Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Динамика рынка транспортных услуг

10 декабря в Москве в Президент - отеле начала работу XI международная конференция «Рынок транспортных услуг. Взаимодействие и партнерство»,

которая продлит свою работу до 12 декабря. Как ожидается, что конференция внесет свой вклад в повышение эффективности транспортной системы страны. Открытый диалог компаний-операторов, экспедиторов, грузоотправителей и грузополучателей, представителей перевозчиков и регулирующих органов власти поможет лучше обозначить назревшие проблемы, найти пути и средства их решения.

В центре внимания участников конференции стали такие темы, как «Перевозочный бизнес и конъюнктура рынка», «Обратный отсчет: к чему приведет целевая модель рынка?», «Перевозка: индикаторы системного качества», «Операторы: в поиске организационной структуры» и др. По каждой теме выступали генеральные директора и ведущие специалисты предприятий транспортной отрасли.

С большим интересом было выслушано выступление президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, в котором он отметил главные тенденции перевозочной деятельности года. В течение текущего года погрузка примерно соответствовала уровню 2011 г. При сохранении сложившихся макроэкономических тенденций по итогам 2013 г. погрузка может снизиться в пределах 3%. В октябре текущего года вялый рост ВВП в годовом исчислении несколько ускорился. При этом в помесячном исчислении ВВП вырос после двух месяцев сокращения. Макроэкономические показатели России показывают низкий рост ВВП. По итогам октября 2013 года промышленное производство по-прежнему стагнирует, инвестиции в основной капитал в годовом исчислении снизились третий месяц подряд, темпы роста оборота розничной торговли ускорились, а темпы роста реальной заработной платы замедлились. В финансировании развития инфраструктуры железнодорожного транспорта участвует государство и частные инвесторы на условиях ГЧП. Объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2014-2016 гг. составляет 1251,3, млрд. руб. Разработана новая парадигма ОАО «РЖД», предполагающая укоренный рост РЖД в рыночных сегментах, дополняющих и усиливающих перевозочный бизнес компаний, повышение клиентоориентированности и качества услуг, создание точек роста в нерегулируемых бизнесах, снижение потребности в государственных субсидиях и рост дивидендов. Для повышения эффективности перевозок и снижения тарифов необходимо развитие конкуренции в перевозочной деятельности за счет создания института локальных перевозчиков. Одним из условий развития конкуренции является изменение нормативно-правового и тарифного регулирования перевозочной деятельности с целью формирования справедливой конкуренции. При этом развитие конкуренции в перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте не должно привести к снижению конкурентоспособности железнодорожного транспорта в межотраслевой конкуренции.

Говоря о сравнительном анализе сегментов перевозок, участники конференции отметили значительный рост доли авиасегмента. Это происходит в связи с объективной потребностью в обновлении и расширении авиапарка. По прогнозу компании «Боинг», до 2032 года России и СНГ потребуется порядка 1170 воздушных судов, из которых две трети придется на обновление парка. Способствует росту авиаперевозок программа субсидирования лизинговых платежей на приобретение судов для региональной авиации. В ближайшей перспективе сегмент лизинга воздушных судов будет только расти. Напротив, рынок железнодорожного лизинга сужается. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в абсолютном выражении за 9 месяцев 2013 года общий объем ж/д лизинга по сравнению с тем же периодом 2012 года уменьшился в два раза.

Источник: материалы конференции