Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Маркетинг и коммерция аэропортов

Как развивать сеть новых маршрутов авиакомпаний из аэропортов, чем привлечь новых перевозчиков в аэропорт, как повысить коммерческие доходы аэропортов, - эти и другие вопросы были в центре внимания участников Второй международной конференции «Маркетинг и коммерция аэропортов – 2014», которая прошла 17-18 апреля 2014 г. в отеле Renaissance Moscow Monarch Center. В конференции, организованной Центром стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), приняли участие эксперты в области авиационной и неавиационной коммерции аэропортов, представители ЦСР ГА, аэропортов, авиакомпаний, консалтинговых групп, компаний-поставщиков наземного оборудования для аэропортов и многопрофильных групп компаний.

Международным опытом развития маршрутных сетей поделилась Sabine Reim, вице-президент компании InterVISTAS Consulting Group по стратегическому развитию сетей. Компания работает с British Airways на протяжении 17 лет и за это время хорошо освоила вопросы взаимодействия авиакомпаний и аэропортов, открытия новых маршрутов с нуля и развития региональной сети авиалиний. В своей работе компания руководствуется микро- и макроанализом региональной и мировой экономики, текущего состоянии и прогнозами рынка авиаперевозок. За период работы InterVISTAS изменились бизнес- модели рынка, либерализация и глобализация воздушных перевозок заставили искать новые решения. В последние годы у европейских авиакомпаний появились серьезные конкуренты из стран Ближнего Востока, что заставило пересмотреть прежние сети пассажирских перевозок. Появились новые более вместительные и топливо эффективные воздушные суда, выполняющие дальние беспосадочные полеты с 200-300 пассажирами на борту на 12-15 тысяч км. С учетом этих факторов компания InterVISTAS помогла British Airways открыть в марте 2014 года ряд новых прибыльных маршрутов, в том числе Лондон- Сан Диего (Калифорния, США) и Лондон – Остин (Austin, Техас, США, родина Джорджа Буша младшего). Сейчас British Airways – единственная европейская авиакомпания, летающая в Сан-Диего.

17 лет назад ведущие аэропорты Великобритании впервые ввели систему самостоятельного планирования развития маршрутных сетей и влияния на этот процесс. Эта практика быстро распространилась на все ведущие аэропорты мира. С тех пор самостоятельное планирование аэропортом развития маршрутной сети из аэропорта стало ключевым фактором системы стратегического планирования и управления аэропортом. В выборе оптимальной сети маршрутов аэропорты напрямую общаются с авиакомпаниями и в этом им помогает InterVISTAS.

О современных подходах к разработке программ развития региональной и межрегиональной авиации рассказал генеральный директор ЦСР ГА Антон Корень. Стратегическое планирование развития аэропортового бизнеса предполагает выбор целевых сегментов и разработку стратегий позиционирования аэропорта. Необходимо также планирование развития маршрутной сети аэропорта с использованием программного комплекса, планирования развития инфраструктуры аэропорта, планирование систем продаж и продвижения аэропорта на рынке аэропортового обслуживания, планирование развития системы грузоперевозок. Предстоит также планирование систем обеспечения авиационной безопасности, безопасности полетов, ТОиР, топливо обеспечения и других систем. Ключевыми факторами успеха эффективного планирования развития маршрутных сетей являются наличие: 1) апробированного и проверенного на практике аэропортов подхода и 2) программных комплексов и баз данных для проведения анализа спроса и моделирования потоков воздушных судов и составления расписания и определения авиакомпаний, которые могут быть заинтересованы в открытии рейсов из данного аэропорта.

Основными этапами проекта развития маршрутов из аэропорта являются 1) Определение авиалиний, на которых существует спрос на прямые рейсы из аэропорта в аэропорт. При этом применяются все релевантные базы данных по спросу и специализированный программный комплекс ASM.RDM. 2) По всем выбранным авиалиниям разрабатывается структура пассажиропотоков, соответствующих спросу. 3) Определяется перечень авиакомпаний, с которыми надлежит проводить работу по привлечению в аэропорт. В заключение А.Корень привел примеры разработки стратегии развития сети маршрутов. Всего в среднем у региональных аэропортов России выявляется около 30 новых перспективных маршрутов со спросом, достаточным для открытия рейсов и более 40 маршрутов с неудовлетворенным спросом.

В США производится субсидирование за счет средств федерального бюджета по программе Essential air service. Через департамент транспорта США с 1978 года распределяются субсидии авиакомпаниям, выполняющим полеты в небольшие населенные пункты, разбросанные по всей стране. Субсидируются коммерчески непривлекательные авиалинии, которые не получили бы регулярного авиасообщения без субсидий. Программа действует в 32 штатах США, на Гавайях и на Аляске, по ней обслуживаются авиасообщения в 153 населенных пунктах США. Программа субсидирования увеличилась с 54 млн. долл. в 2011 году до 143 млн. долл. в 2012 году. Эта сумма уменьшится в последующие три года до 93 млн. долл. к 2015 году.

Роман Морозов, коммерческий директор международного аэропорта Белгород рассказал об опыте развития авиационной коммерческой деятельности этого аэропорта. В Белгороде формируются уникальные полетные программы, не имеющие аналогов в аэропортах конкурентах, что позволило привлекать пассажиропоток из соседних регионов. 2013 год выдался для аэро­порта удачным. Были достигнуты все обозначенные цели: и рост пассажиропотока, и открытие новых рейсов (как на внутренних, так и на международных линиях), и повышение качества обслуживания, и модерни­зация парка спецтехники, применяемой для на­земного обслуживания воздушных судов, и многое | другое. Главным событием минувшего года стало открытие нового аэровокзального комплекса, благодаря которому пропускная спо­собность аэропорта увеличилась в 4,5 раза (со 100 до 450 человек в час). Новый терминал разительно отличается от старого - здесь есть все для удобства пассажиров: на площади более чем 13 тыс. квадратных метров разместились просторные залы ожидания, кафе, магазин беспошлинной! торговли Ои1уРгее и пр. Новое здание аэровокзала - отражение уникального облика Белгорода и самая яркая деталь глобального перевоплощения объекта в целом. Его эксклюзивный, запоминающийся архитектурный образ уже стал визитной карточкой областного центра. При строительстве здания впервые в Белгородской области применялась технология спайдерного остекления, благодаря которой удалось достичь эффекта цельностеклянной стены.

Изменения коснулись всей инфраструктуры | аэропорта, который не только не пре­кратил деятельность на время реконструкции, но и нарастил темпы развития. За период рекон­струкции была удлинена до 2500 метров и рас­ширена до 45 метров взлетная полоса, а главное | - усилена. В результате аэропорт получил воз­можность принимать самые востребованные современные самолеты: Boeing 737 (всех моди­фикаций), Boeing 757-200, Boeing 767-300ER, Airbus 319/320/321. Реконструированы рулеж­ные дорожки и перрон, введена в эксплуатацию новая светосигнальная система, построена ава­рийно-спасательная станция, оборудованная по последнему слову техники. Благодаря всем этим изменениям, а также добросовестному труду всего коллектива пред­приятия значительно увеличился пассажиропоток, рост которого на протяжении 3-х лет составляет более 40%. Происходит зна­чительное расширение географии перевозок. В 2013 году удалось открыть новые международные направления - в Римини (Италия), Камрань (Вьетнам) и Прагу (Чехия), на внутренних лини­ях были открыты направления в Анапу, Сургут, Надым, Ростов-на-Дону, Минеральные воды, увеличилось количество рейсов в Москву и Санкт-Петербург. С января 2014 года стартова­ла программа полетов в Казань и Калининград. В настоящее время в среднем обслуживается более 10 рейсов в день. В 2015 году аэропорт планирует обслужить 500-тысячного пассажира.

На второй день конференции прошли практические семинары от ведущих международных и российских экспертов отрасли.

Ключевыми темами практических семинаров стали:

  • Развитие маршрутных сетей из аэропортов и инновационные инструменты повышения доходов от неавиационной деятельности;

  • Международный опыт развития неавиационной коммерческой деятельности аэропортов;

  • Разработка экономического обоснования проекта и оценка рынка для увеличения объемов пассажирских и грузовых авиаперевозок в региональных аэропортах;

  • Адаптация лучших международных практик развития авиационной и неавиационной коммерческой деятельности для аэропортов России и СНГ.

На семинарах выступили эксперты, которые поделились международным опытом развития пассажирских и грузовых авиасообщений, в том числе опытом аэропортов и авиакомпаний Восточной и Западной Европы, Азии, Северной Америки, России и стран СНГ. В части неавиационной деятельности были рассмотрены практические кейсы многих международных аэропортов из разных стран мира, в том числе и России.

Конференция вызвала большой интерес у присутствующих. Она прошла в деловой конструктивной атмосфере. По итогам конференции были сформулированы и направлены рекомендации в Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ.