Когда на помощь приходит страховая компания
В романе Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» описан забавный эпизод, когда предприимчивый американец, очутившийся в результате переселения душ в шестом веке, попал в Англию на рыцарский турнир. Два закованных в латы рыцаря, вооруженные огромными пиками и мечами, вот-вот должны были кинуться друг на друга. А вы застрахованы? – спросил янки. А что это такое? Тот объяснил и перепуганные рыцари тут же застраховались. С тех пор прошло много лет, страхование стало обычной процедурой, без которой никто не начнет серьезного дела.
С руководителями одной из таких компаний встретился наш корреспондент. Наши собеседники: Генеральный директор страхового общества «Жива» Василий Николаевич Козлов и Директор департамента страхования и перестрахования авиационных и космических рисков компании «Жива» Алексей Евгеньевич Мокин.
В каком сегменте страхового рынка и как давно работает компания «Жива», какова ее надежность и рейтинг среди страховых компаний?
Наша компания находится на рынке страховых услуг с 1992 года. За прошедшие 20 с лишним лет мы прочно обосновались на страховом рынке. По международной шкале рейтингового агентства Standard & Poor’s рейтинг нашей компании определен на уровне «В+» (стабильный) и национальный рейтинг RuA. Таким образом, оба рейтинга показывают финансовую устойчивость нашей компании. СО «Жива» – сравнительно небольшая страховая компания, но мы можем позволить себе страховать большие проекты. В нашем активе есть миллиардные проекты, сейчас заключаем договор на страхование строительно-монтажных работ по строительству большой электростанции со стоимостью объекта более 16 млрд. руб. Мы входим в группу компаний «Помощь», клиентами которых являются крупные компании строительной отрасли. За последние несколько лет мы успешно участвуем в нескольких крупных проектах в сфере строительства, а также имеем множество международных проектов.
Как формируются направления деятельности компании и ее долгосрочная политика?
Стратегия компании формируется Советом акционеров и топ-менеджеров, при этом мы изучаем состояние страхового рынка, положение дел у наших конкурентов, проводим собственные исследования, пытаемся взять все самое лучшее, что есть на рынке страховых услуг. Мы набрали молодую, энергичную, высокопрофессиональную команду. У всех наших топ-менеджеров по 10 лет работы на страховом рынке. Многие пришли к нам из крупных российских и международных компаний, таких как «Ингосстрах», «Росгострах», «Нефтеполис», «Капитал», «СОГАЗ», «ACE European Group», «Marsh».
Мы внимательно подходим к объектам страхования. Прежде чем заключать договор страхования, мы изучаем финансовую устойчивость и надежность клиента, оцениваем его материальное положение, оцениваем риски, взвешиваем все Pro и Contra. Т.е. проводим оценку всех технических и финансовых рисков.
Как определяются страховая стоимость объекта страхования и размер страхового взноса?
Страховая сумма определяется по ряду факторов. Применительно к воздушным судам (ВС) она определяется собственником или лизингодателем на основании оценочной, рыночной или остаточной стоимости имущества. Размер страхового тарифа зависит от типа, возраста ВС, характера и региона эксплуатации, налета экипажа, наличия технического обслуживания, размера флота, а также прочих критериев. Поэтому тариф может варьироваться от 0,5% и выше. В случае эксплуатации ВС в регионах с военными действиями применяется повышающий коэффициент к тарифу.
На какие страховые случаи составляется типовой договор страхования? Каков порядок оплаты страховых премий?
Договор страхования заключается с целью возмещения страховой стоимости имущества в результате наступления страхового случая. К страховым случаям относятся повреждения или утрата (гибель) ВС. Кроме того, при заключении договора страхования применяются оговорки Ассоциации авиационных андеррайтеров Ллойда. Оплата страховой премии может быть, как единовременной, так и разбита на несколько платежей посогласованию с клиентом, и при этом мы можем учесть сезонность полетов, а также другие факторы, влияющие на платежеспособность клиента.
Какие виды страхования входят в перечень оказываемых услуг? Входит ли в перечень оказываемых услуг страхование от непредвиденных событий?
Основными видами страхования при страховании ВС являются – страхование воздушных судов (КАСКО), запасных частей, двигателей, страхование экипажа от несчастного случая, страхование ответственности перед третьими лицами, страхование пассажиров, груза, багажа. Лимит ответственности перед третьими лицами зависит от географии полетов, так например, для стран Евросоюза этот лимит составляет не менее 750 млн. долларов США. Для полетов в США лимит выше.
Кроме того, в этом году вступил в действие Федеральный закон №67-ФЗ от 14.06.2012г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который предусматривает обязательное страхование пассажиров с лимитом не менее 2 млн. руб.
К непредвиденным событиям относятся форс-мажорные обстоятельства, препятствующие с непреодолимой силой выполнению условий страхования, что обязательно прописывается в договоре страхования после согласования сторон. Существует большое количество международных оговорок, которые определяют действия и выплаты по этой статье.
Из каких источников формируется страховой фонд компании?
При страховании крупных дорогостоящих объектом заключаются договора с перестраховочными компаниями. При наступлении страховых случаев и выплате убытков каждая страховая компания выплачивает ту долю, которую она приняла под свою ответственность. Свои резервы у компании есть. К ним относится уставной капитал, который у нашей компании составляет 521 млн. руб., и накопительный фонд. Мы оплачиваем убытки как из собственных средств, так и средств, получаемых от перестраховщиков.
Как будет производиться расчет с клиентами в случае непредвиденных обстоятельств, повлекших за собой банкротство страховой компании?
Такой печальный исход, как банкротство страховой компании, совершенно невозможен при правильной политике размещения рисков и формировании страховой защиты компании. В каждой страховой компании разрабатываются облигаторные программы, участниками которых выступают другие страховщики. Искусство менеджмента состоит в том, чтобы «отличить зерна от плевел», не подписываться под договорами с сомнительными рисками. Мы достаточно надежно выстраиваем и собственную защиту, и защиту клиентов. Важно то, что все наши крупные договора перестрахованы, причем в основном у западных компаний с рейтингом не ниже «А» по международной шкале. Абсолютно уверен в том, что банкротство компании «Жива» не грозит. Залогом этому служит более чем 20-летняя безупречная работа компании на российском страховом рынке без судов и рекламаций.
Как рассчитывается степень риска при заключении договора страхования?
Случайности присутствуют в любой ситуации, и мы стараемся их предвидеть при заключении договоров страхования. При оценке риска опираемся на статистические данные, повторяемость событий, вероятность их появления, проводим факторный анализ. Используем методы теории игр и математические модели страхования отечественных и западных разработчиков.
Учитываем рейтинг авиакомпании, историю эксплуатации и возраст воздушного судна, степень его изношенности, налет членов летного экипажа, маршрутную сетку полетов, прочие факторы, влияющие на безопасность полетов. В 2012 году в России произошло 38 авиационных происшествий, из них 22 катастрофы, в которых погибло 139 человек. Поэтому мы очень внимательно относимся к уровню авиационной безопасности у авиаперевозчика и в зависимости от этого формируем условия договора страхования.
На каких условиях прекращается действие договора страхования?
Важно учесть, что каждый договор имеет страховой период. В классическом варианте, это календарный год. Действие договора может быть прекращено на основании письменного заявления страхователя. Поводом для такого действия может быть банкротство авиакомпании. Также договор страхования может быть прекращен в случае не оплаты страховых взносов и/или по взаимному согласию сторон.
Расскажите о ваших планах на будущее.
У нас достаточно амбициозные планы, и в будущее мы смотрим с уверенностью. Растем как компания хорошими темпами, не увлекаясь сиюминутной выгодой, тщательно отбираем клиентов. В наших ближайших планах к началу 2014 года более активно выйти на рынок страхования физических лиц. Думаем в ближайшее время усилить присутствие на международном рынке, где нас уже хорошо знают. Мы уже три года участвуем в различных международных конференциях за рубежом. Наши сотрудники выезжают за рубеж не менее 20 раз в год в разные страны мира. Только в Африку в 2012 году было 7 командировок. Т.е. стараемся и себя показать, и быть в курсе последних событий международного страхового рынка.
Что бы Вы пожелали в заключение читателям нашего журнала?
Главное в страховании – не где страховаться, а знать какая страховая компания гарантированно выплатит страховое возмещение в результате наступления страхового случая. Застраховать может любая страховая компания, выплатить – не каждая. Стратегия нашей компании предполагает индивидуальный взвешенный подход к каждому страхователю с тем, чтобы сохранить с ним надежные партнерские отношения на долгие годы.
121069, Россия,
г. Москва, Новый Арбат, д.14, стр.1
Тел.: +7(495) 663-38-88
www.giva.ru
E-mail: team@giva.ru