Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н.Аэропорт - не коробка-накопитель, а визитная карточка и символ страны

18-19 сентября в московском отеле Renaissance Olympic прошла 2-я международная конференция «Проектирование, реконструкция и эксплуатация аэропортов- 2013». Конференция сопровождалась выставкой оборудования аэропортов. Рефреном конференции прозвучал призыв – «Современные аэропорты нельзя проектировать и эксплуатировать по-старому».

Имея современные материалы и технологии и материалы, нельзя проектировать здание аэропорта как унылую, прагматичную коробку. Такой точки зрения на проектирование аэропортов придерживается генеральный директор архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры» Дмитрий Пшеничников. Сейчас в архитектуре аэровокзальных комплексов (АВК) нет ограничений, как в хрущевские времена, поэтому создатели аэропортов могут позволить себе воплощать в стекле, стали и бетоне свои самые смелые замыслы. Лучшие современные аэропорты мира выглядят как «летающие города», строятся в форме птицы или самолета. Аэропорт не должен вызывать чувство ужаса перед предстоящим полетом, наоборот, всем своим видом он должен вызывать ощущение полета, готовить пассажиров в полет, навевать романтику путешествий, превращая каждый полет в незабываемый праздник. Аэропорт не тупая коробка – накопитель пассажиров. Как и другие монументальные сооружения, международный аэропорт символизирует величие и мощь страны, создает ее образ. На многочисленных фотографиях, сопровождающих доклад, - современные аэропорты США, Европы, Азии, некоторые из которых поражают воображение летящими, воздушными конструкциями, аэродинамическими формами, взмывающими в небо изящными куполами и футуристическими фермами. К слову сказать, и сам автор с лохматой, развевающейся бородой тоже производил футуристическое впечатление.

То, что современные архитекторы могут не бояться самых смелых и грандиозных замыслов, отметил в своем выступлении генеральный управляющий компании Incide Engineeing SRL г-н Gianluca Vallerini. Он показал впечатляющие кадры сооружения двух огромных аэродромных комплексов в крупнейшем международном аэропорту Доха (Катар). Размеры построенного компанией ангара для технического обслуживания самолетов 500х190х45 м, грузового склада 450х140х32 м. Пропускная способность склада 1,5 млн. тонн грузов в год, при этом он оснащен самой современной автоматикой загрузки/выгрузки, размещения и поиска грузов. Оба эти циклопические сооружения сданы в эксплуатацию в 2012 году. На вопрос «Зачем такие огромные сооружения такой маленькой стране, как Катар?» г-н Gianluca Vallerini ответил, что проекты носят имиджевый характер, в пику соседу – Дубаю, с которым ведется негласный спор за лидерство в регионе. Дубай построил самый высокий в мире небоскреб - башню Бурдж Халифа высотой 828 метров, а Катар - самый большой ангар.

На отставание российских аэропортов в не авиационном бизнесе обратил внимание генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень. По статистике, доходы от не авиационной деятельности крупных аэропортов США, Европы и стран Тихоокеанского региона 47% от всей выручки, в России – в среднем 15%. Главная причина такого отставания – не соответствие заложенной еще на стадии проектирования инфраструктуры наземных аэропортовых сооружений коммерческой стороне сервиса и обслуживания пассажиров. Пассажиры порой вынуждены проводить в ожидании посадки многие часы, разглядывая пустые стены вместо того, чтобы заниматься шопингом, делать покупки, принося прибыль аэропорту. Маркетинговый анализ показал, что полевые, т.е. натурные, исследования и опросы пассажиров, показывают более реалистичную картину оптимального размещения точек торговли, киосков, магазинов, прилавков, офисов, чем кабинетные, строящиеся на умозрительных заключениях. При перекомпоновке расположения пунктов продаж и обслуживания пассажиров в одном из отечественных аэропортов, его доходность заметно возросла. Источником от не авиационной деятельности могут стать привокзальные площади и места парковки, пункты проката автомобилей, гостиницы, цеха бортпитания, ТЗК и т.д. Другими словами, не надо бояться включать места скопления пассажиров и земельных участков в активный коммерческий оборот. И конечно же, у аэропорта должна быть стратегия развития не авиационной коммерческой деятельности.

Тревога за состояние северных аэродромов прозвучала в докладе заместителя генерального директора ГПИ и НИИ «Ленаэропроект» Виктора Вторушина. Глобальные изменения климата за последние 20 лет привели к повышению среднегодовой температуры в районах Крайнего Севера на 1,5 град. С. Зимы стали теплее. Глубина оттаивания увеличилась. Исследования в аэропортах Амдермы, Тикси, Анадыря и других северных аэропортах показали, что вечная мерзлота отдалилась от поверхности, а это повлияло на состояние фундаментов всех аэродромных сооружений, РД и ВПП. На фотографиях, приведенных в докладе, были хорошо видны последствия потепления: искореженные, вставшие дыбом плиты ВПП, бетонные покрытия аэродромов, похожие на стиральную доску, просадки ВПП и РД. Т.е. аэродромы пришли в полную негодность. Проблема в том, что эти сооружения строились по старым нормативам, в которых не предусматривалось такое изменение климата. Соответственно, на поддержание аэродромной инфраструктуры в рабочем состоянии и сооружение новых ВПП, РД и других аэродромных структур нужны совсем другие деньги, а в действующих ФЦП это не предусмотрено. Настало время закладывать при проектировании аэродромов новые условия и требования. К сожалению, в Минтрансе к этой проблеме относятся поверхностно. А время не ждет и ситуация только усугубляется. Таким образом, нужно срочно вносить изменения в существующую нормативно-правовую базу, которая не учитывает происшедших изменений, - заключил В. Вторушин.