Авионика и вооружение

Ирина Теущакова, Алексей Снигиров, Альберт Янкевич, Кирилл Ломакин корреспонденты журнала «КР». В Рязани завершились конкурсные полёты «Авиадартса»

В Рязани завершился третий, российский этап конкурса «Авиадартс-2020». Лётная программа проходила с 3 по 8 июля. Экипажи соревновались в выполнении визуальной воздушной разведки и воздушной навигации, в технике пилотирования и боевом применении. Помимо этого, летчики истребительной авиации выполняли воздушный бой, а вертолётчики — поисково-спасательную операцию.

Во время выполнения конкурсных заданий лётчики выполняли полёт через контрольные точки, а также демонстрировали комплекс фигур пилотажа: «вираж», «горку», «полупереворот», «косую петлю», «петлю Нестерова» и «боевой разворот» в составе пар на установленных интервалах и дистанциях. При этом в задачи судейской коллегии входила оценка точности прохождения контрольных точек по маршруту, а также четкости выполнения фигур пилотажа и выдерживания строевого порядка в воздухе.

В состязании по воздушному бою лётчики выполняли обнаружение условного воздушного противника на удалении в несколько десятков километров и электронный пуск ракет. После этого истребители отрабатывали ближний маневренный воздушный бой, чтобы занять наиболее выгодное положение для атаки условного противника. Результаты оценивались судьями с применением средств объективного контроля.

В этом году был введён новый элемент конкурса для экипажей транспортно-боевых вертолетов Ми-8 — поисково-спасательная операция. Лётчики должны были в заданном квадрате площадью 10х10 кв. км. визуально обнаружить условно потерпевший бедствие экипаж, после чего выполнить зависание на высоте 30 метров и с применением лебедки эвакуировать пострадавших. Критериями выполнения задания были время и качество выполнения каждого из элементов.

«Это относительно новые элементы программы конкурса «Авиадартс». Воздушный бой мы начали выполнять в прошлом году, а поисково-спасательное обеспечение отрабатываем впервые», – прокомментировал нововведения главный судья конкурса полковник Пётр Серебряков.

Наиболее зрелищным этапом конкурса было боевое применение по наземным целям. Оно выполнялось на авиационном полигоне Дубровичи. В зависимости от рода авиации, экипажами выполнялись практические пуски неуправляемых авиационных ракет, бомбометание и стрельба из авиационных пушек. Экипажи военно-транспортной авиации выполняли десантирование грузов на точность. Для этого на полигоне Дубровичи была создана специальная мишенная обстановка, где для каждого из конкурсантов были расставлены персональные мишени, обозначающие технику условного противника, и зачетные зоны, при попадании в которые экипажи получали соответствующие баллы. Кроме этого, на полигоне находится ещё 12 типов целей: аэродром со стоянкой авиационной техники и парой самолетов на взлете, зенитные ракетные комплексы на стартовых позициях, танковая рота на марше, мотопехотная рота в районе развернутого командного пункта, а также комплекс макетов автомобильной техники.

Для точного подсчета очков использовались данные средств объективного контроля, установленных на самолетах и вертолетах, а также материалы системы видеофиксации, установленной по периметру полигона и на беспилотные летательные аппараты судейской коллегии.

По данным департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ, во время финального этапа соревнований было использовано свыше 10 тонн авиабомб, около 500 авиационных ракет, более тысячи снарядов для пушек. Лётчики военно-транспортной авиации выполнили десантирование более 20 тонн грузов.

Всего в конкурсе приняли участие более 50 экипажей — 160 человек лётного состава — оперативно-тактической, дальней, военно-транспортной и армейской авиации и 74 единицы авиационной техники, в том числе истребители Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-35С, бомбардировщики Су-24М и Су-34, штурмовики Су-25СМ и Су-25СМ3, вертолеты Ми-8МТВ5, Ми-8АМТШ, Ми-24П, Ми-28Н и Ка-52, транспортные самолёты Ил-76МД и дальние бомбардировщики Ту-22М3.

Лучшие экипажи будут определены исходя из общего количества баллов, набранных в каждом этапе конкурса, а оценка парам будет считаться по сумме баллов ведущего и ведомого. Итоги конкурса будут подведены в 7 номинациях: штурмовая, истребительная, бомбардировочная, дальняя, военно-транспортная и армейская авиация на транспортно-боевых и боевых вертолетах. Объявление победителей и награждение состоится на церемонии закрытия конкурса, который пройдёт 11 июля на аэродроме Дягилево.

Текст Ирины Теущаковой, фото Алексея Снигирова, Альберта Янкевича, Кирилла Ломакина и Ирины Теущаковой