Двигателестроение

Будущие пилоты стали участниками «Недели без турникетов» в ЦИАМ

17 октября 2019 года Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») открыл свои двери для участников Всероссийской профориентационной акции «Неделя без турникетов», организованной Союзом машиностроителей России.

Гостями Института стали студенты третьего курса Московского государственного образовательного комплекса (МГОК), обучающиеся по специальности «Беспилотные авиационные системы», а также сотрудники организаций-партнеров. Будущие специалисты по дистанционному пилотированию беспилотных авиационных систем, или, по модному выражению, «внешние пилоты», пришли в ЦИАМ со знанием дела.

– Мы подготовились к мероприятию, – сказал студент Максим Онищенко, – Изучили двигатели внутреннего сгорания под руководством своего преподавателя, военного летчика.

Начался экскурсионный маршрут с посещения музея предприятия. Посвятивший работе в Институте более 60 лет ведущий научный сотрудник Геральд Парфенов рассказал об истории ЦИАМ, причастного к становлению и развитию отечественной авиации, интересно и занимательно, выделив главное. Картина событий, словно написанная яркими мазками, живо возникла в воображении гостей музея.

От поколения к поколению авиационные двигатели становятся все более совершенными. Как идеи конструкторов проверяются на опытном производстве и какую роль играют в этом модернизация и внедрение нового станочного оборудования, рассказали в следующей точке маршрута.

– Мы продляем жизнь двигателям или модифицируем их, – отметил начальник производства Николай Солодухин. Он познакомил посетителей с методами обработки металла, станочным парком и подчеркнул, что для работы с таким высокотехнологичным оборудованием необходима высокая квалификация.

Красной нитью через «безтурникетный» маршрут прошла тема перспективных материалов для создания авиадвигателей. В исследовательском центре «Динамика, прочность, надежность» посетителей посвятили в секреты разработки конструкций из новых материалов. Ими поделился ведущий инженер Кирилл Даньшин, представивший концептуальный облик деталей и узлов неметаллического газотурбинного двигателя, который в перспективе позволяет существенно снизить вес и увеличить ресурс. Гости подержали в руках представленные модели деталей, в том числе, легкую широкохордную лопатку вентилятора в размерности двигателя ПД-14. Изготовленная из углеродной ткани по RTM-технологии, она весит всего около 9 кг. На ее примере специалист объяснил, как проходит процесс изготовления модели и всесторонние испытания – на пробиваемость, сжатие, растяжение, вибрацию, удар, с целью исследования характеристик конструкции.

Тем, кто подзабыл сопромат, о нем с улыбкой напомнил коллега Кирилла Даньшина из Испытательной лаборатории конструкционной прочности сплавов и деталей авиационных газотурбинных двигателей Михаил Волков. Он объяснил, как проходят квалификационные испытания материалов и полуфабрикатов. Образцы – а их требуется сотни на исследование одного сплава – испытываются на растяжение, длительную прочность, ползучесть, мало- и многоцикловую усталость, скорость роста трещин в диапазоне рабочих температур 20-1200°С. Михаил Волков показал гостям разнообразные динамические испытательные машины. – Наша лаборатория аттестована не только Росавиацией, но и французской компанией Safran Aircraft Engines, – добавил специалист.

Следующей точкой маршрута стала лаборатория спецпроектов, открытая в ЦИАМ Фондом перспективных исследований. Здесь состоялось знакомство с эффективными решениями для авиадвигателестроения с использованием керамических композиционных материалов и аддитивных технологий, позволяющих изготавливать детали любой сложности.

Руководитель лаборатории Владимир Низовцев продемонстрировал будущим специалистам по дистанционному пилотированию беспилотных авиасистем роторно-поршневой двигатель, предназначенный в том числе и для беспилотных летательных аппаратов. Он показал детали этого двигателя и для большей наглядности пустил по кругу высокотехнологичный корпус турбины его турбокомпрессора, изготовленный методом 3D послойного отверждения из композиционного материала на основе реакционно-спеченного карбида кремния. Карбид кремния руководитель лаборатории назвал уникальным материалом: – Он сочетает два основных элемента органической и неорганической жизни – кремний и углерод. Это дает потрясающие результаты.

По словам участников, «Неделя без турникетов» в ЦИАМ позволила увидеть технологии создания авиадвигателей изнутри и оставила яркие впечатления.

Для справки:

ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав центра входят следующие федеральные государственные унитарные предприятия:

- Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область);

- Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (г. Москва);

- Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (г. Москва);

- Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск);

- Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (пос. Белозерский, Московская область).

Пресс-служба ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»

Поделиться
с друзьям