастроения могут быть решены только общими напряжёнными усилиями государственных органов власти, коллективов предприятий и организаций отрасли, авиационной общественности. Он обратил внимание, что при возрастающем объёме бюджетных средств, выделяемых государством на комплексное развитие авиационной промышленности и создание конкурентоспособной авиатехники, одновременно усиливается контроль за их целевым и эффективным использованием. Минпромторг России совместно с правоохранительными органами планомерно проводит масштабные проверки в управляющих компаниях интегрированных структур и на предприятиях, принимая соответствующие меры по их результатам. Важную контрольную функцию выполняет также мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных Госпрограммой «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы», который обеспечивают совместными усилиями сотрудники Департамента авиационной промышленности Минпромторга России и ОАО «Авиапром»…

Общее собрание акционеров утвердило годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность за 2013 год, а также рекомендованное Советом директоров распределение полученной прибыли, включая выплату акционерам дивидендов в размере 100 процентов от стоимости акций. Основная часть прибыли направлена в фонды экономического развития и социальной поддержки ОАО «Авиапром» на 2014 год.

Собрание акционеров выбрало новый состав Совета директоров, ревизионную комиссию и аудитора Общества.

В Совет директоров ОАО «Авиапром» вошли руководители Общества, в том числе генеральный директор В.Д. Кузнецов и заместители генерального директора В.В. Апакидзе, А.И. Анисимов, а также генеральный директор ФГУП «ВИАМ», академик РАН Е.Н. Каблов, генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Б.В. Обносов, президент Ассоциации «Союз авиадвигателестроения» (АССАД) В.М. Чуйко, генеральный директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» Б.И. Тихомиров и другие авторитетные руководители предприятий авиационной промышленности России и стран СНГ.

По традиции общее годовое собрание акционеров ОАО «Авиапром» завершилось торжественным вручением авторитетных в отрасли общественных наград: Золотой медали имени П.В. Дементьева за выдающиеся заслуги в авиастроении, знаков и дипломов почётных общественных званий «Ветеран авиационной промышленности» за большой вклад в развитие авиастроения и «Надежда авиастроения» (молодым специалистам) за эффективную научную и производственную деятельность в авиационной промышленности.

Вручение корпоративных общественных наград ОАО «Авиапром»:

Золотой медали имени П.В. Дементьева за выдающиеся заслуги в авиастроении - начальнику Московского комплекса ФГУП «ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского» Соколянскому Владимиру Петровичу, бывшему заместителю генерального директора МАПО «МиГ», ведущему специалисту ПК-2 имени П.А. Воронина ОАО «РСК «МиГ» Виноградову Вячеславу Михайловичу, ветерану аппарата Минавиапрома СССР, советнику генерального директора ОАО «Авиапром» Кондратенко Станиславу Ивановичу; знака и диплома почётного общественного звания «Ветеран авиационной промышленности» за большой вклад в развитие авиастроения - генеральному директору ОАО «Раменский приборный завод» Чумакову Анатолию Викторовичу, начальнику отделения Московского комплекса ФГУП «ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского» Копьёву Виктору Феликсовичу, заместителю генерального директора ОАО «АНПП «Темп-Авиа» (ОАО «Корпорация «ТРВ») Иванову Андрею Николаевичу.