Гражданская Авиация

Мировая авиация взывает о помощи

Глава Международной федерации работников транспорта (ITF) Стивен Коттон и генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Александр де Жуньяк прямо призвали правительства всех стран немедленно оказать финансовую поддержку национальным авиакомпаниям и связанными с ним структурам для того, чтобы сохранить 25 млн рабочих мест.

Точную сумму требуемой помощи отраслевые лоббисты не называют, но понятно, что речь идет о многих десятках миллиардов долларов. Если верить новому прогнозу IATA, то по итогам нынешнего года пассажиропоток на воздушном транспорте сократится почти на половину, в результате чего все авиакомпании мира в сумме потеряют 314 млрд долларов.

Уже сейчас из-за обвального падения пассажиропотока многие авиакомпании перестали генерировать выручку и вот-вот столкнутся с невозможностью платить по своим счетам, в том числе, выплачивать зарплату, — говорит Коттон, — именно поэтому так важно, чтобы правительства предприняли смелые и решительные действия.

Известно, что из-за пандемии коронавируса авиаперевозчики всего мира уже вывели из эксплуатации почти две трети всего парка реактивных самолетов. То есть, порядка 14,5 тысяч воздушных судов. Если учесть, что каждый такой лайнер обслуживает как минимум пять различных экипажей, то получается, что временно безработными оказались свыше 70 тысяч пилотов и порядка 150 тысяч стюардов и стюардесс. Не секрет, что среднемесячная зарплата командира среднемагистрального воздушного судна составляет порядка 12-15 тысяч долларов, второго пилота — около 7 тысяч долларов, а стюардессы — не менее 3-3,5 тысяч долларов. Что же касается широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, то их пилоты и стюардессы зарабатывают примерно в полтора раза больше.

Таким образом, только на зарплаты экипажам простаивающих самолетов нужно каждый месяц тратить не менее 1,5 млрд долларов. Но у самих авиакомпаний таких средств сейчас нет, поэтому они отправляют своих сотрудников в отпуска, причем, часто без сохранения содержания, либо же просто увольняют персонал. Именно так поступило руководство крупнейшего лоукостера Европы — ирландской Ryanair. А вот, скажем, топ-менеджмент Air Malta предложил своим пилотам и стюардессам платить всего по 1200 евро за каждый месяц простоя. При этом руководство мальтийской авиакомпании пообещало вернуть прежние ставки оплаты труда сразу же после завершения кризиса. Большинство экспертов склонны полагать, что постепенное восстановление международного авиасообщения начнется с сентября. Правда, структура спроса, и, соответственно, самих перелетов к этому времени кардинально изменится. Так, почти наверняка сократится количество трансконтинентальных рейсов, выполняемых на большие расстояния. А значит, с рынка уйдут четырехдвигательные широкофюзеляжные лайнеры большой вместимости — Airbus A-340, A-380 и Boeing 747. Независимый авиационный консультант Эндрю Чарлтон в интервью Daily Mail так прямо и сказал: Вы больше не увидите на рейсах Boeing 747, а Airbus A-380 останутся считанные единицы — их смогут обслуживать лишь самые финансово благополучные авиакомпании". Уже сейчас из 239 таких лайнеров европейского концерна в эксплуатации остались лишь четыре машины, что составляет менее 2% парка этих воздушных судов. Эти самолеты все еще продолжают летать на рейсах China Southern Airlines, Qatar Airways и Lufthansa.

Алексей Хазбиев

Источник: "Эксперт Online"