Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. От посадки до взлета

9-10 сентября 2013 года в московском отеле Renaissance проходила международная конференция «Наземное обслуживание в аэропортах». Конференция стала дискуссионной площадкой в России и СНГ, предоставившая возможность руководителям и специалистам отечественных аэропортов и авиакомпаний ознакомиться с международным опытом, технологиями и решениями в области организации и управления обслуживанием пассажиров, багажа и воздушных судов на перроне.

В центре внимания участников конференции была вся цепочка технологических процессов, сопровождающих воздушное судно от посадки в аэропорту прибытия до взлета. Участникам встречи была предоставлена актуальная информации о состоянии рынка рынке наземного обслуживания от ведущих экспертов и профессионалов отрасли международного уровня.

Зарубежные поставщики продуктов и услуг отметили в свою очередь ценную возможность прямого общения как с ключевыми представителями аэропортов, так и с дилерами и дистрибьюторами оборудования, спецтехники и услуг для наземного обслуживания в России и СНГ.

Актуальность конференции продиктована рядом факторов. Интенсивный рост объема авиаперевозок, активный ввод в эксплуатацию российскими перевозчиками все большего количества воздушных судов иностранного производства, - чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2012 году составил 93%, предстоящие массовые международные мероприятия, такие как зимняя Олимпиада в Сочи 2014, чемпионат мира по хоккею 2016 и 21-й чемпионат мира по футболу 2018 года ставят перед хэндлинговыми компаниями новые задачи по повышению уровня наземного обслуживания.

Организационно конференция прошла в двух сессиях: 1) Перспективы развития наземного обслуживания в России и МСНГ, 2) Технологии наземного обслуживания в аэропорту: на перроне и в терминале и двух практических сессиях: А) IT-решения для наземного обслуживания в аэропортах, В) Технологии противообледенительной обработки воздушных судов. Завершилась конференция круглым столом «Повышение эффективности противообледенительной обработки воздушных судов в аэропорту»

В конференции приняли участие руководители аэропортов и управляющих компаний, специалисты по наземному обслуживанию (ИАС, СОП, ССТ и др.) авиакомпаний «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирь», международных аэропортов Домодедово, Борисполь,

Штутгарта, Екатеринбурга, Сочи и Минеральных вод, хэндлинговых компаний, поставщиков оборудования, спецтехники и услуг для обслуживания воздушных судов на перроне, пассажиров и багажа, лизинговые компании, органы госрегулирования.

В фойе конференц-зала расположились стенды компаний, оказывающих услуги по наземному обслуживанию в аэропортах: Cavag, Celebi Aviation Holding, TLD, Deep 2000, SST Service, Техноформ и др.

Тема взаимосвязи аэропортов и авиакомпаний прозвучала в первом докладе конференции, сделанном директором департамента наземного обеспееч6ения перевозок авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии» Андреем Никулиным. Аэропорту нужна стабильная, финансоустойчивая, сильная, дружественная базовая авиакомпания. Авиакомпании тоже нужен удобный, финансоустойчивый базовый аэропорт. Рост доходов аэропорта напрямую зависит от объемов деятельности авиаперевозчиков. Рост доходов авиакомпании зависит от роста пассажиропотока. Рост доходов аэропорта и авиакомпании взаимозависимы. Примером из международной практики может служить авиакомпания Lufthansa, которая с 1992 года стала главным оператором аэропорта Мюнхена. В 2003 наступила новая эра сотрудничества Lufthansa и аэропорт MUC (Мюнхен) строят и открывают Терминал № 2 (совместное предприятие - 40% Lufthansa, 60% MUC). Lufthansa ввела 6 новых межконтинентальных маршрутов. Решение Lufthansa о втором хабе в Мюнхене - долгосрочное. Терминал № 2 был разработан под нужды Lufthansa и Star Alliance. Предельная способность была рассчитана на перспективное развитие Lufthansa. Сегодня аэропорт Мюнхена имеет большее количество рейсов и с более широкой сетью маршрутов, чем основной аэропорт Lufthansa Франкфурт. Данный пример показывает как зависит рост доходов и совместное развитие компаний от взаимовыгодного сотрудничества.

Программа «Модернизация транспортной системы России» была рассчитана на 2002-2010 годы. Благодаря участию государства в финансировании в рамках этой программы идет развитие аэропортовой инфраструктуры аэропортов. В Шереметьево в 2009-10 годах построены терминалы D и E, реконструирован терминал F. За время строительства новых терминалов пассажиропоток вырос, практически заполнив на 100% новые терминалы, что показывает расчет развития пассажирских перевозок на долгосрочную перспективу был сделан не точно.

Имеющиеся ограничения по наземной инфраструктуре негативно отражаются на обслуживании рейсов в базовом аэропорту: снижается качество обслуживания пассажиров, вырастают производственные риски, все это снижают привлекательность конкретного аэропорта в глазах пассажира. На сегодняшний день рост парка воздушных судов и объемов перевозок ОАО «Аэрофлот» сдерживает устаревшая инфраструктура, основной объем качественно оказанных услуг по перевозке пассажиров приходится на Терминал D. Интенсивность использования текущих площадей аэропорта на пределе, необходима масштабная реконструкция. Необходимы дополнительные ВПП, места стоянок воздушный судов, ангары для технического обслуживания и ремонта ВС, ремонтная база для наземной техники и, главное, современные терминалы для качественного обслуживания пассажиров, соответствующие уровню международных хаб-центров.

В близкой перспективе ожидается появление трансконтинентального авиационного транспортного коридора, опоясывающего Северное полушарие. Его основу составит ограниченное количество крупнейших мировых «ХАБ-центров». Остальные аэропорты будут выполнять по отношению к ним функцию поставщика транзитных пассажиров и грузов. Ограниченная пропускная способность аэропортов московского авиаухла (МАУ) тормозит развитие Москвы как крупного хаба. Аэропортам и ведущим авиакомпаниям РФ важно забронировать хорошие места в будущем авиаперевозок. Конкуренция будет усиливаться, на роль хаба, соединяющего Европу и Азию, помимо московских аэропортов, претендуют и другие очень сильные конкуренты.

Из иностранных компаний, специализирующихся на наземном обслуживании авиатехники, внимание участников встречи привлек турецкий холдинг Сelebi Aviation Holding, впервые принявший участие в подобной российской конференции. Ее президент по развитию глобального бизнеса Atilla Korkmazoglu выступил с докладом об устойчивой бизнес-модели наземного обслуживания (НО) в аэропортах на примере собственной компании. Холдинг Celebi с персоналом 13 000 сотрудников – не новичок на мировом рынке, в его активе 30 станций наземного обслуживания в Турции, а также центры по НО за рубежом: в Вене, Франкфурте, Будапеште, Дели и Бумбае. Устойчивая бизнес-модель НО – это прежде всего хорошая выручка, финансовое благополучие владельцев акций. Многоярусная система построения эффективной бизнес-модели включает такие составляющие как низкие, но эффективные расходы, квалифицированный персонал. Много значит моральный климат и корпоративная культура, важна мотивация труда, чтобы каждый сотрудник мог себя видеть как частицу компании, чувствовать себя «как в семье», чтобы каждый мог сказать с гордостью «Я работаю на мою компанию». Для поддержания успешной бизнес-модели нужно также современное эффективное оборудование, качественный сервис, система рамповой безопасности, системы управления операционными рисками и управления безопасностью НО. Наземное оборудование по обслуживанию воздушного судна заслуживает самого пристального внимания, надо заботиться о поддержании его в рабочем состоянии, ибо сбой в его работе приводит к задержке авиарейсов и убыткам. Оборудование должно быть надежным, работоспособным и всегда быть под рукой. Важную роль играет эффективное использование трудовых и материальных ресурсов предприятия, стратегия планирования привлечений инвестиций.

Для авиакомпания наземное обслуживание авиатехники- как правило, назойливое, непрофильное бремя, и все большее их число прибегает к услугам сторонних независимых компаний по НО. В 2000 году их было 20%, в 2013 – 45-50%, а к 2030 году их число приблизится к 80%. Их бизнес сейчас оценивается в 50 млрд. долл., а к 2030 году эта сумма, как ожидается, вырастет до 150 млрд. долл. Популяризации независимых хэндлинговых компаний способствует либерализация воздушных перевозок, появление малобюджетных перевозчиков и стремление к сокращению затрат.

В фокусе внимания Celebi – потребности клиента, для их удовлетворения компания прошла не одну стадию реструктуризации, разработала стандарты технологических процессов, добилась снижения затрат, ввела автоматизацию сервисных форм, внедряет методы снижения стоимости владения оборудованием на протяжении его жизненного цикла, постоянно совершенствует стратегию развития. Своим успехам компания во многом обязана высокой квалификации топ-менеджеров, 80% которых работают в компании больше 15 лет. Люди растут вместе с компанией!

Директор по продажам компании Cavag Дмитрий Очкинас рассказал об особенностях закупки и использования б/у парка спецтехники. Будучи существенно дешевле нового оборудования, эта техника при грамотной эксплуатации может проработать еще 5-10 и более лет. Следует покупать б/у сертифицированные аэродромные тягачи, снегоуборочные машины, противообледенительную технику только надежных европейских и американских фирм- изготовителей, но предварительно следует провести их диагностику и ознакомиться с историей эксплуатации. Надо убедиться в том, что производители могут обеспечить поставку комплектующих и запчастей на 10-15 лет. Докладчик предостерег от приобретения машин с низким остаточным ресурсом или длительным сроком эксплуатации, не имеющих в данном регионе сервисной базы обслуживания, не соответствующих предстоящим условиям эксплуатации.

На конференции был заслушан еще ряд полезных докладов, так что ее участники не зря провели время и убедились еще раз в эффективности подобных встреч.