Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель «КР», к.т.н. Состояние и пути развития аэропортовой сети РФ

16 октября в московском отеле Marriott Grand Hotel встретились представители Росавиации, Межгосударственного авиационного комитета, аэропортов, НИИ и других учреждений по проектированию и строительству аэропортов. Темой конференции, организованный Центром стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) стали вопросы проектирования, строительства и эксплуатации аэропортов.

С докладом о состоянии и перспективах развития аэродромной сети страны выступил заместитель начальника управления аэропортовой деятельностью Росавиации Николай Лыгалов. По данным Росавиации, в настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включено 297 аэродромов, из них 117 образуют национальную опорную аэродромную сеть. По сравнению с 2013 годом, в 2014 году аэродромная сеть сократилась на 7 аэродромов. В основном сокращение числа аэродромов из реестра связано с переводом их в посадочные площадки.

Развитие аэродромной инфраструктуры аэропортов с 2002 года осуществляется по программно-целевому методу. В ходе реализации подпрограммы «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» предотвращено закрытие ряда основных аэродромов, произведена реконструкция аэродромов в 46 аэропортах федерального значения, осуществлена замена светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос в 12 аэропортах, общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составил – 86 436,6 млн. рублей.

Цели развития аэродромной сети Российской Федерации достигаются в основном через государственные программы, которые в свою очередь являются главными (основополагающими) документами, реализующие программно-целевой принцип финансирования. Росавиация является соисполнителем по мероприятиям в сфере воздушного транспорта, реализация которых предусмотрена двумя главными госпрограммами «Развитие транспортной системы», «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» общий объем финансирования из федерального бюджета на период с 2014 года по 2016 год достигнет более 200,3 млрд. рублей.

Если мероприятия госпрограммы «Развитие транспортной системы» в основном нацелены на решение наиболее актуальных проблем рынка авиационных перевозок России, таких как обновление парка воздушных судов, модернизация наземной аэропортовой инфраструктуры, образующую национальную опорную аэродромную сеть, повышение безопасности полетов, решение вопросов эксплуатации судов иностранного производства и так далее, то вторая госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» направлена на решение проблем, связанных с созданием благоприятных условий жизнедеятельности для проживающего в регионах населения, где нередко авиация является единственным видом транспорта.

Начиная с 2014 года, Росавиация приступила к реконструкции (строительству) аэропортов регионального и местного значения в рамках реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», позволяющие решить проблемы, связанные с обеспечением региональных и внутрирегиональных перевозок для людей, проживающих в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае, Чукотском автономном округе, Амурской области, Республике Бурятия, Хабаровском крае и Магаданской области.

В рамках вышеуказанных госпрограмм мероприятия по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры аэропортов и аэродромов осуществляется по 3 федеральным целевым программам: ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы».

В соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» предусмотрены мероприятия по 134 объектам с общим объемом финансирования из средств федерального бюджета 422,6 млрд. рублей.

За счет указанных средств планируется обеспечить развитие сети внутрироссийских узловых аэропортов (19), региональных сетей аэропортов (80), сети крупных международных узловых аэропортов (9).

В целях проведения в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу предусмотрен комплекс взаимосвязанных мероприятий по строительству и реконструкции аэропортовых объектов, реализуемых в аэропортах гг. Москвы, Екатеринбурга, Саранска, Нижний Новгород, Волгограда, Ростова-на-Дону, Самары и Калининграда.

В рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» предусмотрена реконструкция 39 аэропортов (аэродромов) и 1 посадочной площадки с общим объемом финансирования 73 571,3 млн. рублей.

Основными задачами при реализации указанных мероприятий являются развитие транспортной доступности на территории Дальнего Востока и Байкальского региона и повышение мобильности населения за счет осуществления реконструкции аэропортов регионального и местного значения.

В рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» предусмотрены мероприятия в 2008-2014 гг. с общим объемом финансирования 6476,34 млн. рублей, в том числе на реконструкцию аэропорта Менделеево 1148,5 млн. рублей, на строительство аэропорта Итуруп 5327,84 млн. рублей.

Реализация указанных мероприятий позволит улучшить транспортную доступность Курильских островов и обеспечить регулярные пассажирские авиаперевозки в условиях практического отсутствия альтернативного транспортного сообщения.

За период 2010-2014 гг. общий объем финансирования по указанным программам составил 125,3 млрд. рублей, в том числе:

- ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» - 97,6 млрд. рублей (введены ИВПП аэропортов Анапа, Горно-Алтайск, Воронеж, Кемерово, Магас, Минеральные Воды, Казань, Калининград, Сочи, Абакан, Иркутск, Пенза, Николаевск-на-Амуре, Бугуруслан, Внуково, Сасово);

- ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» - 23,8 млрд. рублей (введены ИВПП аэропортов Владивосток, Анадырь, Чумикан, Богородское и вертодром на о. Русский);

- ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» - 3,8 млрд. рублей (в 2011 году введена в эксплуатацию ИВПП аэропорта Менделеево, в 2014 году введен в эксплуатацию 1 этап в аэропорту Итуруп, работы по 2 этапу будут завершены до конца текущего года).

В 25 аэропортах продолжается реконструкция объектов по ранее разработанным проектам в соответствии с заключенными госконтрактами и договорами строительного подряда. Также начата разработка проектной документации по реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры в 40 аэропортах, в том числе в 35 региональных аэропортах Дальнего Востока и Байкальского региона.

Актуальные вопросы развития аэропортовой сети Российской Федерации осветил генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) Антон Корень. Он привел анализ основных проблем, сдерживающих развитие аэропортов РФ, отметил ключевые аспекты и предпосылки для применение механизмов ГЧП для развития аэропортовой сети РФ. В существующей сегодня аэродромной сети России всего 297 аэродромов. Для обеспечения аэродромной сети на уровне стран Северной Европы (Норвегия и Финляндия) необходимо 820 аэродромов, а на уровне стран Латинской Америки (Бразилия и Мексика) – 600 аэродромов. Состояние аэродромной сети России требует ежегодного финансирования на развитие только национальной опорной аэродромной сети (117 аэродромов0 средства в объеме около 70 млрд. руб. При этом средства Федеральных целевых программ в последние годы обеспечивают финансирование в размере около 40 млрд. руб. или около 60% от потребных для развития сети. Не обеспечивается финансирование оставшихся 180 из 297 аэродромов. Таким образом, недофинансирование всей аэродромной сети составляет75%.

Можно выделить ряд приоритетных направлений реформирования системы финансирования аэропортовой деятельности. Среди них аэропортовые сборы, инфраструктурные и целевые налоговые отчисления, развитие эффективных механизмов ГЧП. В США до 85% средств на развитие инфраструктуры аэропортов поступает от пользователей. Перспективным направлением является развитие малобюджетных (лоу-кост) аэропортов, для чего в стране есть все предпосылки.

Интересно прозвучало сообщение генерального директора компании Incide Engineering г-на Gianluca Vallerini, который рассказал о принципах построения информационной модели здания BIM, применяемой к объектам инфраструктуры аэропортов. Конечно, можно обойтись и без подобных моделей, ведь построили же Эйфелеву башню, рассчитав все вручную, не пользуясь ЭВМ и программным обеспечением! Но применение модели BIM значительно сокращает время и средства на проектирование ангаров, складов, стендов и других аэропортовых сооружений. Г-н Gianluca Vallerini привел примеры разработки огромных ангаров с пролетом между опорами 100 и более метров для аэропортов на Ближнем Востоке.

На конференции были также представлены некоторые экспонаты из арсенала обслуживания пассажиров, в том числе портативные кресла-каталки для малоподвижных пассажиров. С некоторыми своими разработками познакомила Группа компаний «Пожтехника».