Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель «КР», к.т.н. Пути и средства активизации развития региональной авиации

18 сентября 2014 г. в Москве прошла IY международная конференция «Региональная авиация России и СНГ -2014», организованная Центром стратегических разработок в гражданской авиации. На конференции состоялось обсуждение ключевых вопросов развития региональной и местной авиации. В конференции приняли участие представители министерства транспорта РФ, Министерства регионального развития РФ, Минпромторга, Министерства обороны РФ, ОАК, Росавиации, региональных авиакомпаний и аэропортов, Ассоциаций и общественных фондов, лизинговых и транспортных компаний, представители федеральных и региональных органов власти. Конференция прошла при поддержке Совета Федерации, стратегическим партнером конференции выступила государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), генеральным спонсором - EXCLASES Holding Ltd., дистрибутор компании AgustaWestland. Прекрасно выполненная модель вертолета AW 139 украсила холл перед конференц-залом.

Перед началом конференции было зачитано обращение заместителя Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Вячеслава Штырова к участникам конференции, в котором, в частности, было сказано:

«Региональная авиация приобрела особое значение как единственный транспорт для многих удаленных регионов. Это становится особенно важным в современных внешних условиях и в условиях новых вызовов для нашей страны. Этот вид транспорта позволяет не только обеспечить развитие отдельных регионов РФ, но и создает условия для элементарного выживания населения в районах с затрудненной транспортной доступностью. Только благодаря усилиям государства совместно с промышленными предприятиями, авиакомпаниями, аэропортами и финансовыми институтами становится возможным решение задач развития региональных перевозок, связанными с социальными и инфраструктурными вопросами, направленными на обеспечение мобильности населения. В настоящее время важнейшей задачей является обеспечение независимости отечественной авиапромышленности от зарубежных поставщиков за счет разработки и производства отечественных воздушных судов для местных и региональных авиалиний. Требуется также формирование эффективной системы субсидирования региональных перевозок и современных инструментов привлечения инвестиций в развитие региональных аэропортов. Деятельность Минтранса была направлена на повышение доступности авиации и содействие развитию всех отраслей экономики. Законодательная власть выполнила работы по реализации ряда направлений. Так, были отменены сертификационные требования к аэропортам, обслуживающие самолеты вместимостью до 20 кресел, а также приняты законодательные акты по обеспечению деятельности лоу-кост перевозчиков».

В рамках конференции состоялось обсуждение путей и средств активизации региональных перевозок. Особое внимание было уделено участию государства в оказании помощи авиационному бизнесу, субсидированию и поддержке региональных перевозок. С докладом на эту тему выступил начальник отдела нормативно-правового обеспечения и развития деятельности организаций гражданской авиации Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ Андрей Иванов.

В 2013 году объем перевозок пассажиров составил почти 85 млн. человек, за 8 месяцев 2014 года перевезено 63 млн. пассажиров, что превысило уровень 2013 г. за тот же период на 11%. По региональным маршрутам в 2013 г., исключая Московский авиаузел, было перевезено 8,5 млн. пассажиров. При этом ежегодные темпы роста в этом сегменте, начиная с 2000 года, составляли не более 3-4%. В 2013 году этот показатель вырос на 15%. За 7 месяцев 2014 года объем внутренних региональных перевозок, за исключением маршрутов Московского авиаузла, составил 5,46 млн. пассажиров. В 2013 году за тот же период было перевезено 4,46 млн. пассажиров. Таким образом, принятые федеральными властями меры по активизации региональных перевозок, возымели свое действие. В 2014 году было реализовано 5 программ субсидирования региональных перевозок по двум схемам: поддержка пассажиров и поддержка авиарейсов. По первой схеме государство компенсирует авиакомпаниям часть стоимости авиабилетов пассажирам, по второй - часть затрат на определенные авиарейсы.

Одна из успешных программ субсидирования перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны, стартовала в 2009 году. Тогда она включала 18 маршрутов, было перевезено 160 тысяч пассажиров. В 2013 году перевозки осуществлялись по 42 маршрутам, количество пассажиров возросло в 3 раза. В настоящее время субсидируются 53 маршрута, из которых 20 соединяют Москву с городами Дальнего Востока. По состоянию на 12 сентября 2014 года с начала года было перевезено 401 тысяча пассажиров. Маршрутная сеть была увеличена путем включения в программу субсидирования маршрутов в узловые аэропорты Екатеринбург и Новосибирск. Период действия этой программы с 1 апреля по 31 октября. Минтрансом внесены изменения в перечни лиц, попадающих под действие программ субсидирования.

Новым этапом в развитии региональной авиации стал пилотный проект перевозок в Приволжском федеральном округе. Он стартовал 1 апреля 2012 года и показал двукратное увеличение пассажиропотока в этом округе. В настоящее время этот проект нашел свое продолжение, программа перевозки состоит из 53 субсидируемых маршрутов. По данным на 1 сентября 2014 года с начала года перевезено 58 тысяч пассажиров. В третьем квартале 2013 года начали действовать программы субсидирования региональных воздушных перевозок по всей территории РФ. Перевозки выполняются по сниженным тарифам по маршрутам между узловыми аэропортами и аэропортами отправления и прибытия, за исключением аэропортов МАУ. В 2013 году были осуществлены полеты по 69 маршрутам, в том числе по 4 новым направлениям. В 2014 году данная программа уже включает 98 маршрутов, на 1 сентября было перевезено 373 тысяч пассажиров. Сейчас Минтрансом РФ внесены предложения по расширению маршрутной сети и снятию ограничений по типу воздушных судов при полетах в Крымский федеральный округ, а также принятию мер по стимулированию авиакомпаний выполнять льготные перевозки. Разработаны также предложения по увеличению доступности перевозок в Крым. Утверждено Постановление Правительства № 388 о предоставлении субсидий для выполнения полетов в Симферополь и обратно, включающее в себя 17 городов: Архангельск, Екатеринбург, Иркутск, Казань и др. Фактически субсидированные полеты выполнялись по 13 маршрутам.

Благодаря принятым мерам поддержки аэропорт Симферополя с начала 2014 года по 14 сентября обслужил 1,985 млн. пассажиров. В 2013 году 14 сентября этот аэропорт обслужил в день 6 тысяч пассажиров. В этот же день 14 сентября 2014 года аэропорт Симферополь обслужил 18 тысяч пассажиров, т.е. рост составил 2,8 раза. Максимальное число рейсов этим летом в аэропорт Симферополя составило 104 в день.

В проекте федерального бюджета на 2015 год предполагается выделить на финансирование региональных перевозок 87 млрд. руб. В целях дальнейшей активизации местных и региональных перевозок Правительством реализуется программа поддержки региональных перевозок, в основу которой положен механизм субсидирования выполненного авиакомпанией рейса. Этот подход признан наиболее эффективным. Кроме того, Минтрансом ведется работа в рамках НИР по разработке альтернативных дополнительных источников финансирования региональных перевозок. В решении задачи поддержки региональной авиации государством был применен комплексный подход. Во-первых, существенную поддержку получила наземная инфраструктура аэропортов в рамках субсидирования федеральных казенных предприятий, на что в 2013 году было израсходовано 2 млрд. руб. В 2014 году эта сумма превысит 3 млрд. руб. Во-вторых, была оказана помощь авиакомпаниям в обновлении парка региональных воздушных судов, осуществляющих региональные перевозки в рамках представленных программ. Это позволило авиакомпаниям разработать программы развития парка воздушных судов и обучения авиаперсонала на долгосрочную перспективу. По мнению Минтранса, принятые меры позволят обеспечить рост внутренних региональных перевозок и устойчивое развитие всей гражданской авиации страны.

Но не только за счет вливания государственных средств можно активизировать региональный авиационный бизнес. Авиакомпания и сами могут внести свою лепту в повышение эффективности перевозок и снижения издержек и тарифов. Для этого им было бы полезно перенять опыт зарубежных низкобюджетных перевозчиков (лоу-костеров). О возможностях и перспективах образования лоу-кост авиакомпаний в России рассказал генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) Антон Корень.

Для развития лоу-кост авиаперевозок в Российской Федерации есть все предпосылки. Во всех промышленно развитых странах лоу-кост авиаперевозки занимают значительную долю рынка и по темпам роста опережают традиционные авиакомпании. По прогнозу ЦСР ГА, лоу-кост компании на внутренних авиалиниях РФ в 2035 году перевезут 55 млн. пассажиров. Как показал опыт, пассажирооборот лоу-кост авиакомпаний устойчив к кризисным явлениям в экономике. Проведенный анализ более 10 000 авиалиний показывает возможность реализации классической бизнес модели лоу-кост возможна в аэропортах 16 городов России в период 2015-2035 гг. Проведенный анализ величин аэропортовых сборов в аэропортах с наибольшим потенциалом развития бизнес модели лоу-кост авиаперевозок в РФ показывает потенциал для снижения издержек. Как показывает практика, лоу-кост авиакомпании по сравнению с сетевыми экономят до 57% по 10 и более статьям затрат, в том числе экономия по наземному обслуживанию в аэропорту составляет в среднем 10%, по интенсивности использования ВС – 3%, аэропортовым сборам - 6%, за счет плотности кресел – 16%, продажам через Интернет – 3%, за счет отсутствия комиссии – 6% и т.д. ЦСР ГА предложил ряд мероприятий по развитию лоу-кост сегмента в России. Среди них – снятие ограничений по минимальному количеству самолетов в парке ВС авиакомпании в первые годы открытия бизнеса, снятие или послабление ограничений по развитию международных направлений для российских лоу-кост перевозчиков в первые годы деятельности, снятие ограничений на применение скидок на аэропортовые сборы.

Участники прошедшей конференции констатировали, что она способствовала консолидации и обмену передовым опытом, внесла вклад в развитие региональной авиации Российской Федерации, дала толчок к развитию этого вида перевозок.