Гражданская Авиация

М. Ерусалимский, генеральный директор ФГУП "Авиапромсервис", А. Книвель, советник Президента ЗАО "ГСС"

Третий - совсем не лишний!

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2012 года № 1054 "О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" Министерство промышленности и торговли Российской Федерации определено уполномоченным органом в области оборонной промышленности в случаях, предусмотренных Воздушным Кодексом РФ. 


В области контроля за летной годностью гражданских воздушных судов Постановлением Правительства РФ № 1054 появился третий (недостающий и совсем не лишний) орган, участие которого позволяет придать устойчивость всей системе управления безопасностью полетов гражданской авиации.

Как известно, серьезнейшей проблемой безопасности полетов гражданской и других видов авиации являются недостатки организационного характера. Множество примеров авиационных происшествий свидетельствует о том, что такие недостатки, как причинные факторы происшествий, проявляются и при организации летной работы, и при технической эксплуатации воздушных судов.

Важнейшая роль в предотвращении происшествий по фактору недостатков нормативно-правового обеспечения принадлежит государству. В Воздушном Кодексе РФ введены понятия уполномоченных органов (статья 6), несущих ответственность за определенные области государственного регулирования:

1. уполномоченный орган, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов;

2. уполномоченный орган в области гражданской авиации (осуществляет государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации);

3. уполномоченный орган в области обороны (осуществляет государственное регулирование деятельности в области государственной авиации);

4. уполномоченный орган в области оборонной промышленности.

При создании Воздушного Кодекса РФ предполагалось, что при всех возникающих изменениях в структуре государственных органов исполнительской власти каждый раз будет происходить уточнение и, соответственно, назначение соответствующего уполномоченного органа.

Если по первым трем уполномоченным органам вопрос всегда был определен (1-й уполномоченный орган – МАК, 2-й – Минтранс России, Федеральное агентство воздушного транспорта, 3-й – Министерство обороны), то уполномоченный орган в области оборонной промышленности был на длительное время утерян. Это привело к тому, что практически во многом бесхозной оказалась экспериментальная авиация, ситуация с безопасностью полетов в которой оставляет желать много лучшего. Юридически неподкрепленной оказалась и статья 37 ВК РФ, требующая участия уполномоченного органа в области оборонной промышленности при осуществлении государственного контроля за летной годностью гражданских воздушных судов. Это также является одной из причин катастрофической (в прямом смысле слова) ситуации, сложившейся в гражданской авиации России в 2010-2011 годах.

Поэтому авиационной общественностью с глубоким удовлетворением воспринято принятое постановление Правительства, дающее правовую основу для предотвращения большого числа авиационных происшествий, связанных с организационными недостатками межведомственного взаимодействия.

Теперь Минпромторг России имеет юридический статус федерального органа исполнительной власти, который должен осуществлять государственное регулирование деятельностью экспериментальной авиации, а также, в соответствии со статьей 37 ВК РФ, совместно с другими исполнительными органами государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных судов.

Осталось рационально распределить обязанности и ответственность между всеми уполномоченными органами с тем, чтобы эффективно реализовывать эти функции в интересах достижения общей государственной цели – повышения безопасности полетов.

И, прежде всего, это относится к вступающему с 14 ноября 2013 года требованию ИКАО об одобрении государством Системы управления безопасности полетов (СУБП) организаций, ответственных за типовую конструкцию и/или производство воздушных судов. До вступления указанного выше требования ИКАО осталось меньше года, а вопрос так и не решен на правительственном уровне.

Отсутствие одобренной государством СУБП у организации, ответственной за типовую конструкцию и/или производство воздушных судов, позволит ИКАО рекомендовать государству регистрации отказаться от включения воздушных судов данной организации в государственный реестр, а государству эксплуатанта приостановить эксплуатацию данных ВС в этом государстве. Это, безусловно, нанесет коммерческий урон российским разработчикам и производителям гражданских воздушных судов и практически может уничтожить все гражданское авиастроение России.

Постановление Правительства РФ № 1054 "О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" от 16 октября 2012 г., наделяя Минпромторг России функциями уполномоченного органа Российской Федерации в области оборонной промышленности, открывает путь к решению и этого вопроса.

Теперь Минпромторг России, как госорган, отвечающий за развитие авиационной промышленности страны и осуществляющий финансирование предприятий авиапромышленности через федеральные целевые программы, может также контролировать целевое использование выделяемых на обеспечение безопасности полетов средств через государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных судов.

Это является важным аргументом в пользу определения именно Минпромторга России органом, осуществляющим государственное одобрение СУБП разработчиков и изготовителей воздушных судов. Этого требует ИКАО, относя СУБП к бизнес-функциям, и рекомендуя назначать ответственных за создание, внедрение и функционирование СУБП практически первых лиц организаций, управляющих как персоналом, так и финансовыми ресурсами.

Важно также создать в составе Правительства РФ Государственную комиссию по безопасности полетов, которая бы координировала деятельность Минпромторга России, Минтранса России, МАК и Минобороны России в области безопасности полетов без изменения делегированных каждой структуре функций.

В последнее время часто приходится слышать, что безопасность слишком дорого стоит. Ответим на это цитатой из документа ИКАО Doc. 9422-AN/923 "Руководство по предотвращению авиационных происшествий": "Если, по Вашему мнению, обеспечение безопасности слишком дорого стоит, значит, Вы не знаете, что такое авиационное происшествие".

Первоисточник: журнал "АвиаСоюз" №5-6 за 2012 год