Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель «КР», к.т.н. Местные и региональные аэропорты должны стать центрами притяжения пассажиропотоков

На заседании Правительства РФ в августе 2013 года был одобрен обновленный вариант Транспортной стратегии Российской Федерации. Он предусматривает повышение авиационной подвижности населения страны, которое будет сочетаться с увеличением доли пассажиров, перевезенных из аэропортов России в другие города, за исключением Московского авиаузла. Это означает увеличение прямых авиаперевозок между городами России а также с другими странами, минуя Москву – до 32% к 2020 году и до 67% к 2030 году. Авиационная подвижность населения должна возрасти в три раза. Решение этой задачи невозможно без развития сети мастных и региональных аэропортов.

Этой теме была посвящена II международная конференция «Развитие региональных и местных аэропортов -2014», которая прошла в Москве 17 сентября 2014 года. В конференции, организованной Центром стратегических разработок в гражданской авиации, приняли участие представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Росавиации, Министерства транспорта Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, авиационных НИИ, ассоциаций и общественных фондов, банков, аэропортов и авиапредприятий.

Открывая конференцию, заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Пономарев отметил, что в комитете по экономической политике проводится большая работа по вопросам развития местных и региональных перевозок, проводятся совещания с представителями Минтранса и ОАК, объем региональных авиаперевозок растет. В июле этого года был принят Закон об изменениях в Воздушном кодексе, направленный на реализацию международных стандартов в области проектирования и эксплуатации аэродромов. Также предусматривается обязательная сертификация аэродромов, предназначенных для обеспечения коммерческих воздушных перевозок на самолетах вместимостью более 20 человек, а также аэродромов для выполнения международных полетов. Для аэродромов, на которых обслуживаются воздушные суда вместимостью до 20 человек, сертификация отменена. В ближайшем будущем прекращается действие ФЦП по развитию аэродромов РФ. Вводится соответствующая корректировка планов строительства и реконструкции аэропортов в соответствии с меняющейся экономической и финансовой обстановкой. Недофинансирование развития аэропортов сейчас составляет порядка 80%.

Теме государственных инвестиций в развитие инфраструктуры ГА был посвящен доклад заместителя руководителя Росавиации Константина Махова. Он подчеркнул, что целями развития гражданской авиации РФ в соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2030 года являются формирование единого транспортного пространства РФ на базе сбалансированного опережающего развития транспортной инфраструктуры и обеспечение доступности и качества транспортных услуг. В части развития региональных и местных перевозок предусматривается сохранение и развитие аэропортов регионального и местного значения, в первую очередь в труднодоступных районах Крайнего Севра и приравненных к ним местностях Сибири и Дальнего Востока. Эти задачи предстоит решить в условиях сокращения общего числа аэропортов с 1302 в 1992 году до 297 в 2014 году. С этой целью предусмотрен ряд мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. В ФЦП «Развитие транспортной системы (2010-2020 годы)» подпрограммой «Гражданская авиация» предусмотрены субсидии на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ и формирование региональной воздушной сети, субсидии федеральным казенным предприятиям, субсидии на возмещение лизинговых платежей на воздушные суда, субсидии на обеспечение доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе. В ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» предусмотрено выделение субсидий на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. В период с 2007 по 2014 гг. созданы 7 федеральных казенных предприятий, включающих в себя 67 филиалов-аэропортов и посадочных площадок, в том числе ФКП «Аэропорты Севера», «Аэропорты Камчатки», «Аэропорты Чукотки», «Аэропорты Красноярья» и т.д. В период с 2014 по 2015 гг. планируется создание 16 филиалов-аэропортов в составе тех существующих ФКП.

Хорошо аргументированный доклад «Актуальные вопросы развития аэропортовой сети Российской Федерации» представил генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень. Проведенный анализ основных проблем, сдерживающих развитие аэропортов РФ, показал, что к ним относится прежде всего недостаток средств, выделяемых в рамках ФЦП и как результат недофинансирования развития аэродромной сети в размере около 75%. Из сети 297 аэропортов осуществляется реконструкция и строительство лишь небольшое число приоритетных объектов. Препятствует и низкая вовлеченность в этот процесс субъектов РФ. Состояние аэродромной сети РФ требует ежегодного финансирования на развитие только национальной опорной сети из 117 аэродромов средства в объеме около 70 млрд. руб. При этом средства ФЦП в последние годы обеспечивают финансирование в размере около 40 млрд. руб. от потребных для развития опорой сети. Федеральной адресной инвестиционной программой на 2014 год предусматривается финансирование 44 объектов с объемом государственных капитальных вложений 42,5 млрд. руб. Не обеспечивается финансирование и не определены его с источники для оставшихся 180 из 297 аэродромов существующей аэропортовой сети.

Для нормализации ситуации необходимо реформирование системы финансирования аэропортов (аэродромов). Предлагаются три направления реформирования. Первое направление реформирования - совершенствование системы аэропортовых сборов, направленное на обеспечение поступления части аэропортов сборов в специальный федеральный фонд реновации аэродромов. К одной из первостепенных задач относится также применение практики единой корзины при расчете аэропортового сбора за обеспечение взлет- посадки и стоянки воздушного судна. Необходимы изменения в системе регулирования размеров аэропортовых сборов. Повышение финансирования текущих расходов на содержание и ремонт инфраструктуры аэропортов возможно за счет ввода дополнительной инвестиционной составляющей в аэропортовый сбор за обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, повышая тем самым размер экономически обоснованных затрат. Предлагается также ввести инфраструктурный сбор на развитие (строительство и реконструкцию) объектов инфраструктуры и финансирование текущих расходов на содержание и ремонт объектов аэропорта. Второе направление реформирования системы финансирования аэропортов - инфраструктурные сборы и целевые налоговые отчисления. Такой подход распространен в международной практике. Например, в США до 85% развития инфраструктуры финансируется за счет сборов с пользователей. Третье направление – развитие эффективных механизмов государственно- частного партнерства (ГЧП). Целесообразно формирование эффективных схем ГЧП с использованием средств институционных и крупных региональных инвесторов, средств федеральных, региональных и муниципальных бюджетов. Еще одна задача – распространение эффективных схем ГЧП на все крупные аэропорты Российской Федерации.

Заманчивой представляется идея развития лоу-кост аэропортов. В Российской Федерации существуют все необходимые предпосылки для развития лоу-кост перевозок, которые завоевывают все большую популярность в развитых экономиках мира. Предлагаемые меры помогут решить финансовые проблемы местных и региональных аэропортов и стать им центрами притяжения пассажиропотоков.