Авиация и власть

Юлия Лорис, корреспондент журнала "Крылья Родины". Форум и Выставка «Транспорт России» прошла в Гостином дворе

XVII Международный Форум и Выставка «Транспорт России» — ключевые события «Транспортной недели», главного отраслевого мероприятия России. В этом году Форум проходил с 14 по 16 ноября.

В деловой программе Форума было свыше 20 форматов с участием более чем 300 экспертов. Первым из них стала пленарная дискуссия «100 лет гражданской авиации. Переосмысливая прошлое — заглядываем в будущее». Ее участники обсудили, что представляет собой современная российская гражданская авиация и возможно ли полное импортозамещение в отрасли. В фокусе внимания также были проекты будущего и актуальные отраслевые решения для улучшения клиентского опыта.

Модератором дискуссии стал Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры. Он представил общее резюме состояния отрасли воздушных перевозок, согласно которому в первом полугодии 2023 года перевезено более 47 млн человек, что выше показателей 2022 года (+18%) и 2021 года (+8%). В рамках различных программ поддержки авиаотрасли государство выделило 172 и 60 млрд рублей за последние два года. Далее Владимир Косой передал слово Игорю Чалику, заместителю Министра транспорта Российской Федерации, курирующему вопросы авиации.

Игорь Чалик в своем выступлении отметил, что гражданская авиация столкнулась с теми же самыми проблемами, что и вся наша страна. Но, несмотря на беспрецедентное давление и введенные санкции, удалось сохранить парк — на сегодня это 1165 пассажирских гражданских воздушных судов, а пассажиропоток, с учетом того, что 11 аэропортов остаются закрытыми, сопоставим с уровнем 2019 года. В завершение он подчеркнул: «Мы увеличиваем количество допусков организаций по техническому обслуживанию, расширяем их компетенции. Сейчас время возможностей, и этим надо воспользоваться всем участникам отрасли».

Дмитрий Ядров, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта, согласился с мнением предыдущего спикера о том, что гражданская авиация сталкивается с колоссальными проблемами на протяжении последних трех лет, добавив, что «так или иначе сейчас мы видим ее оздоровление, восстановление, даже без учета 11 аэродромов, которые на сегодняшний день закрыты, мы показываем в целом положительную динамику по пассажироперевозкам».

По мнению Главы Республики Бурятия Алексея Цыденова спрос на внутренние авиационные перевозки будет только расти — за счет увеличения спроса на внутренний туризм. Олег Леонов, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, заместитель руководителя межфракционной группы по развитию малой авиации, сделал акцент на необходимости развития местных перевозок, чтобы улучшить транспортную доступность населенных пунктов за Уралом. Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Константин Долгов заявил, что самое важное — обеспечить, чтобы наша авиационная техника была действительно нашей. Для этого нужно решить две задачи: обеспечить собственную компонентную базу и продлить ресурс с точки зрения безопасности, давно летающих машин. Андрей Травников, Губернатор Новосибирской области, рассказал о социально-экономических эффектах от авиации для развития нашей страны, а Дмитрий Куделькин, генеральный директор S7 Group, поделился данными о том, как группа пережила последние три года и какие у нее планы.

Последним выступающим стал Александр Юрчик, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации, он подвел итог дискуссии и дал прогноз развития гражданской авиации до 2035 года.