Авиация и власть

Президент Академии наук авиации и воздухоплавания Виктор Чуйко принял участие в церемонии награждения победителей Конкурса "Авиастроитель года"

Виктор Михайлович вручил награды победителям в номинации «За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства».

Академия наук авиации и воздухоплавания совместно с Национальным авиационным журналом «Крылья Родины» выступили партнёрами Конкурса.

Фото с церемонии награждения (автор фото - Игорь Егоров, фотокорреспондент журнала "Крылья Родины") можно скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/vZogFynV8wo58w

В России подведены итоги конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2022 года, который проводится Союзом авиапроизводителей России (САП). Экспертный совет рассмотрел десятки конкурсных работ ведущих предприятий, научных организаций и авторских коллективов России. Выбраны лучшие проекты по таким направлениям, как инновационные разработки, новые технологии, ОКБ года, вклад в обороноспособность страны, подготовка специалистов для авиастроительной отрасли, создание новых систем и агрегатов авиационного назначения, совершенствование нормативной базы, развитие послепродажного обслуживания, диверсификация.

«Авиастроитель года»

Целью и задачей конкурса на соискание премии «Авиастроитель года» является развитие системы общественного стимулирования коллективов корпораций, предприятий авиационной промышленности, учреждений, ассоциаций и других объединений, а также обществ, организаций и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли.

Конкурс проводится с 2011 г. За это время Экспертный совет рассмотрел множество уникальных работ от специалистов авиационной промышленности, а лучшие из них отмечены наградами. Учредителями конкурса являются ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Вертолеты России», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», ФАУ "ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского", Союз авиапроизводителей России, АО "АКБ "Новикомбанк".

Для проведения конкурса были созданы Организационный комитет и Экспертный совет. Председатель Оргкомитета утверждается Наблюдательным советом Союза авиапроизводителей России. В состав Организационного комитета конкурса входят такие видные деятели отечественной авиационной промышленности, как академик РАН, президент Союза авиапроизводителей России Борис Алешин, управляющий директор авиационных программ ГК «Ростех» Александр Артюхов, генеральный директор АО «ОДК» Вадим Бадеха, генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский, генеральный директор Союза авиапроизводителей России Евгений Горбунов, генеральный директор ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов, управляющий директор по науке и технологиям ГК «Ростех», Председатель НТС ГК "Ростех" Юрий Коптев, генеральный директор АО "Технодинамика" Игорь Насенков, генеральный директор АО «КРЭТ» Александр Пан, ректор МАИ Михаил Погосян, индустриальный директор авиационного кластера ГК "Ростех" Анатолий Сердюков, генеральный директор ПАО "ОАК" Юрий Слюсарь, генеральный директор ФАУ «ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского» Кирилл Сыпало, председатель Профсоюза трудящихся авиационной промышленности Алексей Тихомиров, президент АССАД Виктор Чуйко и многие другие.

Конкурс «Авиастроитель года» проводится в следующих номинациях: Номинация №1 "Лучший инновационный проект"; Номинация №2 "За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий"; Номинация №3 "За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений"; Номинация №4 "За создание новой технологии"; Номинация №5 "За вклад в обеспечение обороноспособности страны"; Номинация №6 "За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения"; Номинация №7 "За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)"; Номинация №8 "За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении";

Номинация №9 "За успехи в развитии диверсификации производства"; Номинация №10 "За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства".

Лидер инноваций

В номинации № 1 «Лучший инновационный проект» ПАО «ОАК» «ОКБ Сухого» с проектом "Разработка и организация серийного производства информационно-управляющей системы самолетов Су-35 и Су-35С ". Предприятие получило приз и диплом конкурса.

Опытно-конструкторское бюро П.О. Сухого, образованное в 1939 г. - признанный лидер в области создания авиационной техники различного назначения. С июня 2022 года ОКБ Сухого является обособленным подразделений ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

Военные самолеты марки "Су" являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Как отмечается на сайте конкурса, всего создано около 100 типов самолетов и их модификаций, из которых более 60 типов выпускались серийно, а общее число серийно выпущенных самолетов превышает 10000 экземпляров. Свыше 2 000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах «Су» установлено более 50 мировых рекордов. Сегодня ОКБ Сухого уделяет особое внимание работам по созданию опережающего научно- технического задела и организации серийного производства результатов работ.

Дипломантами конкурса в номинации № 1 «Лучший инновационный проект» признаны АО «НЦВ Миль и Камов» за работу «Автоматизированный неразрушающий контроль качества лопастей и изделий вертолетной техники», ПАО «ОДК-Сатурн» за работу создание технологического процесса гибридной аддитивной штамповки, АО «ОДК-Авиадвигатель» за разработку промышленной ГТУ-25ПМ с малоэмиссионной камерой сгорания для ГПА и ГТЭС.

Новое поколение специалистов - предприятия

По итогам голосования членов Экспертного совета лауреатом конкурса в номинации № 2 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий» стало ПАО «ОДК-Кузнецов» с работой «Корпоративная Точка кипения Hi-Tech ПАО «ОДК-Кузнецов» как инструмент социально-экономического развития предприятия и подготовки специалистов нового времени».

«ОДК-Кузнецов» стало первым предприятием в Объединенной двигателестроительной корпорации и в Самарской области, получившим право создания «Точки кипения Hi-Tech». «Точка кипения Hi-Tech» — это место генерации идей для развития предприятия, освоения сотрудниками новых подходов и передовых практик, накопленных экспертами «Ворлдскиллс» и Платформы НТИ. В «Точке кипения Hi-Tech» должны создаваться инновационные концепции и рационализаторские решения, ориентированные на повышение эффективности производства.

Как сообщали СМИ Самарской области, в корпоративном центре «Точка кипения Hi-Tech» созданы все условия для рационализаторской деятельности: помещения оснащены техникой и высокоскоростным интернетом, здесь разместились интерактивные экспо-зоны, мастерские, проектные и инженерные лаборатории. Центр доступен работникам предприятия, а также всем заинтересованным в рационализаторской работе – студентам, сотрудникам предприятий-партнеров.

Ранее в 2021 году «ОДК-Кузнецов» вошло в число первых 15 российских компаний, получивших поддержку для создания «Точки кипения Hi-Tech». Предприятие прошло конкурсный отбор в рамках национального проекта «Производительность труда», опередив более 60 участников.

ПАО «ОДК-Кузнецов» – двигателестроительное предприятие, где сосредоточены все технологические процессы создания двигателя: разработка – производство – конструкторское сопровождение – ремонт – вывод на рынок – поддержка в эксплуатации у заказчика. Предприятие включает три ключевых составляющих: конструкторское бюро, площадку серийного и опытного производства двигателей и испытательную базу.

Дипломантами конкурса в номинации № 2 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий» стали ПАО «ОДК-УМПО» за создание системы подбора кадров в рамках внедрения модели профилизации школьников по профессиям и специальностям авиадвигателестроительной отрасли – «БУДУЩЕЕ «ОДК-УМПО» и ПАО «ОАК» «ОКБ Сухого» за работу «Система работы со студенческим техническим резервом».

Новое поколение специалистов – вузы

В номинации № 3 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений» лауреатом конкурса ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» г. Москва с проектом «Комплексная система подготовки кадров на основе индивидуальных образовательных и карьерных траекторий на базе Цифровой кадровой платформы МАИ».

МАИ — ведущий технический университет России, реализующий комплексные научно-образовательные программы мирового уровня на всех этапах жизненного цикла авиационных, ракетно-космических и других высокотехнологичных систем. В вузе обучается более 20000 студентов и работают более 2500 преподавателей и исследователей.

Как отмечается на сайте конкурса, МАИ обеспечивает прочную базу для формирования кадрового потенциала страны — инженеров-лидеров, обладающих технологическими, организационными и бизнес-компетенциями. На базе университета реализуются образовательные и научные проекты в области комплексного конструирования и математического моделирования, беспилотных летательных аппаратов, двигательных и энергетических установок, электрификации инженерных систем, технологий гиперзвука, искусственного интеллекта, BigData, интернета вещей, сервиса высокотехнологичной техники, аддитивных технологий и композиционных материалов, а также роботизации и др.

В 2022 году были впервые апробированы сервисы Цифровой кадровой платформы, говорится в презентации проекта МАИ. Это позволило обеспечить решение следующих задач: формирование методики кадрового прогноза, определяющего потребность в кадрах в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе для количественного и качественного планирования подготовки кадров; формирование цифровой среды для взаимодействия всех участников образовательной деятельности (российские и международные предприятия, корпоративные университеты, эксперты, студенты, преподаватели); формирование кадрового агентства для оперативного взаимодействия по обновлению кадрового потенциала аэрокосмической отрасли; создание механизма для анализа уровня подготовки персонала по ключевым профессиональным и личностным компетенциям; и т.д.

Цифровая кадровая платформа МАИ предусматривает принципиальное изменение подходов к взаимодействию с работодателями за счёт перехода от модели «заказчик-исполнитель» к полноценному партнёрству на всех этапах кадрового обеспечения: от кадрового прогноза до обучения персонала посредством гибких программ и индивидуальных образовательных траекторий, а также содействия адаптации студентов на рабочем месте.

Дипломантом конкурса в номинации «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений» признано ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (ФГБОУ ВО «ИРНИТУ») за работу «Развитие практико-ориентированных подходов при опережающей подготовке специалистов авиастроительной отрасли».

Технологический прорыв

По итогам голосования членов Экспертного совета лауреатом конкурса «Авиастроитель года» в номинации № 4 «За создание новой технологии» стал Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» с проектом «Способ изготовления биметаллического рабочего колеса турбины с охлаждаемыми лопатками».

Как отмечается в презентации проекта, целью работы было предложить совершенную технологию изготовления БМРК ТВД для снижения массы ротора турбины, а также обеспечить экономичность и надежность технологии изготовления биметаллических рабочих колес турбин. Актуальность проекта объясняется тем, что уменьшение массы рабочего колеса ТВД ведет к улучшению приемистости двигателя, имеющего в своей конструкции биметаллический ротор типа блиск.

Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» - двигателестроительное предприятие, которое занимается разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием и осуществлением авторского надзора в эксплуатирующих организациях авиационных двигателей. Предприятие обладает производственными возможностями для осуществления полного цикла изготовления авиационных двигателей - от заготовительного производства до сборки готовых изделий, а также современной экспериментальной базой.

Дипломантами конкурса в номинации № 4 «За создание новой технологии» стали АО «ОДК-Авиадвигатель» за разработку технологии создания рабочей лопатки вентилятора из ПКМ для перспективного двигателя и АО «АэроКомпозит» за работу «Технология модульной сборки прототипа крыла и автоматизированная линия с модульным оборудованием для сборки кессона консоли крыла широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта».

Ради обороноспособности страны

В номинации № 5 «За вклад в обеспечение обороноспособности страны» лауреатом было признано ПАО «ОДК-Сатурн» за создание технологии ротационной сварки трением роторов малоразмерных газотурбинных двигателей.

ПАО «ОДК-Сатурн» - двигателестроительная компания, специализирующаяся на разработке, производстве, послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, судов, морских и приморских промышленных объектов. ПАО «ОДК-Сатурн» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК).

Дипломантом конкурса в номинации № 5 «За вклад в обеспечение обороноспособности страны» лауреатом стало ПАО «ОАК» «ОКБ Сухого» за Разработку и организацию серийного производства информационно-управляющей системы самолетов Су-35 и Су-35С.

Системы и агрегаты

По итогам голосования членов Экспертного совета в номинации № 6 «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения» лауреатом признано ОАО «НПП «Темп» им. Ф. Короткова» за работу «Электроприводной управляемый насос».

Как отмечается в презентации проекта, ОАО «НПП «Темп» им. Ф.А. Короткова» был спроектирован и изготовлен новый электроприводной управляемый насос - взрывобезопасный, с возможностью изменения расхода.

ОАО «НПП «Темп» им. Ф.Короткова» - предприятие ОПК, которое создано в 1940 году для разработки систем топливопитания и автоматического управления авиадвигателей. За более чем 82-летний период своей истории конструкторским бюро созданы САУ двигателей практически всех самолетов военного назначения, в том числе, находящихся в настоящее время в строю самолетов. Предприятие является центром компетенции и современным инновационным предприятием, обладающим инженерно-конструкторскими и технологическими подразделениями широкого спектра квалификаций, опытным производством полного цикла и испытательным комплексом.

Дипломантами конкурса в номинации № 6 «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения» были признаны ФАУ «ГосНИИАС» за работу «Комплекс управления для испытаний авиационного газотурбинного двигателя ПД-8 на наземном стенде и на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ», АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» за работу «Модернизация бортовых систем самолетов семейства МС-21 с применением отечественной САПР «Макс»», АО «ОДК-Авиадвигатель» и Институт проблем управления сложными системами Российской академии наук – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Самарского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИПУСС РАН - СамНЦ РАН) за работу «Система непрерывного контроля металлических частиц изнашивания пар трения в маслосистемах авиационных двигателей большой тяги».

ОКБ года

Лауреатами в номинации № 7 «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов" – по итогам 2022 г. были признаны ПАО «Яковлев», АО «АэроКомпозит» и ФАУ «ЦАГИ» за работу «Сертификация самолета транспортной категории с крылом из российских полимерных композиционных материалов – проект МС-21».

Как отмечается в презентации проекта, его целью было подтверждение безопасности и летной годности самолета транспортной категории с крылом из российских полимерных композиционных материалов по условиям прочности конструкции в рамках одобрения Главного изменения типовой конструкции.

По итогам реализации проекта была обеспечена и подтверждена безопасность самолета МС-21 с беспрецедентно широким применением ПКМ в основной силовой конструкции, разработанной и изготовленной в РФ. В рамках одобрения Главного изменения типовой конструкции самолета МС-21, связанного с применением российских ПКМ в основной силовой конструкции крыла, в максимально сжатые сроки за счет эффективного использования научно-технического задела, сформированного на этапе сертификации типа и включающего подходы к обоснованию соответствия конструкции самолета с широким применением российских ПКМ в основной силовой конструкции (ОСЭ) планера требованиям по прочности Норм летной годности, был разработан и успешно защищен в авиационных властях комплекс доказательной документации по подтверждению прочности конструкции. Была успешно реализована научно-техническая кооперация с ведущими научно-исследовательскими организациями РФ (АО «АэроКомпозит», ФАУ «ЦАГИ», ФАУ «СибНИА», ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова», и др.), включающая "беспрецедентный" объем теоретических и экспериментальных исследований по подтверждению прочности конструкции.

Дипломантами конкурса в номинации № 7 «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)" стали АО «МПО им. И. Румянцева» за разработку агрегатов топливно-регулирующей аппаратуры, входящих в состав систем автоматического управления различных авиационных двигателей, АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» за работу «Проектирование внешних коммуникаций современного авиационного газотурбинного двигателя ПД-8», ФАУ «ГосНИИАС» и Филиал ПАО «Яковлев» - «Региональные самолеты» за работу «Полунатурный испытательный комплекс отработки и интеграции комплекса бортового оборудования самолёта SSJ-NEW «Электронная птица SSJ-NEW».

Нормативное регулирование

В номинации № 8 «За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении» лауреатом стало АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» за разработку в 2022 году:

ГОСТ Р 70159-2022 «Авиационная техника. Трубы стальные коррозионно-стойкие и термостойкие, холоднодеформированные сварные либо бесшовные. Технические условия»;

ГОСТ Р 70160-2022 «Авиационная техника. Трубы из алюминиевого сплава, гидравлические бесшовные, прокатные, круглого сечения, термообработанные. Технические условия»;

ГОСТ Р 70161-2022 «Системы авиационные плечевые привязные. Технические требования»;

ГОСТ Р 70162-2022 «Авиационная техника. Системы гидравлические. Рукава из политетрафторэтилена гибкие, в металлической оплетке, среднего давления, высокой температуры. Требования к конструкции»;

ГОСТ Р 70164-2022 «Авиационная техника. Системы гидравлические. Рукава из политетрафторэтилена гибкие, в металлической оплетке, низкого давления с рабочей температурой до 205° С. Требования к конструкции»;

ГОСТ Р 70165-2022 «Воздуховоды низкого давления системы кондиционирования воздушных судов. Методы ресурсных испытаний»;

ГОСТ Р 70166-2022 «Сети электрические бортовые летательных аппаратов. Требования к электрическим жгутам»;

ГОСТ Р 70169-2022 «Фары бортовые авиационные. Общие технические требования»;

ГОСТ Р 70179-2022 «Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание паспортов, этикеток и талонов летной годности»;

ГОСТ Р 70180-2022 «Кресла авиационные. Методы проектирования»;

ГОСТ Р 70181-2022 «Авиационная техника. Методы испытаний для гидравлических труб и фитингов. Общие технические требования».

Так, стандарт ГОСТ Р 70179-2022 «Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание паспортов, этикеток и талонов летной годности» распространяется на документы, удостоверяющие летную годность (паспорта, этикетки, талоны летной годности) комплектующих изделий, предназначенных для установки на гражданскую авиационную технику (пилотируемые и беспилотные воздушные суда, воздухоплавательные аппараты, авиационные двигатели, вспомогательные силовые установки, воздушные винты и входящие в их состав функциональные системы и изделия), и устанавливает требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и порядку издания удостоверяющих документов. Стандарт распространяется также на паспорта и этикетки средств наземного обслуживания специального применения, средств эксплуатационного контроля (в том числе контрольно-проверочной аппаратуры и средств обеспечения применения беспилотных авиационных систем).

Стандарт предназначен для применения на всех стадиях жизненного цикла комплектующих изделий гражданской авиационной техники для удостоверения их годности к эксплуатации и документирования технического состояния.

На основе стандарта допускается, при необходимости, разрабатывать стандарты, учитывающие особенности гражданской авиационной техники конкретных видов в зависимости от их специфики, сложности и характера работы.

Дипломантами конкурса в номинации № 8 «За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении» стали ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» за разработку нормативно-технической документации в обеспечение сертификации перспективных двигателей гражданской авиации и валидации российских сертификатов за рубежом и ФГУП «ВНИИ «Центр» за разработку ГОСТ Р 70120-2022 «Авиационная техника гражданского назначения. Эксплуатация по техническому состоянию. Общие требования».

Диверсификация

В номинации № 9 «За успехи в развитии диверсификации производства» победило ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина» за работу «Бортовые передатчики для оснащения БВС».

Как отмечается в презентации проекта, ПАО НПО «Алмаз» разработало, апробировало и готово предложить для массового внедрения надежное эффективное решение задачи идентификации беспилотных воздушных судов и внедрения их в единое воздушное пространство. Разработанные устройства способны обеспечить решение различных задач в зависимости от целей и сфер применения БПЛА.

Научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина - признанный во всём мире лидер в области разработки новейших зенитных ракетных систем противовоздушной, противоракетной и воздушно-космической обороны.

Дипломы конкурса в номинации № 9 «За успехи в развитии диверсификации производства» получили НИЦ «Курчатовский институт» - ВИАМ за создание Провайдера межлабораторных сличительных испытаний, ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» за работу «Адаптация автомобильного поршневого двигателя для авиационного применения. Проведение комплекса испытаний для двигателя-демонстратора», Ильичева З.З. (АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие») за работу «Автоматизация и адаптация разработки управляющих программ механообработки деталей для различных модификаций станков с ЧПУ в единой САП системе в условиях импортозамещения».

Развитие послепродажного обслуживания

Традиционно "замыкающей" номинацией конкурса "Авиастроитель года" является номинация № 10 «За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства». В этот раз лауреатом было признано ПАО «ОДК-Кузнецов» за проект "Техническое сопровождение в строю всего семейства двигателей марки «НК» для самолетов Ту-95МС, Ту-142М, Ту-22М3, Ту-160 дальней и стратегической авиации ВКС и морской авиации ВМФ».

Как отмечается на сайте конкурса, продукция ОДК-Кузнецов имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации Воздушно-космических сил России. На предприятии были сконструированы, произведены и обслуживаются двигатели НК-12 для Ту-95МС, НК-25 для Ту-22М3 и НК-32 для Ту-160. С 2020 г. здесь выпускают новые двигатели НК-32 серии 02 для модернизированного Ту-160.

100% пилотируемых российских космических пусков и до 80% грузовых производится с использованием двигателей РД-107/108, произведенных ОДК-Кузнецов. Газотурбинные двигатели «НК» используются в составе газоперекачивающих агрегатов российских и иностранных компаний нефтегазовой отрасли. В 2022 году предприятие отметило 110-летие, с которым его поздравил Президент РФ Владимир Путин.

Академия наук авиации и воздухоплавания и редакция журнала "Крылья Родины" искренне поздравляет всех лауреатов и дипломантов замечательного конкурса «Авиастроитель года». Высокого и ясного неба российской авиации! Новых успехов всему российскому авиапрому!