Двигателестроение

В ЦИАМ завершилась Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки»

В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») c 28 по 30 мая 2019 года прошла Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки». Мероприятие при поддержке Объединенной двигателестроительной корпорации (АО «ОДК) и Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» собрало более 300 молодых специалистов из более чем 60-ти российских научных организаций, опытно-конструкторских бюро и предприятий.

На церемонии открытия молодых специалистов приветствовали руководители крупных профильных предприятий, корпораций, ведомств, научно-исследовательских институтов и вузов. Речь велась о тенденциях современного двигателестроения, основных ожиданиях рынка и технологических вызовах. Ответить на них предстоит молодым специалистам.

О том, как важно привлекать в науку и промышленность молодежь, сказал в своем выступлении заместитель начальника Отдела двигателестроения, оборудования и агрегатов Минпромторга России Александр Епифанов.

— Развитие технологий, методов расчетов и исследований в авиационном двигателестроении происходят очень интенсивно. Возможно, даже более стремительно, чем в смежных отраслях, — пояснил он на церемонии открытия. — Это требует от нас постоянного привлечения в науку и промышленность молодых, высококвалифицированных кадров.

Со стороны двигателестроительного рынка на реалии стремительно меняющегося мира взглянул в своем выступлении заместитель генерального директора, генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин. Основным вектором развития высокотехнологичных компаний и корпораций он назвал «сокращение времени выхода продукции на рынок» и в качестве примера решения этой задачи привел разработанную в ОДК стратегию корпорации, а также реализованный формат управления проектами — через выстраивание команд с четким распределением зон ответственности и принятия решений.

— В корпорации реализуется проект по управлению знаниями, — отметил он. — В состав ОДК входит множество профильных компаний, территориально разделенных, с разными центрами и научными школами, поэтому ей необходимо интегрировать накопленные знания, собирая их в единый интеллектуальный «банк» данных.

Еще один вызов, на который предстоит ответить молодым специалистам, — шум и эмиссия двигателя, увеличение надежности и ресурса силовой установки, считает заместитель начальника комплекса аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов, начальник отделения аэродинамики силовых установок ФГУП «ЦАГИ» Александр Чевагин.

— Вместе с коллегами из АО «ОДК-Авиадвигатель» нам удалось существенно улучшить аэродинамику силовой установки для МС-21, — поясняет он. — ПД-14 и МС-21 — хороший результат нашей совместной работы с двигателистами. Мы наработали потенциал, современные методологии проектирования, расчета и испытаний. Теперь можем использовать этот задел при создании нового двигателя ПД-35 большой размерности.

Однако никакие вызовы не станут преградой на пути молодого специалиста, если он регулярно будет совершенствовать свои навыки, стремиться к открытию новых горизонтов и знаний. В этом уверен молодой специалист, начальник сектора дополнительного профессионального образования Учебного центра ЦИАМ Максим Французов.

Он отметил успехи созданного в конце 2018 года в стенах ЦИАМ Учебного центра в формировании и развитии профессиональных компетенций, повышении квалификации специалистов в области компьютерного моделирования. В 2019 году разработана и апробирована линейка программ повышения квалификации, связанных с компьютерным моделированием и выполнением инженерных расчетов в отечественном пакете программ «ЛОГОС», продолжается разработка программы профессиональной переподготовки по испытаниям авиационных двигателей, отдельные модули которой также были реализованы в виде самостоятельных программ повышения квалификации. Более 120 сотрудников тематических подразделений ЦИАМ прошли обучение и получили удостоверения о повышении квалификации в рамках апробации разработанных программ ДПО.

Выступление молодого специалиста ЦИАМ на церемонии открытия символично дало старт работе секций по 9 направлениям: силовые и энергетические установки; лопаточные машины; теоретическая и прикладная газовая динамика, горение и камеры сгорания; прочность, надежность, новые конструкционные материалы и технологии; испытания и средства измерений, эксплуатационные характеристики; авиационная химмотология; аэрокосмические двигатели; системы автоматического управления, контроля и диагностики; многодисциплинарное моделирование и оптимизация.

— Три дня шла напряженная плодотворная работа, происходил непрерывный обмен знаниями и опытом, познание нового, — отметил председатель организационного комитета конференции, заместитель генерального директора по науке ЦИАМ Александр Ланшин.

Одним из самых волнительных моментов конференции стало подведение руководителями секций (каждого — по своему направлению) итогов и награждение лучших докладчиков. Выбрать их было непросто, в этом мнении сошлись все руководители секций. Молодые специалисты продемонстрировали высокий уровень работ, а сами доклады были очень разноплановыми, не похожими друг на друга. Каждый из них вызывал среди участников секции оживленную дискуссию.

Основным критерием оценки жюри, по словам руководителей секций, были комплексность работы, наличие экспериментальных результатов, владение современными численными методами, моделями, а также личный вклад самого докладчика.

60 лучших докладчиков были награждены дипломами, грамотами и памятными подарками. Работы, занявшие призовые места, будут рекомендованы к публикации в журнале «Авиационные двигатели» ЦИАМ. По результатам работы конференции был выпущен сборник тезисов с индексацией в базе РИНЦ.

Информационными партнерами конференции стали журналы «Наука и жизнь», «Крылья Родины», «Газотурбинные технологии» и газета «Поиск».

Всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов «Авиационные двигатели и силовые установки» в 2019 году стала первым мероприятием в рамках масштабной подготовки ЦИАМ к 90-летнему юбилею в 2020 году.

ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» создан в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав Центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Пресс-служба ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»