Гражданская Авиация

Когда на помощь приходит страховая компания

В романе Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Ар­тура» описан забавный эпизод, когда предприимчивый американец, очу­тившийся в результате переселения душ в шестом веке, попал в Ан­глию на рыцарский турнир. Два закованных в латы рыцаря, вооружен­ные огромными пиками и мечами, вот-вот должны были кинуться друг на друга. А вы застрахованы? – спросил янки. А что это такое? Тот объяснил и перепуганные рыцари тут же застраховались. С тех пор прошло много лет, страхование стало обычной процедурой, без кото­рой никто не начнет серьезного дела.

С руководителями одной из таких компаний встретился наш корреспондент. Наши собеседники: Генеральный директор страхо­вого общества «Жива» Василий Николаевич Козлов и Директор департамента страхования и перестрахования авиационных и косми­ческих рисков компании «Жива» Алексей Евгеньевич Мокин.

В каком сегменте страхового рынка и как давно работает компания «Жива», какова ее надежность и рейтинг среди страховых компаний?

Наша компания находится на рынке страховых услуг с 1992 года. За прошедшие 20 с лишним лет мы прочно обосновались на страховом рынке. По международной шкале рейтингового агент­ства Standard & Poor’s рейтинг нашей компании определен на уровне «В+» (стабильный) и национальный рейтинг RuA. Таким образом, оба рейтинга показывают финансовую устойчивость нашей компании. СО «Жива» – сравнительно небольшая стра­ховая компания, но мы можем позволить себе страховать боль­шие проекты. В нашем активе есть миллиардные проекты, сей­час заключаем договор на страхование строительно-монтажных работ по строительству большой электростанции со стоимостью объекта более 16 млрд. руб. Мы входим в группу компаний «По­мощь», клиентами которых являются крупные компании строи­тельной отрасли. За последние несколько лет мы успешно уча­ствуем в нескольких крупных проектах в сфере строительства, а также имеем множество международных проектов.

Как формируются направления деятельности компании и ее долгосрочная политика?

Стратегия компании формируется Советом акционеров и топ-менеджеров, при этом мы изучаем состояние страхово­го рынка, положение дел у наших конкурентов, проводим соб­ственные исследования, пытаемся взять все самое лучшее, что есть на рынке страховых услуг. Мы набрали молодую, энер­гичную, высокопрофессиональную команду. У всех наших топ-менеджеров по 10 лет работы на страховом рынке. Многие пришли к нам из крупных российских и международных компаний, таких как «Ингосстрах», «Росгострах», «Нефтеполис», «Капитал», «СОГАЗ», «ACE European Group», «Marsh». 

Мы внимательно подходим к объектам страхования. Прежде чем заключать договор страхования, мы изучаем финансовую устойчивость и надежность клиента, оцениваем его материаль­ное положение, оцениваем риски, взвешиваем все Pro и Contra. Т.е. проводим оценку всех технических и финансовых рисков.

Как определяются страховая стоимость объекта страхо­вания и размер страхового взноса?

Страховая сумма определяется по ряду факторов. Приме­нительно к воздушным судам (ВС) она определяется собствен­ником или лизингодателем на основании оценочной, рыноч­ной или остаточной стоимости имущества. Размер страхового тарифа зависит от типа, возраста ВС, характера и региона экс­плуатации, налета экипажа, наличия технического обслужива­ния, размера флота, а также прочих критериев. Поэтому тариф может варьироваться от 0,5% и выше. В случае эксплуатации ВС в регионах с военными действиями применяется повыша­ющий коэффициент к тарифу.

На какие страховые случаи составляется типовой договор страхования? Каков порядок оплаты страховых премий?

Договор страхования заключается с целью возмещения страховой стоимости имущества в результате наступления стра­хового случая. К страховым случаям относятся повреждения или утрата (гибель) ВС. Кроме того, при заключении договора страхования применяются оговорки Ассоциации авиационных андеррайтеров Ллойда. Оплата страховой премии может быть, как единовременной, так и разбита на несколько платежей посогласованию с клиентом, и при этом мы можем учесть сезон­ность полетов, а также другие факторы, влияющие на плате­жеспособность клиента. 

Какие виды страхования входят в перечень оказы­ваемых услуг? Входит ли в перечень оказываемых услуг страхование от непредвиденных событий?

Основными видами страхования при страховании ВС явля­ются – страхование воздушных судов (КАСКО), запасных ча­стей, двигателей, страхование экипажа от несчастного случая, страхование ответственности перед третьими лицами, страхо­вание пассажиров, груза, багажа. Лимит ответственности перед третьими лицами зависит от географии полетов, так например, для стран Евросоюза этот лимит составляет не менее 750 млн. долларов США. Для полетов в США лимит выше.

Кроме того, в этом году вступил в действие Федеральный закон №67-ФЗ от 14.06.2012г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пасса­жиров метрополитеном», который предусматривает обязатель­ное страхование пассажиров с лимитом не менее 2 млн. руб.

К непредвиденным событиям относятся форс-мажорные обстоятельства, препятствующие с непреодолимой силой выполнению условий страхования, что обязательно прописы­вается в договоре страхования после согласования сторон. Существует большое количество международных оговорок, которые определяют действия и выплаты по этой статье.

Из каких источников формируется страховой фонд компании?

При страховании крупных дорогостоящих объектом заклю­чаются договора с перестраховочными компаниями. При на­ступлении страховых случаев и выплате убытков каждая стра­ховая компания выплачивает ту долю, которую она приняла под свою ответственность. Свои резервы у компании есть. К ним относится уставной капитал, который у нашей компании составляет 521 млн. руб., и накопительный фонд. Мы оплачи­ваем убытки как из собственных средств, так и средств, полу­чаемых от перестраховщиков.

Как будет производиться расчет с клиентами в случае непредвиденных обстоятельств, повлекших за собой бан­кротство страховой компании?

Такой печальный исход, как банкротство страховой компа­нии, совершенно невозможен при правильной политике раз­мещения рисков и формировании страховой защиты компании. В каждой страховой компании разрабатываются облигаторные программы, участниками которых выступают другие страхов­щики. Искусство менеджмента состоит в том, чтобы «отличить зерна от плевел», не подписываться под договорами с со­мнительными рисками. Мы достаточно надежно выстраиваем и собственную защиту, и защиту клиентов. Важно то, что все наши крупные договора перестрахованы, причем в основном у западных компаний с рейтингом не ниже «А» по международ­ной шкале. Абсолютно уверен в том, что банкротство компании «Жива» не грозит. Залогом этому служит более чем 20-летняя безупречная работа компании на российском страховом рынке без судов и рекламаций.

Как рассчитывается степень риска при заключении до­говора страхования?

Случайности присутствуют в любой ситуации, и мы стараем­ся их предвидеть при заключении договоров страхования. При оценке риска опираемся на статистические данные, повторяе­мость событий, вероятность их появления, проводим фактор­ный анализ. Используем методы теории игр и математические модели страхования отечественных и западных разработчиков.

Учитываем рейтинг авиакомпании, историю эксплуатации и возраст воздушного судна, степень его изношенности, налет чле­нов летного экипажа, маршрутную сетку полетов, прочие фак­торы, влияющие на безопасность полетов. В 2012 году в Рос­сии произошло 38 авиационных происшествий, из них 22 ка­тастрофы, в которых погибло 139 человек. Поэтому мы очень внимательно относимся к уровню авиационной безопасности у авиаперевозчика и в зависимости от этого формируем усло­вия договора страхования. 

На каких условиях прекращается действие договора страхования?

Важно учесть, что каждый договор имеет страховой пери­од. В классическом варианте, это календарный год. Действие договора может быть прекращено на основании письменного заявления страхователя. Поводом для такого действия может быть банкротство авиакомпании. Также договор страхования может быть прекращен в случае не оплаты страховых взносов и/или по взаимному согласию сторон.

Расскажите о ваших планах на будущее.

У нас достаточно амбициозные планы, и в будущее мы смо­трим с уверенностью. Растем как компания хорошими темпами, не увлекаясь сиюминутной выгодой, тщательно отбираем кли­ентов. В наших ближайших планах к началу 2014 года более активно выйти на рынок страхования физических лиц. Дума­ем в ближайшее время усилить присутствие на международном рынке, где нас уже хорошо знают. Мы уже три года участвуем в различных международных конференциях за рубежом. Наши сотрудники выезжают за рубеж не менее 20 раз в год в разные страны мира. Только в Африку в 2012 году было 7 командиро­вок. Т.е. стараемся и себя показать, и быть в курсе последних событий международного страхового рынка.

Что бы Вы пожелали в заключение читателям нашего журнала?

Главное в страховании – не где страховаться, а знать какая страховая компания гарантированно выплатит страховое возмещение в результате наступления страхового случая. За­страховать может любая страховая компания, выплатить – не каждая. Стратегия нашей компании предполагает индивиду­альный взвешенный подход к каждому страхователю с тем, чтобы сохранить с ним надежные партнерские отношения на долгие годы.

121069, Россия,

г. Москва, Новый Арбат, д.14, стр.1

Тел.: +7(495) 663-38-88

www.giva.ru

E-mail: team@giva.ru