Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Научно-практический семинар «Летная эксплуатация воздушных судов»

28-29 января в НИИ «Аэронавигация» прошло 220-е заседание научно-практического семинара «Летная эксплуатация воздушных судов», посвященное 40-летию НЭЦ АУВД –ГосНИИ «Аэронавигация – НИИ «Аэронавигация».

Открыл заседание первый заместитель директора филиала НИИ «Аэронавигация» ГосНИИ ГА Влалимипр Корчагин. В своем докладе «Основные вехи истории НЭЦ АУВД –ГосНИИ «Аэронавигация – НИИ «Аэронавигация» он рассказал о деятельности института начиная от его основания 40 лет тому назад до наших дней. На созданный в 1974 г. в системе МГА НЭЦ АУВД была возложена задача комплексного решения задач по разработке принципов, средств и методов организации единой системы УВД. В 1990 г. Центр был преобразован в ГосНИИ «Аэронавигация» как головная научно-исследовательская организация страны в области построения перспективной аэронавигационной системы Российской Федерации. В 2013 г. он был преобразован в Филиал "НИИ Аэронавигации" ФГУП Гос НИИ ГА с функциями головной научно-исследовательской организацией в области развития аэронавигационной системы России. Институт проводит исследования и разработки в области решения общесистемных и комплексных задач развития аэронавигационной системы, совершенствования организации воздушного движения и использования воздушного пространства, в сфере разработка программ внедрения систем и средств CNS/ATM и других областях существующих и перспективных требований аэронавигации. Предприятие проводит фундаментальные научные исследования, а также выполняет оперативные задания по заказам Федерального агентства воздушного транспорта и других федеральных органов исполнительной власти. Выполняет работы по договорам с ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", предприятиями авиационной инфраструктуры страны, авиакомпаниями, другими организациями.

О состоянии и перспективах развития парка воздушных судов гражданской авиации России рассказал заместитель генерального директора ГосНИИ ГА Олег Страдомский. По данным ГосНИИ ГА, темпы роста пассажирооборота российских авиакомпаний в XXI веке почти в три раза превышали темпы роста мирового рынка авиаперевозок, опережающее развитие было характерно в последние годы и для сегмента грузовых перевозок. Это обусловило постепенное восстановление доли воздушного транспорта России в мировом объеме авиаперевозок, которая по итогам 2013 года оценивается в 3,9% по пассажирообороту и около 2,4% по грузообороту. Действующий коммерческий парк российских эксплуатантов насчитывает 2805 воздушных судов, в числе которых 688 магистральных и 298 региональных пассажирских самолетов, 134 грузовых самолета, 1124 вертолета. Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолетов достигла 67%. Самолеты зарубежного производства уже давно обеспечивают выполнение основного объема пассажирских и грузовых перевозок российских авиакомпаний. В 2013 году на их долю приходится 95% выполненного пассажирооборота и 88% грузооборота. Доля современных российских типов самолетов в объеме пассажирских перевозок сократилась с 9% в 2006 году до 3% в 2013 году. Объемы использования устаревших отечественных самолетов предыдущих поколений сократились до 2%, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного транспорта. Низкий уровень конкурентоспособности устаревших типов самолетов обусловит их дальнейший активный вывод с рынка пассажирских перевозок. Для их замены и удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки российским авиакомпаниям в период до 2032 года потребуются поставки 1800-2220 самолетов различных классов вместимости при преобладании узкофюзеляжных магистральных самолетов. Средний годовой объем поставок ожидается на уровне 90-110 пассажирских самолетов за период до 2032 года.

На семинаре также были заслушаны доклады представителей МАК, Аэрофлота, НИИ АС по актуальным вопросам состоянии и развития гражданской авиации.