Судьба космодрома "Восточный"
Среди российских космодромов Байконур продолжает оставаться основным. С него производится около 80% пусков, в том числе, все пилотируемые. Единственный в Европе космодром Плесецк, расположенный на севере близ Архангельска, используется в основном для вывода на орбиты космических аппаратов системы ГЛОНАСС.
«По заявлению экспертов, проблемы с Байконуром и разработка за рубежом новых ракет-носителей и космических кораблей в обозримом будущем может снизить статус России как ведущего космического перевозчика. А использовать действующий северный космодром в Плесецке для гражданских пусков на многие орбиты невыгодно из-за его географического положения», - пояснил парламентарий.
Сохранить позиции России в освоении и использовании космоса позволит перспективный космодром «Восточный», строительство которого продолжается в Амурской области. «Восточный» лишь немного севернее Байконура, в этом районе благоприятные погодные условия, около 300 солнечных дней в году, достаточно развитая и имеющая перспективы развития инфраструктура. В настоящее время на «Восточном» возводится 1-й стартовый комплекс и объекты инфраструктуры.
Планируется построить 10 технических и обеспечивающих площадок, среди них – стартовые комплексы, монтажно-испытательные корпуса, объекты для предполётной и предстартовой подготовки космонавтов, измерительный комплекс. На «Восточном» будет минимум 3 стартовых комплекса: для ракет-носителей среднего класса «Союз-2», для новой ракеты-носителя «Ангара», а на втором этапе – и для создаваемой сверхтяжелой ракеты с рабочим названием «Амур».
На совещании у Президента России в середине апреля этого года, приуроченном ко дню космонавтики, Владимир Путин обратил внимание Правительства на то, что космодром «Восточный» должен стать не только площадкой для запуска ракет, но и научным центром. Планируется построить современный высокотехнологичный город на 30 тысяч жителей с научными предприятиями и конструкторскими бюро, производствами по сборке космической техники и заводами, выпускающими элементы топлива, автомобильными и железными дорогами, своим аэродромом. «С синергетической точки зрения, проект нового космодрома позволит решить вопрос интенсификации освоения Дальнего Востока, где уже сильно влияние представителей соседних с Россией стран», - считает Гутенев.
«Первоначально предполагалось, что на «Восточный» из федерального бюджета будет выделено в 2013 году 13 млрд. рублей, в 2014-ом – 25,6 млрд, в 2015 году - 31,3 млрд. рублей. Сейчас появляются предложения об уменьшении предельных объемов ассигнований. Сокращение финансирования, во-первых, может повлечь за собой невыполнение Указа Президента о строительстве первой очереди космодрома, во-вторых, привести к задержке ввода первой очереди строительства на 2-3, а то и 4 года. Это означает, что еще 3-4 года деньги, уже вложенные в строительство, не смогут работать, и мы по-прежнему вынуждены будем платить большие средства Казахстану за аренду Байконура». На неопределенное время отодвигается и 2-я очередь строительства «Восточного», а, значит, будут отложены запуски пилотируемых кораблей. Если учесть, что при затягивании сроков общие затраты на строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры часто возрастают, не исключено, что подобная «экономия» может обернуться значительно большими потерями», - подчеркнул Владимир Гутенев.
Чтобы не оказаться в ситуации, когда услуги России по запускам космических аппаратов станут невостребованными из-за активизации в этой сфере американцев и европейцев, депутат считает необходимым добиться устойчивого и прогнозируемого финансирования космических программ, над осуществлением которых работает большое число организаций, предприятий и фирм, и повышения качества долгосрочного стратегического планирования и управления. «Планы часто формируются без четкой привязки к целевым ориентирам, которые к тому же иногда оказываются достаточно размытыми. Требуемые финансовые ресурсы просчитываются тоже весьма приблизительно, что не позволяет аргументированно отстаивать позиции при различных секвестрах. В итоге в космической отрасли отсутствует единая научно-техническая политика», - считает парламентарий.
Пресс-служба Союза машиностроителей России