Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель «КР», к.т.н. Нужен единый подход к стандартам наземного обслуживания в аэропортах

В России на сегодня отсутствует единый подход к описанию стандартов наземного обслуживания в аэропортах, что вызывает правовые вопросы наземного обслуживании. Часто одно и то же воздушное судно, принадлежащее одной и той же авиакомпании, в разных аэропортах обслуживается по-разному. Об использовании имеющихся нормативных правовых актов РФ и рекомендованных практик IATA рассказали ведущие эксперты в области хэндлинга на 5-й международной конференции и выставке «Наземное обслуживание в аэропортах России и СНГ», проходившей 29-30 сентября 2014 года в одном из московских отелей.

О роли концессий как инструмента развития конкуренции и повышения эффективности деятельности аэропортов рассказал генеральный директор Омского аэропорта В.В. Титарев. В соответствии с российским законодательством по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и/или реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит другой стороне (концеденту) и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. Наиболее распространенными концессиями в аэропортах являются поставщики авиатоплива, наземное обслуживание (хэндлинг), концессии на продажу продуктов питания и напитков, службы обеспечения бортового питания, стоянки и прокат автомобилей, магазины беспошлинной торговли, гостиницы, заправочное станции и станции техобслуживания автомобилей. Стоимость аэропортовых услуг (средний доход на 1 пассажира в год) меняется в широких пределах и на 2012 год составляла в Омском аэропорту 2056 руб. Однако, по среднему количеству пассажиров на 1 сотрудника в месяц по отрасли Россия значительно уступает экономически развитым страннам. В Омске этот показатель в 2012 году составлял 59 пассажиров, в то время как в Европе 250. Конкуренция за право предоставления наземного обслуживания может быть эффективным средством снижения тарифов и средством повышения качества предоставляемых услуг. Таким образом, необходимо создать экономически стимулы для развития конкуренции между провайдерами хендлинговых услуг путем принятия закона об аэропортовых концессиях в соответствии с мировой практикой.

О требованиях иностранных перевозчиков к организации наземного обслуживания в аэропортах рассказал Александр Каторгин, генеральный представитель в России авиакомпании flydubai. На сегодняшний день количество международных аэропортов в России 71, из них 5 имеют сертификат ISAGO, в 28 аэропортах выполняют регулярные круглогодичные полеты иностранные (с СНГ) авиакомпании. Из них имеют более 1 хендлера 8, более 1 ТЗК – 12. Авиакомпания flydubai расширяет свое присутствие в России, в 2014 году ее самолеты летали в 9 городов, выполняя 1300 рейсов. Средняя стоимость обслуживания 1-го рейса в России оставляет 2500 долл., в то время как в Африке - 1000 долл., а на Ближнем Востоке - 1200 долл. По международным кормам технологический график обслуживания предполагает время разворота воздушного судна 60 минут, но в ряде аэропортов России он не выдерживается. Мешает плохое знание персоналом иностранного языка, неповоротливость государственных структур (граница, таможня). При заключении договора на обслуживание российские аэропорты требуют их заключения на двух языках. Между тем, если дело доходит до суда, официальными органами учитывается только текст на английском зыке. Для улучшения качества обслуживания предлагается проводить аудиты качества инспектором и экипажем («до» и «после»), проводить обучение наземного персонала по международным стандартам (SMS, Ramp Safety awareness, DGR, Fire Safety and Emergency Response и т.д.).

Опытом работы компании Swissport International поделился Сергей Рыжов, заместитель директора по развитию бизнеса, Swissport Russia. Компания хорошо известна во всем авиационном мире. Компания работает в 55 странах, в ее штате 55 000 сотрудников, обслуживает 3,9 млн. рейсов в год. Что тормозит повышение эффективности хендлинга в аэропортах ? Отсутствие конкуренции ( а отсюда высокие цены и низкое качество услуг), локализация услуг в одной точке, предпосылки к неравноправной конкуренции, недостатки контроля качеств и антимонопольного законодательства.

Пассажиропоток в аэропорту Симферополя в 2014 году значительно вырос по сравнению с 2013 годом. Например, в июле 2014 года было обслужено 491 тысяч пассажиров против 196 тысяч в том же месяце 2013 года. Эти цифры привел в своем докладе Евгений Плаксин, генеральный директор международного аэропорта Симферополь. Разработан проект реконструкции аэродромного комплекса, проводится модернизация и развитие грузового терминала. Среди основных целей развития и модернизации инфраструктуры аэропорта повышение конкурентоспособности аэропорта Симферополь по сравнению с аэропортами сопредельных государств и другими аэропортами с годовым объемом пассажирских перевозок более 3 млн. человек. Ставится задача создания в аэропорту Симферополь современного аэропортового комплекса, обеспечивающего качественное обслуживание пассжирских перевозок.

В ряде сообщений прозвучала мысль о необходимости применения объективных показателей качества обслуживания пассажиров и разработке единого подхода к описанию стандартов наземного обслуживания в аэропортах.