Гражданская Авиация

Аралов Г.Д. Обозреватель "КР", к.т.н.

СКОЛКОВО – инновационный центр России

21 марта 2013 года в Гиперкубе инновационного центра «Сколково» состоялся круглый стол на тему «Технологические стартапы и крупные корпорации: практика взаимодействия на примере транспортной отрасли». Организаторами мероприятия выступили Технопарк «Сколково» и Клуб директоров по науке и инновациям iR&Dclub. Этот клуб представляет крупный бизнес и его руководителей, отвечающих за инновационное развитие предприятий.

Первое здание иннограда «Сколково» - Гиперкуб, в котором проходил круглый стол, заслуживает того, чтобы поговорить о нем отдельно. Оригинальное семиэтажное здание, поражающее легкостью и прозрачностью конструкции, было построено по проекту бюро Бориса Бернаскони. По замыслу создателя, оно призвано поддерживать в его обитателях некий «драйв», стремление к инновациям и свершениям. Сейчас в нем разместились офисы партнеров фонда «Сколково» и его дочерних структур. «Изюминка» Гиперкуба – его медиафасад: передняя панель здания, нашпигованная светоидными рейками, превращается в огромный светящийся экран, на котором будут демонстрироваться новости «Сколково», информация о событиях в мире и другие чудеса.

Участники круглого стола смогли оценить удивительную архитектуру здания, позволяющего одновременно чувствовать себя в уютном интерьере и в центре обширного застекленного пространства. Тон встречи задал технический директор компании EADS Innovation works, Russia Ричард Форстер (Richard Forster), посвятивший свое выступление сотрудничеству авиапрома России и европейского авиакосмического и оборонного концерна EADS. В Европе бытует мнение, что в России работать непросто, - отметил г-н Форстер, - но мы с какими-то непреодолимыми трудностями не сталкивались. На протяжении нескольких лет EADS получает российский титан для шасси самолета А380, проводит с российскими партнерами исследования по разработке конструкций из углеродных композиционных материалов для многослойных панелей, обтекателей, диффузоров, лопаток компрессоров и вентиляторов двигателей и т.п. Среди проектов EADS в России также разработка технологий ускоренного численного проектирования авиационных конструкций, высокоскоростного моделирования аэродинамических характеристик, создание и испытания авиационных конструкций. Г-н Форстер выразил удовлетворение от работы с российскими партнерами и пообещал призвать западные компании к расширению сотрудничества с инновационным центром «Сколково».

Почему так медленно и неохотно идет внедрение инноваций в России? Почему тормозится модернизации промышленности? На этот вопрос ответил Александр Кулешов, представлявший «Институт проблем передачи информации» (ИППИ). По его мнению, все дело в отсутствии стимулов, конкуренции, отсутствии цивилизованного рынка. По большому счету крупным корпорациям никакие инновации не нужны. У их руководителей итак все есть, и лишние проблемы с внедрением инноваций и модернизацией им ни к чему. Вот почему продолжается «утечка мозгов» из России и всякими призывами к патриотизму и чувству долга ее не остановить. Молодые специалисты бегут на Запад, потому что там есть шанс оказаться на передней линии мировой науки, в высшей лиге разработчиков, чего нет в России. Кстати, одна из функций технопарка «Сколково» как раз и заключается в приостановке «утечки мозгов» путем предоставления талантливым молодым людям рабочих мест в инновационных проектах.

По замыслу основателей технопарка «Сколково», его главной задачей должно стать выявление инновационных проектов, разрабатываемых так называемыми Start up компаниями, оказание им помощи в форме грантов, подбор и привлечение инвесторов, поддержка выхода конечного продукта на рынок. Одну из таких Start up компаний - «Datadvance» -представил ее генеральный директор Сергей Морозов. Эта молодая компания, основная в 2010 году, стала одной из первых, кто вошел в Фонд «Сколково», быстро достигла известности и сейчас работает с EADS, Eurocopter, ОАО «Туполев» и другими авиастроительными компаниями в области создания программного обеспечения для автоматизации инженерных расчетов в проектировании самолетов, аэродинамике, оптимизации проектов, оказании инжиниринговых услуг и т.д. Компания небольшая и по мнению ее основателей, в этом кроются ее преимущества, так как «на рынке выигрывают быстрые и шустрые, а не крупные и неповоротливые». Компания разработала метод многокритериальной оптимизации обликовых характеристик семейства самолетов, позволяющий проводить оптимизацию конфигурации нескольких самолетов на раннем этапе проектирования с учетом десятков проектных параметров и ограничений. В результате удается улучшить все целевые функции проекта на 10-20% по сравнению с исходными конфигурациями. При этом происходит 10-кратное ускорение процесса оптимизации.

Еще один оригинальный проект, получивший гранд Фонда «Сколково» - разработка так называемых «суперконденсаторов», или «силовых конденсаторов». Этими устройствами занимается товарищество электромобильных проектов ТЭМП. Его председатель Анатолий Долголаптев выступил с докладом «Эффективные системы накопления и преобразования энергии», в котором показал преимущества легких и компактных кислотных суперконденсаторов над традиционными громоздкими и тяжелыми электрохимическими аккумуляторами. По мнению докладчика, если бы на самолетах Боинг 787, которые в январе 2013 года были поставлены на прикол из-за неполадок с аккумуляторами, стояли рядом со штатным оборудованием силовые конденсаторы товарищества ТЭМП, они сняли бы часть нагрузки и никакого перегрева аккумуляторных батарей в полете не произошло бы. Как ожидается, на рынок эти устройства поступят в 2014 году.

На заседании круглого стола были представлены и другие интересные разработки. Технопарк «Сколково» продолжает работу по выявлению инновационных проектов. Объявлен открытый конкурс гражданских инновационных проектов. Всего по состоянию на 21 марта 2013 года на этот конкурс подано 330 заявок, из которых от ОПК-39, ГК «Ростехнологии» - 35, НИИ и КБ -35, ВУЗов- 31, других организаций - 96 и физических лиц -84.