Авиация и власть

Проект федерального закона «О промышленной политике в РФ» выходит на общественное обсуждение

Парламентарии признают, что необходимость появления подобного законодательного акта назрела давно – важно создать законодательные условия для реализации нового экономического курса, сформулированного Президентом страны. Вместе с тем, как отметил Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, до внесения законопроекта в нижнюю палату российского парламента необходимо провести широкомасштабное общественное обсуждение положений закона с участием депутатов, членов Совета Федерации, представителей Министерства промышленности и торговли РФ, институтов гражданского общества и бизнеса.

Первый этап обсуждения нового закона состоялся на заседании Патриотической платформы партии «Единой России». Открывая заседание, председатель Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции, координатор патриотической платформы Ирина Яровая отметила, что вопрос промышленной политики напрямую связан с вопросом национальной безопасности. «Важно, чтобы до внесения новых законопроектов на рассмотрение Государственной Думы проходило общественное обсуждение: максимально открытое, честное и профессионально аргументированное. Это нужно для того, чтобы законопроекты не носили странный характер, чтобы они были сбалансированы и находились в системе координат национальных интересов и экономики России. По итогам обсуждения мы должны предложить профессиональный документ, который будет иметь во многом, на наш взгляд, судьбоносное значения для развития экономики России», - отметила она.

И, действительно, как добавил председатель Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, действующая модель социально-экономического развития уже себя изжила. «За минувшие годы страна сделала огромный шаг вперед. Превзойден дореформенный уровень ВВП, что позволило нашей стране занять шестое место в мире по данному показателю. В 2,5 раза повысились реальные доходы на душу населения, а число людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума, снизилось с 29 до 11%», - рассказал он. Но, несмотря на эти положительные тенденции, российская промышленность переживает не самые простые времена. «Остается недостаточной конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Медленно развиваются наукоемкие производства. В структуре экспорта преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, а обрабатывающие и особенно машиностроительные отрасли – отстают», - отметил депутат. В качестве примера он привел статистические данные о доходах федерального бюджета, половину из которых сегодня составляют доходы от продажи углеводородов, а в начале 1990-х 30% приходилось на долю обрабатывающих производств. «Падение объемов производства по отдельным отраслям достигает 75%! Как, например, в легкой промышленности, или гражданском авиастроении», - подчеркнул он.

Решить эти вопросы отчасти смогло бы принятие базового закона, который стал бы первым шагом к комплексной промышленной политике государства, считает член Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Елена Панина, которая и представила новый законопроект. Хотя еще в начале своего выступления депутат уточнила, что текст закона носит предварительный характер. Нужны значимые поправки, чтобы закон смог решить свою главную задачу - позволить государству управлять своей промышленной политикой. «Приведу пример: в рамках международных обязательств при вступлении в ВТО мы подписали обязательства о применении пониженных таможенных пошлин. И здесь нам не нужно изобретать велосипед – в тех отраслях, в которых станкостроение, машиностроение у нас двигается вперед – пошлины нужно поднимать. А там, где для технического перевооружения нужно закупить какие-то детали, узлы, технологии, надо сделать ставки таможенных пошлин нулевыми, ввозить технологии в страну, чтобы наши конструкторы смогли их доработать, создавать базу. Невозможно во всех отраслях начинать с нуля, иначе мы никогда не сократим технологическое отставание. В этом и состоит суть промышленной политики – определить приоритеты развития», - отметила она, обращаясь к Владимиру Гутеневу, который не раз поднимал вопрос о дифференциации налоговых ставок для различных групп импортных товаров.

В своем выступлении Владимир Гутенев вернулся к этому вопросу, отметив, что необходимо соблюдать баланс налоговых ставок, обеспечивая конкурентоспособность и развитие отечественной промышленности. «Во главу угла сегодня необходимо поставить задачу по модернизации экономики страны, озвученную Президентом РФ. Драйвером модернизации должна быть высокотехнологичная, желательно экспортно-ориентированная, финансово-емкая промышленность. Не будем говорить о том, что энергетическая парадигма себя исчерпала. Неправильно было бы говорить о некоем «сырьевом проклятии» России. Это наше благо. С помощью энергетического сектора, с помощью перерабатывающих отраслей, грамотно осуществляя импортозамещение, можно дать некий рывок для развития высокотехнологичной промышленности», - отметил депутат в своем выступлении.

Кроме того, он добавил, что проект закона "О промышленной политике в РФ, скорее всего, должен быть рамочным, просто потому, что невозможно в одном документе учесть все нюансы промышленной отрасли. «Он не сможет быть законом прямого действия. Поэтому, в работе над ним не стоит торопиться. Необходимо сформировать рабочую группу по доработке законопроекта, в которую вошли бы не только законодатели, но и члены Совета Федерации, представители Министерства промышленности и торговли, институтов гражданского общества и бизнеса», - подчеркнул депутат.

С этой позицией согласился заместитель Министра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин, который отметил, что ведомство работает сегодня над своими предложениями по доработке законопроекта. «Я, действительно, надеюсь, что сегодняшнее встреча – только начало обсуждения документа. Мы работаем над предложениям, над своей редакцией законопроекта, и если бы проводились некие слушания, были бы привлечены эксперты, мы бы смогли представить свое видение соответствующих положений. Как, например, вопрос о приоритетах промышленной политики, которые могут быть не только отраслевыми, но и секторальными», - отметил федеральный чиновник.

Пресс-служба Союза машиностроителей России

Тел.: (495) 781-11-04, доб.:256, 257, 258

e-mail: press@soyuzmash.ru

WWW.SOYUZMASH.RU

Поделиться
с друзьям