Гражданская Авиация

Ирина Теущакова, фотокорреспондент журнала "КР". Фоторепортаж с репетиций Парада Победы в Кубинке

Ежегодно в начале мая на подмосковном аэродроме Кубинка проходит событие, привлекающее сотни журналистов и любителей авиации — репетиции воздушной части Парада Победы. После десяти тренировок, проходящих в апреле над полигоном Алабино, перед Парадом дважды проходят репетиции непосредственно над Красной площадью. При этом генеральная репетиция, по словам лётчиков, ничем, кроме даты в календаре, не отличается от Парада 9 мая.

Тренировки над Москвой — дел ответственное и эти дни проходят на аэродроме в четком соответствии с графиком действий, в котором всё расписано буквально поминутно.

Работа начинается рано утром с проверки всего оборудования, пробных запусков, подготовки воздушных судов. Техники быстро и умело делают своё дело. В это время взлетает разведчик погоды. МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи» стремительно уходит за облака, чтобы вскоре вернуться.

После того, как разведчик погоды приземлился, на исполнительный старт порулили истребители Су-30СМ пилотажной группы «Русские Витязи». Они пройдут над Красной площадью совместно со «Стрижами» в составе «Кубинского бриллианта». Первыми одновременно взлетают три самолёта, а следом ещё два, и уходят в сторону от аэродрома, чтобы выстроиться в пилотажный порядок. Пока они выполняют перестроение, по полосе проносятся и стремительно уходят вверх МиГ-29СМТ. Сразу после них на полосе встала четверка «Стрижей». Они взлетали одновременно с прохождением над ними «Русских Витязей», которые уже заняли свои места в гранях «бриллианта». А задача «Стрижей» — догнать их и аккуратно подойти, достроив фигуру.

Движение на аэродроме становится всё более насыщенным. Вверху можно наблюдать как происходит построение пилотажных групп в «Кубинский Бриллиант», а внизу в это же время парами взлетают липецкие Су-25. Штурмовики завершат Парад пройдя пеленгом над Красной площадью и дымами раскрасив небо над ней в цвета российского флага.

В это время на стоянках вертолётов уже занимают свои места в кабинах экипажи винтокрылой группы, запускают двигатели, постепенно раскручивая винты. В отличие от самолётов, вертолёты взлетают все разом, предварительно выстроившись на взлётно-посадочной полосе в том порядке, в котором полетят над Москвой, открывая воздушную часть Парада. Первым на своё место встал транспортник Ми-26, за ним четвёрка работяг Ми-8, дальше в виде клина выстроилась пилотажная группа «Беркуты» на «Ночных охотниках» Ми-28Н. За ними встают бойцы Ка-52 и легендарные Ми-24. Выстроившись словно по линеечке, вертолёты все разом оторвались от земли и единым строем, словно стая больших стрекоз, полетели к Москве.

Во время Парада для каждого типа воздушного судна предусмотрен один резервный борт. А для Су-25 — три, по одному на каждый цвет дыма. Резервные борта сопровождают строй до определённой точки, а потом возвращаются на аэродром. Через некоторое время после них начинают возвращаться всё остальные. Первыми, один за другим, приземлились самолёты. За ними в небе появилась винтокрылая группа. Приближаясь, вертолёты аккуратно и красиво опустились на бетон, и, сверкая на солнце винтами, поехали занимать свои места на стоянках.

Репетиция окончена. Самолёты и вертолёты снова переходят в заботливые руки техников, а лётчикам предстоит разбор полётов.

К сожалению, погода в этот раз снова, как и два года назад, не позволила лётчикам продемонстрировать своё мастерство 9 мая, во время праздничного Парада Победы. Небо было закрыто тучами, шёл дождик и все надежды на улучшение погоды оказались тщетными. Лететь плотным строем над городом в условиях такой облачности было бы слишком опасно. Воздушная часть Парада была отменена.