Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Новые технологии – фактор снижения расходов аэропортов

26-28 ноября 2013 года в гостинице "Новотель – Шереметьево» состоялась 44-ая Московская международная конференция "Новые технологии как фактор снижения расходов аэропортов" и выставка "Техника и оборудование для аэропортов". В конференции приняли участие представители ГосДумы РФ, НИИ, аэропортов, инженерно-технических служб, проектных и производственных организаций. Свою продукцию представили более 40 компаний из 12 стран, в т.ч. из России, Германии, стран СНГ, Балтии и Европы, США и Канады.

Открывая конференцию, генеральный директор Ассоциации В.И. Горбачев отметил, что сейчас в мире проходят сотни конференций по деятельности аэропортов, но отличие конференций, организуемых Ассоциацией «Аэропорт» ГА, в том, что они имеют прикладной характер, на них рассматриваются производственные проблемы, пути и средства их решения, реализуемые по принципу «Бери и внедряй». В первый день вниманию участников конференции предлагались три сессии: 1. «Современные информационные технологии совершенствование бизнес-процессов в аэропортах», 2. «Современные технологии – залог эффективности производства» и 3. «Новые подходы к концепции создания санитарно- защитных зон аэропортов». В процессе второго дня конференции делегаты могли принять участие практических семинарах и мастер классах, а также деловых переговорах.

В.И Горбачев подчеркнул, что основным источником доходов российских аэропортов является основная, авиационная деятельность, а непрофильная деятельность, приносящая до 50% прибыли в крупных западных аэропортах, в России развита слабо, она приносит в среднем по стране 10-12% доходной части. В связи с тем, что аэропорты не могут постоянно наращивать аэропортовые сборы, что отразилось бы на ценах авиабилетов, для повышения эффективности их работы и повышения прибыльности приходится обращаться к снижению расходов. Вот почему тема внедрения новых технологий, позволяющих сократить затраты аэропортов, находилась в центре внимания участников встречи.

На системный кризис в отрасли обратила внимание генеральный директор ООО «АТ Вижн» А.Морозова. Согласно данным IАТА, АСI и Росавиации за 2010 и 2011 гг. годовой оборот и объем перевоз( гражданской авиации России не превышают 2% в мировом авиатранспортном потоке.

Очевиден системный кризис в отрасли и выйти из него на конкурентоспособный уровень возможно только при комплексном подходе по устранению следующих причин:

• Изношенные и морально устаревшие основные фонды аэропортов

• Морально устаревшие технологии, в том числе и информационные

• Дефицит квалифицированных кадров

• Действующее законодательство, регламентирующее деятельность авиапредприятий и смежных ними, не соответствует международным стандартам и внутренним потребностям отрасли

Одновременно с вышеуказанными причинами, кризис отрасли усилило то, что за последние 20 лет число аэродромов и аэропортов в Российской Федерации сократилось более чем на 900.

Для страны со столь обширной территорией и недостаточно развитой системой наземного транспорта; потеря транспортной доступности равносильна:

• потере населенных пунктов как таковых с соответствующими экономическими и социальными последствиями

• потере над управляемостью инвестиционной политики в регионах, притом, что практически в каждом регионе на настоящий момент осуществляются крупные проекты по модернизации экономики.

Без воздушного транспорта эффективно развивать ни экономику регионов, ни экономику в России в целом невозможно.

Что касается управления бизнес-процессами, одним из наиболее перспективных для отрасли является Проект разработки механизмов по снижению эксплуатационных и единовременных затрат в гражданской авиации.

В условиях жесткой конкуренции на рынке аэропортовых услуг актуальным является задача по построению адекватной бизнес стратегии для обеспечения эффективного управления бизнес - процессом.

На настоящий момент бизнес- стратегия неотделима от ИТ - стратегии. Существует возможность управления издержками производства отрасли посредством интеграционных ИТ.

При этом на современном уровне развития информационных технологий автоматизированные системы управления предприятиями разрабатываются и внедряются с применением «инструментов для анализа данных, построения отчетов и запросов, которые могут помочь синтезировать значимую информацию». Источником информации для систем бизнес-анализа является все информационное пространство.

В докладе советника генерального директора ЗАО «Интегрис» А.Мазалова были рассмотрены вопросы повышения эффективности и доходов. Повышение эффективности производства - это одна из важнейших задач аэропорта любого уровня, которая зависит от уровня автоматизации аэропорта, квалификации и компетенций персонала, оптимизации бизнес-процессов.

Для эффективного управления производством необходимо использовать ключевые показатели эффективности, управлять постановкой и достижением целей, обеспечить совместное принятие решений между всеми участниками, вовлеченными в производственный процесс обслуживания воздушных судов, пассажиров и багажа, эффективно координировать действия всех подразделений аэропорта, в том числе в случае возникновения кризисных ситуаций, отслеживать и управлять обстановкой на территории всего аэропортового комплекса, как при планировании, так и в режиме реального времени.

Значительную роль в эффективном управлении производством играют информационные технологии, которые снабжают персонал эффективным инструментом для выполнения своих функций.

Производственная деятельность аэропорта осуществляется с применением производственной базы данных (АОDВ), систем управления производственными процессами (Zeus), производственными ресурсами (RMS), парком наземной техники (Ground Fleet Management), систем видеонаблюдения, безопасности и контроля доступа, современных средств связи, систем сбора, обработки и хранения информации, визуализации и отображения данных и др.

Эффективность производственной деятельности напрямую зависит от экономической эффективности предприятия, умения грамотно сокращать расходы без ущерба для качества предоставляемых услуг, и повышать авиационные и неавиационные доходы. С применением информационных технологий и систем возможно высвобождение площадей аэровокзальных комплексов, сокращение количества ресурсов, повышение пропускной способности аэропортов.

Менеджер по развитию бизнеса Honeywell Scanning & Mobility (США) И. Саморуков выступил с докладом «Мобильные решения для управления технологическими процессами аэропорта». Он отметил, что современный аэропорт является объектом, вбирающим в себя все современные технологии, предоставляемые различными отраслями. Значительный рост количества пассажиров и грузов, обслуживаемых авиационной отраслью - это объективная реальность. И именно поэтому их применение жизненно необходимо современному аэропорту. При этом подавляющее большинство современных разработок направлено на ускорение и оптимизацию бизнес- процессов организаций, что особенно интересно аэропорту. К системам управления пассажиропотоком, багажом, грузами и прочими рабочими процессами аэропорта все чаще предъявляются жесткие требования по оперативности вплоть до режима on-line. Без автоматизации и увязывания всей инфраструктуры в единое целое, решение такой задачи становится невыполнимым. Компания Honeywell хорошо известна в авиационной отрасли своими разработками в авионике, двигателестроении и наземной инфраструктуры. При этом департамент Scanning & Mobility в течение многих лет успешно занимается автоматизацией процессов на базе технологии штрих-кодирования и мобилизации рабочих мест. Любые процессы, связанные с жизнедеятельностью аэропорта, такие как обработка пассажиропотока, организация торговых точек, обработка грузов, могут быть успешно оптимизированы с помощью технологии штрих-кодирования и мобилизации рабочих мест сотрудников. Это позволяет сократить время проведения операций, синхронизировать работу различных служб аэропорта и предоставляет возможность оперативного принятия решений и их исполнения. Это, в свою очередь, повышает общую производительность работы авиапредприятия при одновременной оптимизации используемых ресурсов.

Подводя итог, можно сказать, что на конференции был рассмотрен передовой отечественный и зарубежный опыт, а также современные технологические решения, обеспечивающие экономию материальных и трудовых ресурсов: внедрение современных: информационных технологий, техники и оборудования, материалов, технологий обслуживания пассажиров и воздушных судов, решений, обеспечивающих экологическую безопасность и создание санитарно-защитных зон, энергосберегающих и возобновляемых технологий. Акцент выступающих был сделан на технологических решениях, которые могут иметь решающее значение для выстраивания эффективной системы деятельности всего аэропортового комплекса.