Двигателестроение

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Корпорация Rolls-Royce – мотор Европейской экономики

С 11 по 15 ноября в Институте бизнеса и делового администрирования проходил семинар, на котором ведущие менеджеры корпорации Rolls-Royce делились со своими российскими коллегами опытом достижения лидерства и развития эффективного менеджмента. На семинаре, собравшем более 40 человек, можно было увидеть представителей крупных российских предприятий: ТАНТК им. Бериева, ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «ОПК Оборонпром», ОАО «Технология», ОАО «РСК МиГ», ОАО «Росвертол», авиакомпания «Тулпар», ОАО «Ассоциация уфимских промышленных двигателей» и др. В последний день семинара выступили четыре вице- президента Rolls-Royce с развернутым PESTLE-анализом рынков по направлениям своей деятельности. (PESTLE: Р- политический, Е- экономический, S- социальный, Т- технический, L- юридический, Е- экологический) 

С анализом деятельности корпорации в аэрокосмической области выступил Piers Keywood, вице-президент Civil Rolls-Royce plc. Корпорация известна как один из мировых лидеров по разработке и производству авиационных двигателей различных классов для многих типов воздушных судов. Во второй половине 1980-х гг. компания Rolls-Royce разработала семейство двигателей Trent: Trent 500 для самолетов А340, Trent 600 для самолетов В767-400, В747, Trent 700 для самолетов А330, Trent 800 для самолетов В777, Trent 900, введенный в эксплуатацию в составе самолета А380 в октябре 2007 года, Trent 1000 для самолетов В787. Создан также двигатель Trent XWB для самолета А350, летные испытания которого начались в феврале 2012 года.  

Корпорация сотрудничает с предприятиями российской авиационной промышленности, в том числе с ЗАО «Авиастар- СП», ее двигатель RB211-535T4B установлен на самолетах Ту-204-120. Специфика высокотехнологичной аэрокосмической отрасли в том, что она производит очень сложную, наукоемкую продукция для гражданской авиации, на развитие которой оказывает влияние множество факторов, включая политические, экономические, цены на топливо, аэропортовые и навигационные сборы и т.д. Из-за извержения вулкана Эйяфьяатлайокудль в Исландии в 2012 году только в московских аэропортах оказались отложенными более 30 авиарейсов, т.к. воздушные гавани некоторых европейских стран не принимали самолеты из-за облаков вулканического пепла. Такие события снижают прибыльность отрасли и без того имеющую невысокую рентабельность.

Еще один фактор, влияющий на деятельность отрасли - круглосуточная работа СМИ, которая часто имеет негативный характер, т.к. раздувает каждое авиационное происшествие, подрывая репутацию авиакомпаний. Все проблемы отрасли моментально становятся предметом огласки и ненужной шумихи, нанося вред имиджу авиаперевозчиков.

Авиационное двигателестроение напрямую зависит от состояния мировой экономики и положения на рынке авиаперевозок. Лишь несколько фирм в мире производят крупные турбореактивные двухконтурные двигатели большой тяги. Кроме Rolls-Royce, это Pratt-Whitney, General Electric, SAFRAN, российское НПО «Сатурн». Растут амбиции Китая. Но шансы войти в этот клуб кому-то со стороны без должного многолетнего опыта невелики. Помимо прочего, для создания своей ниши на этом рынке, нужны огромные деньги и квалифицированный персонал. Очевидно, что между поставщиками однотипной продукции идет постоянная борьба за потребителя. Постоянные участники этой борьбы – авиастроительные гиганты Airbus и Boeing, обвиняющие друг друга в нечетной конкуренции, государственных инвестициях и т.д. От заказов на самолеты этих компаний зависят заказы на авиадвигатели, запчасти, техобслуживание и т.д. Отношения между ЕС и США, Бразилией и Канадой в сфере финансирования программ остаются напряженными. Политическая дуополия между ЕС и США в авиакосмической отрасли продолжается. В Европе меньше технологий, заимствованных из оборонного сектора, что ставит ее в невыгодное положение по сравнению с США и Китаем.

Как показывает PESTLE-анализ, в обозримом будущем высокие цены на топливо останутся, гражданская авиакосмическая промышленность будет играть значительную роль в мировой экономике, отрасль останется циклической с неопределенным периодом цикла. Несмотря на постоянное повышение топливной эффективности воздушных судов и совершенствование воздушного движения, авиалинии останутся низко рентабельными.

Чтобы удержаться на высококонкурентном рынке двигателестроения, Rolls-Royce постоянно работает над совершенствованием своей продукции. На заре реактивной авиатехники первые двигатели имели ресурс 500 часов, а сейчас заказчики требуют, чтобы двигатели работали без снятия с крыла по 25-30 тысяч часов. Растут экологические требования, по снижению затрат на ТОиР, уменьшению времени технического обслуживания. Рост цен на топливо приведет к повышению спроса на более крупные и вместительные самолеты. Будет увеличиваться производство самолетов с двумя проходами Между рядами кресел.

Для планирования производства и темпов выпуска продукции Rolls-Royce ведет мониторинг состояния мировой экономики. По сделанным прогнозам, ожидаемый рост ВПП в мировой экономике составит в 2013 году 2,4%, в 2014 году -3,1 %. Прогноз перевозок Rolls-Royce мировой гражданской авиацией будет находиться в пределах 4-5% в год на долгосрочную перспективу. Наибольший прирост наблюдается в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Азия стала крупнейшим рынком в 2010 году и в 2031 году объем перевозок там станет вдвое больше, чем в Европе и Северной Америке. Рост перевозок в 2012 году показывает контраст между зрелыми и развивающимися рынками.

Высокие технико- экономические и эксплуатационные характеристики двигателей обеспечили продукции Rolls-Royce устойчивый спрос и мощные позиции на мировом рынке. За последнее 10-летие портфель заказов корпорации вырос более чем в пять раз и достиг суммы 52 млрд. фунтов стерлингов. Корпорация работает над новейшими технологиями, рассматриваются различные виды архитектуры, в том числе двигатели с открытым контуром.

Спрос на двигатели во многом определяется тенденциями на мировом рынке авиаперевозок и государственной политикой. Либерализация и консолидация перевозок приводят к быстрому росту объема перевозок, появлению новых участников, ужесточению конкуренции. Рынок постоянно меняется, выживают сильнейшие с хорошим управлением и высокой доходностью. Россия находится пока в самом начале процесса либерализации, но ее гражданская авиация в последние годы, хотя и имела провал пассажирооборота на 5-10% в 2008-2009 гг., демонстрирует впечатляющие цифры роста, - до 20% в год. Уместно сравнить ее с Бразилией. Экономика последней на 30% слабее российской, но там люди в среднем летают на 10% чаще, чем в России, потому что рынок авиаперевозок Бразилии дерегулирован и более либерализован. Очень активно развивается авиация Турции.

Движущими силами роста авиаперевозок являются инвестиции в отрасль, конкуренция, разработка новых маршрутов, отсутствие регулирования, объединение авиакомпаний. Сдерживающими факторами являются чрезмерное количество государственных нормативных документов и ограничений, запрет на работу иностранных пилотов, нехватка хабов и второстепенных аэропортов, отсутствие комплексной стратегии, пошлины на импортные самолеты, небольшая склонность населения к передвижению. К низкой мобильности населения ведет также неравномерное распределение национальных богатств. Различные проблемы препятствуют развитию низкобюджетных перевозчиков. Российский рынок более зарегулирован, чем в других регионах. Все это сдерживает роста авиаперевозок в России.