Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Информационные технологии врываются в жизнь авиакомпаний

Прошли те времена, когда электронный билет казался чудом из чудес, а перед кассами агентств воздушного транспорта стояли длинные очереди. Сейчас электронный билет и саморегистрация на рейс - в порядке вещей, а неугомонные «ай-тишники» предлагают все новые и новые услуги, облегчая жизнь пассажирам и авиакомпаниям. Этой теме была посвящена 6-я международная конференция «Авиационный IT-Форум», прошедшая 30-31 мая в Москве. Выступления участников Форума были сгруппированы в 4 сессии: Информационные технологии ив современных условиях, реальность инноваций и технологий будущего, развитие информационных технологий в аэропортах и IT- решения авиакомпаний. В каждой сессии были заслушаны сообщения ведущих специалистов в IT- области, в том числе от таких известных компаний и организаций, как IATA, SITA, IBM, Google, Fujitsu Technology Solutions.

Одним из наиболее информативных докладов стал доклад Владимира Проскурина, IFDS-менеджера, Россия, IATA «Инициативы IАТА по внедрению технологий, позволяющих сокращать издержки при авиаперевозках». IАТА предприняла немало инициатив по внедрению технологий, позволяющих упрощать бизнес и сокращать издержки при авиаперевозках. Вот только несколько законченных проектов:

- Электронный билет. Проект закончен в 2008 году. Экономия составила $3 миллиарда

- Посадочные талоны с двухмерным штрих-кодом (ВСВР). Проект закончен в 2010 году. Экономия: $1.5 миллиарда

- Киоски саморегистрации (CUSS). Проект закончен в 2008 году. Экономия: $1 миллиард

- Программа улучшения обработки багажа (ВIР), закончена в 2012 году. Экономия составила $1,9 миллиарда.

Всего же от внедрения в 2012 году проектов IATA: ET, BCBP, e-Freight, RFID, CUSS, Fast Travel, BIP, e-Services, ABR, - была получена экономия 18,9 млрд. долл. Вот примеры некоторых программ IATA.

Программа Fast Travel - программа упрощения прохождения аэропортовых формальностей пассажирами. Цель проекта - снизить затраты авиакомпаний и улучшить обслуживание пассажиров, предложив возможность самостоятельного сервиса на различных этапах прохождения аэропортовых формальностей. Программа предоставляет пассажирам больший выбор, удобство и контроль через внедрение самообслуживания.

К 2020 году 80% пассажиров в мире будет предложен полный набор услуг самообслуживания, основанный на отраслевых стандартах.

Программа Bags Ready-to-go программа саморегистрации несопровождаемого багажа. Этот проект охватывает 2 основные зоны:

А) Самостоятельная печать багажных бирок: Пассажир сам распечатывает багажную бирку и приклеивает ее к багажу.

Б)Сдача багажа в определенное место, предназначенное для самостоятельной сдачи багажа.

Программа Document Check - Проверка документов. Она дает возможность проверки наличия у пассажира необходимых документов для своего путешествия. Данные сверяются с требованиями в Timatic Manual. Программа дает следующие преимущества: сокращение времени, позволяет полностью проводить саморегистрацию. Предоставляет еще одну возможность самообслуживания для пассажира.

Программа Self Boarding - самостоятельная посадка на самолет. Авиакомпании предлагают возможность пассажирам самостоятельно отсканировать посадочный талон и пройти в самолет. Преимущества: меньшее количество агентов заняты на посадке, более быстрая посадка в самолет.

Программа Flight Re-Booking - перебронирование рейса. В случае задержки или отмены рейса авиакомпания предоставляет пассажиру возможность заблаговременного быстрого перебронирования, возможность получения нового посадочного талона или информации о перебронировании с помощью автоматизированных систем.

IАТА провела много разработок в области программ по улучшению обработки багажа, в том числе была проведена разработка и поддержание стандартов и резолюций, внедрение проектов, направленных на снижение ошибок при обработке багажа и улучшение эффективности систем сортировки багажа, внедрение новых технологий, координация совместных действий авиакомпаний и аэропортов. IАТА внедрила программу Baggage Improvement Program (ВIР) в которую были вовлечены более 55 авиакомпаний в 200 аэропортах. Эта и другие меры дали свои положительные результаты и положение в этой области улучшилось: начиная с 2007 ошибок при обработке багажа стало на 50% меньше. Сейчас не доставляются вовремя только 9 мест багажа на каждые 1000 пассажиров. Это означает, что на сегодняшний день 1% всего багажа не доставляется вовремя, что стоит отрасли $2.58 миллиарда. IATA поставила задачу снизить уровень несвоевременной доставки багажа до 4,5/1000 за 5 лет и повысить эффективность обработки багажа на 20%.

Одна из последних программ IATA – программа Simplifying the business - программа упрощения бизнеса. Она помогает авиапредприятию, как утверждают ее создатели, строить свой бизнес просто, легко, дружелюбно, персонально, спокойно, в духе времени, без стресса, безопасно и удобно. Программа учитывает вызовы, которые предъявляет оператору меняющаяся обстановка: сбой в операциях, поиск решения, размещение пассажиров, посадка на рейс, взаимодействие. Программа исходит из пожеланий пассажиров, которые пользуются современными IT-решениями. Как показывают опросы, 86% из них хотят либо использовать биометрические данные (электронный паспорт), либо получать свой посадочный талон за пределами аэропорта. 76% пассажиров хотят самостоятельно регистрировать багаж дома, либо через киоск. 86% пассажиров, т.е. абсолютное большинство опрошенных хотят предоставлять паспортные данные заблаговременно.

Кроме того, 98% пассажиров хотят получать оперативную информацию в случае каких-либо изменений и 68% хотят чтобы статус рейса приходил от авиакомпании, осуществляющей перелет. 71% пассажиров предпочитают использовать самообслуживание при посадке на рейс (например, как в метро) и 88% не хотят передавать свои возможности в руки агента авиакомпании. 60% хотели бы контактировать с авиакомпанией через социальные сети во время путешествия.

А что нужно отрасли ? Программа IАТА по упрощению бизнеса (Simplifying the business) ставит перед собой цель изменить некоторые принципы работы воздушного транспорта для оказания более высокого уровня сервиса пассажирам при более низких затратах отрасли. Эта программа ставит перед собой цель изменить некоторые принципы работы воздушного транспорта для оказания более высокого уровня сервиса пассажирам при более низких затратах отрасли. Начиная с 2004 года программа Упрощения Бизнеса изменяет отрасль посредством своих проектов. Это передовая инициатива направлена на вывод отрасли из циклических спадов на работу с прибылью. Программа постоянно дорабатывается под требования отрасли. К настоящему времени программа уже достигла ежегодной экономии для отрасли в $6.3 миллиарда.

IATA отмечает растущую роль IT-технологий на воздушном транспорте. 50 лет назад авиакомпании создали первую систему электронной коммерции и научили мир как вести бизнес электронным образом. На сегодня:

- более 8 млн. человек ежедневно пользуются услугами коммерческих авиакомпаний мира,

- 53% всех пассажиров перевозятся 3 основными авиаальянсами,

- около 26% всех пассажиров перевозят Low Cost авиакомпании,

-Google cчитает, что среднестатистический пассажир посещает 22 различных сайта прежде чем сделать бронирование,

- по оценкам авиакомпаний, 7% всех прямых продаж в Интернете делается с мобильных устройств,

- ежедневно продается больше IPhone, чем рождается детей,

- Facebook насчитывает более миллиарда пользователей,

- 35% услуг приобретаются через сайты авиакомпаний, по разным оценкам эта доля может возрасти до 60% к 2017 году.

Роль и эффективность IT- технологий будут расти и дальше.

Этот же вывод прозвучал в выступлении представителя компании IBM по работе с заказчиками в России и СНГ Игоря Митропольского. В своем обзоре решений и услуг IBM для авиакомпаний и аэропортов он привел много примеров успешного внедрения продуктов IBM в деятельность авиапредприятий. IBM разрабатывает и поддерживает порталы авиакомпаний, предлагает решения по развитию IT-структуры, предлагает видео- системы безопасности, минимизирующие человеческий фактор. Созданные IBM системы оперативного управления аэропортами работают во многих аэропортах России и СНГ, они показали хорошие результаты в повышении безопасности и регулярности полетов. В системе выполнена интеграция IT-систем аэропорта в единую информационно-управляющую систему, помогающую руководству принять своевременные, точные и выверенные решения. Она проводит мониторинг инженерных коммуникаций аэровокзалов. Центр оперативного управления аэропортом системы «держит руку на пульсе деятельности аэропорта», проводит анализ текущих событий, дает рекомендации по устранению сбоев и проблем, позволяет избегать проблем в обслуживании пассажиров. Системы IBM позволяют сказать, где находится пассажир в аэропорту (tracking), когда он прошел регистрацию, найти его багаж, узнать, сдал ли он посадочный купон и т.д.

Эти и им подобные выступлении создали атмосферу Форума и позволили участникам конференции подвести итог встречи: «То, что вчера казалось фантастикой, уже работает!»