Гражданская Авиация

Г.Д, Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. 50 лет со дня образования Министерства гражданской авиации

27 июля 2014 года исполняется 50 лет с тех пор, как Указом Президиума Верховного Совета СССР на базе Главного управления Гражданского Воздушного Флота при Совете Министров СССР было образовано общесоюзное министерство гражданской авиации (МГА). В ознаменование этого события в Росавиации прошла научно-практическая конференция, на которую были приглашены ответственные работники МГА, члены Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб "Опыт"), пилоты и ветераны гражданской авиации, представители авиационной промышленности и общественных организаций, труд которых превратил воздушные перевозки страны в могучую отрасль.

С поздравлением перед собравшимися выступил руководитель Росавиации Александр Нерадько, который отметил, что создание общесоюзного министерства было вызвано объективной необходимостью. К этому времени объемы авиатранспортных работ, масштабы наземной инфраструктуры переросли рамки Главного управления Гражданского Воздушного Флота, в которых гражданской авиации стало тесно. Назрела необходимость создания нового полномочного органа управлению отраслью. Им стало МГА. За время существования МГА четверо министров: Е.Ф. Логинов, Б.П. Бугаев, А.Н. Волков и Б.Е. Панюков, - руководили отраслью 28,5 лет.

Первым министром ГА СССР стал генерал-полковник Евгений Федорович Логинов. Он пришел в гражданскую авиацию из ВВС и получил в 1967 году звание маршала авиации. В 1965 году отечественной гражданской авиацией было перевезено 42 млн. пассажиров и 958 тыс. тонн грузов, причем четверть перевозок была выполнена воздушными судами с ГТД. Продолжилось оснащение аэропортов страны современными радиотехническими средствами, «Аэрофлот» прочно вышел на международную арену как полноправный конкурент, крупнейшая авиакомпания мира.

В 1970 г. министром стал Борис Павлович Бугаев, который проработал на этом посту 17 лет, а потом перешел в группу советников Министерства обороны СССР в звании главного маршала авиации и дважды Героя социалистического труда. В течение этих 17 лет гражданская авиация страны достигла пика в своем развитии, ежегодно росли объемы перевозок, внедрялись новые самолеты, развивалась наземная инфраструктура, выделись огромные средства на поддержание и развитие аэропортовой сети, функционировала Единая система организации воздушного движения. Флагманом «Аэрофлота» стал широкофюзеляжный Ил-86, уникальный самолет, который за все время эксплуатации не потерпел ни одной катастрофы. При Бугаеве Б.П. гражданская авиация вышла на режим самоокупаемости, а СССР стал полноправным членом ИКАО. Первостепенное внимание уделялось безопасности полетов. Когда происходили авиационные происшествия, принимались эффективные меры по недопущению их в будущем. Большую роль в совершенствование работы отрасли играла Коллегия МГА.

В 1987 году министром ГА стал Александр Николаевич Волков, до этого командовавший военно-транспортной авиацией страны. При нем обновился состав Коллегии МГА. В стране началась перестройка, а с ней в ГА пришли новые экономические, технические, организационные, финансовые и другие проблемы. В 1988 году, несмотря ни на что, отрасль справилась с государственными заданиями, общеотраслевые расходы снизились на 100 млн. руб.

Последним министром ГА в 1990 году стал Борис Егорович Панюков. Было получено новое положение о МГА, которое сокращало его функции. На 15% сократилась численность центрального аппарата, вместо Управлений стали появляться авиакомпании и новые собственники. Началось разделение аэропортов и авиакомпаний. Тем не менее, рост авиаперевозок продолжался, за 1990 год были перевезены рекордные 140 млн. пассажиров. Но перестроечные процессы продолжали набирать силу, в 1991 году все Правительство СССР было отправлено в отставку, а вскоре было упразднено и МГА.

С тех пор прошло много времени, но тот фундамент, который был заложен работниками МГА, территориальными Управлениями ГА, оказывает и продолжает оказывать положительное влияние на развитие отечественной ГА. Используется бесценный опыт МГА по составлению и выполнению руководящих документов, по которым работают летные и наземные службы ГА. Образцом для подражания остается и опыт взаимодействия двух министерств: МАП и МГА, - позволявший разрабатывать, создавать и эксплуатировать огромный парк отечественных воздушных судов.