Авиация и власть

Страницы большой жизни

23 октября 2014 года исполняется 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза, Народного Героя Югославии, Героя Монголии маршала авиации Владимира Александровича Судец - одного из самых ярких военачальников советских Военно-воздушных сил. Рассказать об этом неординарном человеке накануне его юбилея мы попросили сына великого авиатора, полковника в отставке Владимира Владимировича Судец и одного из его сослуживцев, бывшего первого заместителя командующего военно-транспортной авиацией Владимира Васильевича Гладилина.

В: Как Владимир Александрович пришёл в авиацию и какими были его первые шаги по служебной лестнице?

В.С.: Владимир Судец родился в пригороде города Екатеринслава, сейчас это один из районов Днепропетровска, 23 октября 1904 года, в семье инженера-металлурга. Работать пошёл подростком по специальности отца. Затем учёба: он заканчивает в Москве реальное училище, получив среднетехническое образование. Работать пошел, будучи еще совсем юным подростком, на Запорожский металлургический завод «Коммунар». Тогда казалось, что с будущим все определено. Но человек предполагает… В 1925 году Владимир направляется на учёбу в Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА. Окончив её, Судец служит авиатехником, но мечта стать лётчиком не оставляет его. Он успешно сдаёт экзамены по теоретическому курсу школы ВВС, а в 1929 году заканчивает практическое лётное обучение при авиаотряде. И вот теперь уже лётные должности: лётчик, и.о. командира отряда. И опять учёба - на курсах усовершенствования командного состава ВВС при 1-ой Военной школе пилотов (ныне знаменитая Кача). После окончания учёбы в 1931 году, поступает в 1933-м на курсы при Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковоского в Москве. Полученные знания позволяют ему занять достаточно высокую должность командира и комиссара отдельного истребительного авиаотряда в Киевском военном округе.

В: А где ему удалось впервые применить свои знания и навыки в боевой обстановке?

В.С.: Произошло это в Монголии, где его незаурядные профессиональные и организаторские способности в полной мере проявились, в том числе, и в условиях боевых действий. В 1933 году Владимир Александрович направляется в должности инструктора-советника командира авиабригады Монгольской народно-революционной армии и одновременно командует авиационной группой ВВС РККА в Монголии. В результате, к 1937 году Монголия уже имела боеспособную авиабригаду, которая с помощью советских лётчиков сумела дать достойный отпор японским агрессорам. Фактические, Судец участвовал в создании ВВС Монголии. За время командировки он лично принимал участие в воздушных боях на территории Монголии и Китая. Однажды, Судец в полёте заметил на земле местную банду, скачущую на лошадях, со знаменем, то ли до, то ли после бандитской вылазки. Грех был упускать такую возможность погонять басмачей, что он и сделал. Банду рассеял по степи, а кто-то остался на поле лежать, в том числе и бравый знаменосец. Решил Владимир Александрович приземлиться и взять бандитскую хоругвь для пущей убедительности. Приземлился неподалёку от лежащего в высокой траве знаменосца. Машина была одноместная, напарника не было, Судец действовал на свой страх и риск. Не выключая двигателя, Владимир пригнувшись, с револьвером наготове, осторожно направился в сторону лежащего наездника. Вдруг сухо треснул выстрел. Судец скорее от неожиданности упал в траву. Ранен он не был, пуля прошла вскользь по шлему: крупно ему повезло, так как стреляют монголы отменно.

Видимо, выстрелил лежащий наездник из неудобного положения, потому и повезло. Мысли Владимира одолевали невесёлые: что делать дальше? Шевелиться особенно нельзя – нарвёшься на пулю. Постараться «перележать» монгола – занятие бесполезное: они с детства приучены лежать, затаившись, без движения, часами в ожидании добычи. Мотор работает, но это не бесконечно, так как часть топлива он уже выработал. Перспективы совсем грустные. Прошло минут сорок и тут степной охотник допустил непростительную промашку: видимо, одолело его любопытство - что это за шаман свалился с неба на страшно рычащей огромной птице , которая, к тому же, временами изрыгает огонь. Натянул поглубже монгольский треух с торчащим вверх пером (гордость любого наездника), и стал с великой осторожностью поднимать голову, чтобы высмотреть – где лежит враг. Вот это перо монгола и подвело: его-то, медленно поднимающегося из травы, и увидел Владимир. С великой осторожностью, чтобы ни одна травинка не шелохнулась, он стал наводить револьвер и, когда показалась над травой вся голова, нажал на спусковой крючок, На этот раз всё закончилось благополучно, Судец подобрал знамя и рванулся к самолёту. Слава Богу, топлива хватило, чтобы дотянуть до своих. Как второй раз родился. А сколько ещё таких «рождений» будет у него впереди… За образцовое выполнение боевых заданий в братской Монголии и проявленные при этом мужество и героизм Советское правительство наградило его орденом Красного Знамени. Высоко оценило его вклад в создание ВВС Монголии и Правительство Монгольской Народной Республики, также наградив 2-мя орденами Сухэ Батора МНР, 2-мя орденами Красного Знамени МНР, в 1971 году ему было присвоено высокое звание Герой МНР.

В: После службы в Монголии Судец возвращается в Россию. Как складывалась его судьба Владимира Александровича до начала войны?

В.С.: В 1937 году Судец поступает в академию им. М,В.Фрунзе, но через несколько месяцев вынужден прервать учёбу и принять под командование эскадрилью, а спустя год - авиабригаду скоростных бомбардировщиков, которая принимала участие в советско-финской войне. Судец лично совершил 14 боевых вылетов, его самолёт был подбит огнём зениток при авианалёте на город Турку, но он довёл их до цели, передал командование заместителю и сумел благополучно вернуться на свой аэродром. Кстати, много лет спустя, уже в 70-х годах прошлого века, на одном из торжественных приёмов в Кремле маршалу был представлен военный атташе Финляндии, который, как оказалось, и был командиром того зенитного расчёта, который подбил самолёт комбрига Судец. Атташе в шутку заверил маршала, что знай он, кто пилотирует тот самолёт - никогда не вёл бы по нему огонь. За грамотно организованные боевые действия во время советско-финской кампании он был награждён Орденом Ленина. В то время это, ох, как много значило! В 1940-м году его назначают командиром дивизии, а спустя некоторое время – командиром 4-го дальнебомбардировочного авиакорпуса. Вот в этой должности, находясь в Запорожье, он и встретил Великую Отечественную войну. Кстати, по рассказам Владимира Александровича, Великая Отечественная началась раньше, чем принято считать. Сухопутная операция фашистских войск началась в 4 часа утра 22 июня 1941-го, а ещё раньше, в половине второго ночи 22 июня отцу позвонил адмирал Октябрьский, бывший тогда начальником гарнизона, и спросил, почему над Чёрным морем идут незапланированные манёвры, ведутся учебные воздушные бои.

- Это не манёвры, товарищ адмирал, это, похоже, война, - ответил Судец.

Кстати, хорошо помню один еще довоенный случай, когда в 1937 Судец был вызван лично к Сталину. В кабинете, кроме Сталина, находился ещё Наркоминдел Молотов. После короткого приветствия Сталин перешёл к делу: необходимо было в условиях строжайшей конфиденциальности перебросить самолётом в Москву, а спустя короткое время – обратно, одну персону. Причём, Сталин заметил, что если об этом разговоре узнает кто-то ещё – то один из трёх присутствующих окажется предателем. Не будучи из робкого десятка, Судец молодцевато ответил, что предателем, очевидно, окажется он сам.

- Почему вы так решили? - последовал вопрос.

- Ни Вы, товарищ Сталин, ни товарищ Молотов быть предателями не можете, значит, остаюсь один я, - так же бодро ответил Судец.

Сталин улыбнулся в усы:

- Правильно понимаете, товарищ Судец.

Операция была организована очень чётко и грамотно. Путь от Китая до Москвы требовал в то время нескольких дозаправок. После каждой посадки и последующего взлёта основного борта, почти одновременно с ним поднимался второй самолёт, набирал максимальную высоту и передавал условный сигнал на максимально удалённый и возможный для его приёма аэродром, находящийся в том же направлении. И так, по аналогичной схеме, до самой столицы. Таким образом, примерно через полчаса – час Судец уже докладывал Хозяину (так называли за глаза Сталина) о прохождении Объектом такого-то пункта. А люди из департамента Берии, действовавшие по «наземной» схеме (передача условного сигнала по цепочке из пункта- в- пункт), доставляли аналогичную информацию значительно позже. Таким образом, когда Берия докладывал Сталину о прохождении Объектом пункта N, Сталин отвечал: «Судец мне уже докладывал об этом около часа назад». Так же чётко прошла обратная переброска Объекта. Операция была организована и проведена блестяще. Сталин взял лётчика Судец на заметку (к лётчикам он в принципе благоволил), Берия же «нарисовал на него зуб». Позднее выяснилось, что этой глубоко законспирированной персоной оказался не кто иной, как товарищ Мао Цзэдун.

В:Какими соединениями и подразделениями руководил Владимир Александрович в начальный период войны?

В.Г.: В начальный период войны фашистские люфтваффе обеспечили себе стратегическое превосходство в воздухе. И хотя советские пилоты бомбардировщиков проявляли чудеса героизма и мастерства, уж слишком лёгкой добычей для немецких лётчиков становились наши ТБ-3, летавшие, к тому же, практически без прикрытия истребителей. Наши потери в личном составе, самолётах и технике были катастрофическими. Многие командиры были отстранены от руководства, другие и того трагичнее - расстреляны. В августе 1941 года Судец назначается командующим ВВС 51-й общевойсковой армии в Крыму, а через два месяца следует новое назначение – командующим авиацией Приволжского военного округа. В город Куйбышев в то время была переведена значительная часть советского руководства. Необходимо было обеспечить надёжное прикрытие. К тому же надо было восстанавливать авиационные кадры для фронта и формировать свежие подразделения, Под командованием Владимира Александровича были сформированы, обучены и отправлены на фронт 104 авиаполка, 2 эскадрильи, 5 отдельных авиазвеньев, 174 экипажа.

В: А когда и при каких обстоятельствах Владимир Александрович начал командовать 17-ой воздушной армией, с которой он дошёл до Победы в Великой Отечественной?

В.С.: Летом 1942-го, теперь уже генерал-майор, Судец снова на фронте занимается формированием 1-ой авиационной бомбардировочной армии Резерва Верховного Главнокомандования, которая впоследствии действовала на западном направлении. Позже, в августе того же года она была преобразована в авиакорпус. С сентября 1942 года Судец командует 1-м бомбардировочным авиакорпусом, который в последствие будет принимать самое активное участие в прорыве блокады Ленинграда.

В марте 1943 года генерал Судец принимает под командование, и теперь уже до конца войны, 17-ю воздушную армию, входившую в состав 3-го Украинского фронта. Армия участвовала в Курской битве, в освобождении Донбасса и Правобережной Украины, в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Австрии. Судец был награждён многими иностранными орденами и медалями.

Владимир Александрович и сам был неординарным пилотом. Он освоил пилотирование многих типах самолётов, лично не раз вылетал на боевые задания. В представлении его к званию Героя Советского Союза есть такие слова: «…за умелое руководство воздушной армией, личное мужество и отвагу…» Под стать командарму были и его подчинённые. Лётчики генерала Судец и он лично были неоднократно отмечены в приказах Верховного Главнокомандующего. Более 220-ти его подчинённых были удостоены звания Героя Советского Союза, а шесть лётчиков дважды удостоились звания Герой Советского Союза. А 28 апреля 1945 года, в самом конце войны теперь уже сам Владимир Александрович был вызван в Москву для вручения ему высокой награды: Звезды Героя Советского Союза. В тот же день на военном самолёте Судец вылетел в столицу. Самолёт попал в сильнейшее обледенение и стал «сыпаться»: свалился в штопор. Самолёт был в шаге от гибели. Каким-то чудом, генерал Судец, буквально вырвал штурвал из рук «окаменевшего» от обречённой ситуации пилота и всё-таки сумел вывести самолёт из штопора у самой земли. В тот день они сумели благополучно добраться до Москвы. На следующий день в Кремле золотая Звезда нашла своего Героя.

В числе славных вех боевого пути маршала и его команды - спасение ДнепроГЭСа, когда около подготовленной фашистами ко взрыву плотине, лётчики Владимира Александровича с ювелирной точностью «прочесали» бомбами большого калибра подходы к плотине и повредили провода, которые должны были привести в исполнение коварный замысел немецкого руководства. Легендарный ДнепроГЭС был спасён. Потом, в конце войны, были бои на озере Балотон в Венгрии, когда зенитки прикрытия аэродромов 17-й ВА, помогая нашим лётчикам, вынуждены были прямой наводкой бить по прорвавшимся фашистским танкам. Многие ветераны называли бои на Балотоне «малым Сталинградом». Вода в озере, по словам Владимира Александровича, была буквально красной от крови. И ещё было многое-многое другое…17-я Воздушная встретила Победу в Австрии. А в центре Вены, на площади Грюнвальд, и сейчас высится колонна, на которой золотыми буквами высечены отрывки из приказов Верховного Главнокомандующего, объявлявшего благодарность войскам 3-го Украинского фронта, принимавшим участие в освобождении Австрии. Есть там и слова с благодарностью лётчикам 17-ой воздушной армии генерал-полковника Судец.

В: А как складывалась судьба Владимира Александровича после войны?

В.С: В 1946 году генерал-полковник Судец назначается на должность начальника Главного штаба Военно-воздушных сил – заместителя главнокомандующего ВВС. Должность и характер деятельности для него были принципиально новые и необычные. Штабная работа – это был не его формат, Но выбирать не приходилось и Судец, как всегда, взялся за дело «засучив рукава». Времени на раскачку и вхождение в курс дела не было. В 1947 году Владимир Александрович руководит в Тушино известным воздушным парадом. На трибуне присутствовал Сталин и всё советское руководство. Парад прошёл успешно, Хозяин (так среди руководства в приватных беседах называли вождя всех времён и народов) остался доволен. А генерал-полковник Судец через два года, в 1949 году, оказался не у дел. Сталин произвёл очередную «смену караулов». Он был снят с должности. Незадолго до этого у Владимира Александровича произошёл конфликт с сыном Сталина. Суть его состояла в том, что совсем тогда ещё молодой, 26-летний, но уже генерал-лейтенант и, ни много ни мало, командующий авиацией Московского округа,

Василий Сталин, находившийся с генерал-полковником Судец в неформальных отношениях, пришёл решить с Владимиром Александровичем свой личный вопрос: жена Василия, Капа, была пловчихой, и Василий «под неё»» хотел продавить строительство бассейна на территории Центрального аэродрома (в районе Ходынского Поля). Владимир Александрович проявил неуступчивость и посоветовал Василию не путать свои личные дела со служебными, Василий Иосифович же, в свою очередь, посоветовал генералу Судец ещё раз хорошенько подумать и вышел вон, хлопнув дверью. Повлиял ли этот эпизод на последующие события, связанные с судьбой Владимира Александровича – сказать трудно, но что не добавил дивидендов – это точно. В 1949 году его отстранили от должности начальника Главного штаба ВВС и отправили на учёбу в Академию Генерального штаба. Чуть позднее с должности был смещён и Главком ВВС Главный Маршал авиации Вершинин. Под этот ритуальный, можно сказать, процесс подпадали все: и любимчики и опальные (вспомним хотя бы находившегося в явном фаворе у Вождя Главного Маршала авиации Голованова, не раз подвергавшегося гонениям). Было похоже, что пришёл час Лаврентия Павловича свести счёты. Генерал Судец, не получив назначения после окончания учёбы, ждал ареста. Семью Владимир Александрович отправил в Подмосковье, подальше от себя. Многие сослуживцы и соседи перестали здороваться, избегали встреч. Все признаки надвигающейся грозы были налицо. Дома стоял наготове «тревожный чемоданчик» со сменой тёплого белья и сухарями (кто их потом видел, эти чемоданчики. в подвалах Лубянки?). Однако, через некоторое время Судец был вызван к Сталину, который посоветовал генералу уехать с глаз долой, так как «Лаврентий его всё равно схарчит». Новое назначение не заставило себя долго ждать: начальник курсов усовершенствования лётного состава в Липецке. Те самые знаменитые курсы, куда перед войной приезжали для обмена опытом с советскими пилотами фашистские ассы. Хотя и должность явно не соответствовала званию, но цель была достигнута, Владимир Александрович уцелел. В 1953 году, уже после смерти Вождя и ареста Берии, Владимир Александрович назначается командующим воздушной армией, дислоцированной в Белоруссии и семья перебирается в Минск. А в 1955 году – присвоение звания «маршал авиации» назначение на должность Командующего Дальней авиацией. Снова переезд в Москву.

В: Но это уже совсем новый этап в жизни и карьере Владимира Александровича. Похоже, тревожные времена миновали.

В.С.: Не совсем так, не всё было так безоблачно. Отношения с недавними западными союзниками всё более накалялись. Началась эра реактивных самолётов. Менялись военные доктрины и концепции. Появились первые образцы крылатых ракет, которые монтировались на самолётах, ракеты типа земля-земля. Но это было уже совсем новое и несвойственное ранее для авиации дело. Генерал-полковник Судец увлечённо занимается новой проблемой, регулярно докладывает о всё более масштабном внедрении нового вида вооружения Главкому Вершинину (они опять в одной лодке). Вершинин, будучи человеком очень осторожным и прагматичным (каким-то ещё боком вылезут в будущем эти ракеты для ВВС?!) дрогнул, и обращается к руководству страны, объясняет проблему, что ракеты в концепцию применения военно-воздушных сил никак не вписываютя, это – принципиально новый вид вооружения. Решение принимается и появляется новый Вид Вооружённых сил – Ракетные войска стратегического назначения. А так как ракеты появились из недр Дальней авиации, то и отдуваться на первых порах – маршалу Судец в плане организации, обустройства и решения кадровых вопросов в рамках нового Вида Вооружённых сил, возглавляемого близким другом Владимира Александровича – главным маршалом артиллерии Неделиным Митрофаном Ивановичем. Но здесь появляется новый подводный камень: некоторые «мудрые» руководители решили, что коль появились ракеты, то зачем тогда стратегическая авиация? Вопрос встаёт об упразднении Дальней авиации в принципе. Судец – незаурядный стратег, чётко представляет себе, что легче поступиться меньшим во имя сохранения всей авиации Дальнего действия (одно из первых наименований Дальней авиации). Он передаёт Неделину все пункты управления и руководящий состав от .высшего звена вплоть до командиров корпусов, сохранив основную низовую базовую структуру и начав осторожно воссоздавать из пепла своего Феникса. Пожар был потушен, Дальняя авиация осталась в живых! Принятие на вооружение реактивных и сверхзвуковых самолётов, создание аэродромов базирования на крайнем Севере и ещё много-много других дел и свершений получили «путёвку в жизнь», пока Владимир Александрович находился у штурвала Дальней авиацией.

В: Но дальше, насколько я знаю, маршала Судец ждали совсем другие задачи.

В.С.: Да, не успел Владимир Александрович отдышаться, как он уже в новой должности – Главнокомандующий войсками ПВО страны – заместитель Министра обороны СССР. Шёл 1962 год. Сменил он на этом посту другого своего друга – Маршала Советского Союза Бирюзова Сергея Семёновича. Это – уже другой уровень, другая ответственность, но и работа, новая, незнакомая. Хотя, кто и когда спрашивал военных - трудно или нет. Владимир Александрович, как всегда, с головой ушёл в работу. Советское небо частенько беспокоили непрошенные гости, а после известного полёта американца Пауэрса на U-2 , сюрпризов от наших бывших боевых друзей можно было ждать каких угодно. Судец начинает повсеместную модернизацию вооружений ПВО, корректируются параметры радиолокационных полей, идёт доработка радиотехнических систем самолётов-перехватчиков, замена зенитных орудий на зенитно-ракетные установки, в том числе и маловысотные. Конструкторские бюро получили задания на разработку нового поколения самолётов-перехватчиков и ЗРК и модернизацию уже имеющихся на вооружении. Значительно поднимается уровень профессиональной и тактической выучки войск. Был проведён и ряд структурных изменений, но не всё удалось довести до конца. Маршал всё больше чувствовал глухое сопротивление со стороны генеральской элиты ПВО, но силы своего напора не снизил. Мешающих или неспособных работать по-новому убрал, на их место пришли известные ему крепкие , способные, надёжные инженеры. За четыре года Судец сумел сделать очень немало, укрепив ПВО и техникой и опытными кадрами. Он решительно ломал устаревшее, постоянно искал новое. Однако, самые крупные из застоявшихся в руководстве фигур пустились в интриги, бросились с жалобами к министру, в Генштаб, самые настырные добрались и до ЦК партии. Осадить бы их, поставить на место, но любили у нас тогда наушниченье, любили покопаться в чужом белье. А их слушали, но до поры в дела маршала не вмешивались, знали, что главком – руководитель опытный, грамотный, с чувством государственной ответственности, а что до его взрывного характера, то это от его неистощимой созидательной энергии, к тому же не терпел он ленивых и тугодумов. Но в 1966 году всё-таки его дожали. Подготовили площадку для Батицкого, бывшего тогда командующим ПВО Московского округа. Он-то на ниве свержения маршала Судец преуспел тогда больше других. Да и помнили его особую роль в деле устранения, включая физическое, Лаврентия Берии. В общем, подходил по всем параметрам.

Летом 1966 года маршала Судец отстраняют от должности, а через три месяца зачисляют в группу Генеральных инспекторов. Ему всего 62 года , он полон сил и энергии, но точек приложения им теперь практически нет. Много читал, писал статьи (книгу, правда, так и не собрался, а могла бы она быть очень интересной!), ездил в инспекционные поездки, на юбилейные мероприятия, любил бывать с людьми, очень любил детей и они ему отвечали тем же, внуки ходили за ним дома хвостом, ни на минуту не отпуская. Был он целеустремлённый, суровый и мягкий, вспыльчивый и отходчивый, работать мог сутками напролёт (дома его во время поры «активной» деятельности видели крайне редко). Любил и был любим, переживал все свои неурядицы в себе, был неутомимый и интереснейший рассказчик. 33 года его нет рядом, а ловишь себя на том, что надо бы посоветоваться с ним, переговорить по важному делу, позвонить-сообщить что-то радостное… Знать его и жить рядом с ним – это было большое счастье для всех нас, и с годами чувствуешь это всё яснее и острее. Когда он уходил от нас, уходил, навсегда, рядом в один из дней оказались два его сына. - Я - счастливый человек,- сказал им отец. - Я не пережил смерть никого из моих детей, ухожу первый.

В этом он весь: суровый, мужественный, настоящий мужчина во всём.

Нам очень не хватает тебя, Владимир Александрович, отец, батя, дед… Нашим детям и внукам есть с кого брать пример.

Верно сказал о нём один из его сослуживцев: «Жил и летал, опережая время».