Гражданская Авиация

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Заседание Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

25 марта 2014 года состоялось расширенное заседание Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Тема заседания: «Об итогах контрольно – надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных управлений в 2013 году и задачах на 2014 год».

На заседании было отмечено следующее.

В настоящее время под контролем Ространснадзора находится более 500 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в транспортном комплексе Российской Федерации.

В 2013 году центральным аппаратом Ространснадзора и его территориальными органами проведено более 97 тыс. проверок хозяйствующих субъектов, в ходе которых выявлено 182 тыс. нарушений транспортного законодательства, вьщано 45 тыс. предписаний, более 140 тыс. постановлений и определений по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, привлечено к административной ответственности 139 тыс. нарушителей транспортного законодательства.

Показатель устранения нарушений, выявленных при проверках государственными инспекторами, составил 92,7%, при установленном Минтрансом России - 83,5%. Обеспечено поступление доходов в федеральный бюджет в сумме 347,3 млн. рублей.

Контроль и надзор в сфере гражданской авиации

Поднадзорными субъектами транспортного комплекса в сфере гражданской авиации являются более 5 тысяч юридических и физических лиц, имеющих сертификат (лицензию) на право осуществления деятельности в сфере воздушного транспорта или имеющих зарегистрированные в установленном порядке воздушные суда (119 эксплуатантов коммерческой авиации, 74 эксплуатанта авиации общего назначения, 221 авиапредприятий, выполняющих авиационные работы, 540 организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, 231 организация, обеспечивающая использование воздушного пространства и аэронавигационное обслуживание, 84 организации авиатопливообеспечения, 108 авиационных учебных центров, 297 аэродром, 1680 посадочных площадок, более 1800 владельцев воздушных судов, не имеющих свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения).

Госавианадзором проведено более 3900 контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов гражданской авиации, в том числе 945 проверок в рамках ФЗ - 294 (366 плановых и 579 внеплановых проверок), 1887 проверок воздушных судов на перроне, 247 проверок на маршруте при выполнении полетов, принято участие в 132 проверках других надзорных органов, проведено более 1000 надзорньгх: мероприятий по иным основаниям действующего законодательства.

По сравнению с 2012 годом общее число проведенных контрольно-надзорных мероприятий увеличилось на 27 %, в том числе плановых проверок на 13 %, внеплановых проверок на 51 %, предлицензионных: в 6.7 раза. Проверки на маршруте при выполнении полетов в 2012 году не проводились.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2013 году выявлено более 6200 нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации.

Для устранения выявленных нарушений выдано более 2000 инспекторских предписаний, составлено более 1000 протоколов об административных правонарушениях, вынесено более 1100 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложено административных штрафов на сумму более 22,3 миллиона рублей.

По сравнению с 2012 годом количество выявленных нарушений возросло на 25 %, количество выданных предписаний на 19%, протоколов составлено на 22 % больше, сумма наложенных штрафов возросла на 9 %.

До устранения выявленных нарушений вводились ограничения на деятельность 32 юридических лиц, 159 лиц из числа авиационного персонала, приостанавливалась эксплуатация 110 воздушных судов, 21 единицы спецавтотранспорта, 183 единиц различного оборудования, вводились ограничения на эксплуатацию 324 объектов аэродромов и посадочных площадок.

В 2013 году с воздушными судами гражданской авиации произошло 29 авиационных происшествий: 13 катастроф, в которых погибли 93 человека, и

16 аварий.

В 2012 году с воздушными судами гражданской авиации произошло 39 авиационных происшествий: 25 катастроф, в которых погибли 104 человека, и 14 аварий.

Абсолютные показатели безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в 2013 году по сравнению с 2012 годом несколько улучшились. Общее количество авиационных происшествий, в том числе катастроф, уменьшилось в 1.3 раза и 1.9 раз соответственно. Количество погибших уменьшилось на 11 %.

С воздушными судами коммерческой авиации произошло 12 авиационных происшествий: 5 катастроф, в которых погибли 80 человек, и 7 аварий.

Абсолютные показатели безопасности полетов воздушных судов коммерческой авиации неоднозначны. При снижении количества авиационных происшествий на 14 % и количества катастроф на 29 %, возросла тяжесть последствий: количество погибших в 2013 году на 11% больше по сравнению с 2012 годом.

С воздушными судами авиации общего назначения (АОН) произошло

17 авиационных происшествий: 8 катастроф, в которых погибли 13 человек, и 9 аварий.

В 2012 году с воздушными судами АОН произошло 25 авиационных происшествий: 18 катастроф, в которых погибли 33 человека, и 7 аварий.

Следует отметить существенное улучшение абсолютных показателей безопасности полетов воздушных судов АОН. По сравнению с 2012 годом общее количество авиационных происшествий уменьшилось на 47 %, количество катастроф уменьшилось в 2.25 раза, количество погибших в них уменьшилось в 2.5 раза.

Основными угрозами безопасности полетов, выявленными в ходе надзорных мероприятий в области гражданской авиации, являются:

нормативно - правовое неурегулирование отдельных направлений деятельности субъектов гражданской авиации;

низкий уровень административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности полетов, не соответствующий международным стандартам и практике;

нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке авиационного персонала, в том числе летного состава;

системные нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения;

значительный износ основных фондов объектов наземной инфраструктуры, особенно аэропортовых объектов федеральной собственности, что увеличивает риски и снижает уровень безопасности полетов;

отсутствие персональной ответственности руководителя и должностных лиц авиапредприятий за безопасность полетов, внедрение и поддержание функционирования системы управления безопасностью полетов.

Задачи на 2014 год

1 Обеспечить выполнение плана проведения контрольно-надзорных мероприятий Госавианадзора.

2 Обеспечить дальнейшее повышение качественных показателей надзорной деятельности, сохранив положительную динамику административного реагирования.

3 В соответствии со стандартами ИКАО перейти на постоянный мониторинг состояния безопасности полетов, принимать своевременные меры по выявлению и устранению нарушений, угрожающих их безопасности. Контрольно-надзорные мероприятия организовывать и проводить в рамках комплексных проверок всех направлений деятельности субъекта транспортного комплекса, охватывающих все основные элементы авиационной системы.

4 Завершить разработку программного продукта «АРМ инспектора» Госавианадзора, продолжить модернизацию информационно-аналитической системы «Безопасность полётов» с дальнейшей интеграцией её с информационно - аналитическими системами Минтранса России.

5. В рамках выделенной дополнительной штатной численности завершить работу по реформированию организационно-штатных структур территориальных управлений Госавианадзора.

6. Продолжить подготовку государственных инспекторов гражданской авиации по разработанным и утвержденным программам.