Гражданская Авиация

Итоги шестого Европейского Конгресса по транспортной авиации

26-27 августа в Москве-Жуковском в рамках деловой программы МАКС-2013 состоялся очередной Шестой Европейский Конгресс по транспортной авиации из серии этих европейских форумов. Конгресс был организован Германо-Российским Экономическим Альянсом совместно с ОАО «Авиасалон», при поддержке ФГУП ЦАГИ и РСПП Волгоградской области.

Конгресс привлек внимание российских политических и исполнительных структур государственной власти.

В качестве докладчиков на Конгрессе выступили руководящие представители европейских международных организаций, таких как Евросоюза ЕС, Европейского Оборонительного Агентства EDA, Европейского Транспортного командования ЕАТС, NSPA НАТО, национальные политики и эксперты Министерств обороны, Германского Бундестага, Всегерманского Союза авиакосмической промышленности БДЛИ, Свободной земли Саксония, топ-менеджеры ведущих мировых авиатранспортных компаний и производителей авиационной техники и оборудования, как Боинг Инк., ОАК, ГП Антонов, Ильюшин, ГрК Волга-Днепр, Хонивел и др., руководители эффективных международных аэропортов, авторитетные международные эксперты из России, Украины, Германии, США, Голландии, Франции, Бельгии, Италии, Великобритании.

В Конгрессе приняли участие 125 человек из США и Европы, включая Россию и Украину.

Одними из главных тем Конгресса стали тенденции развития флота грузовой авиации в Европе и в мире, а также грузоперевозок в период стагнации мировой экономики, развитие международного законодательства в этой сфере, формирование нового международного транспортного хаба в Лейпциге и первого российского грузового хаба Волга-Днепр в Европе. Особое место заняло обсуждение перспектив модернизации имеющегося парка самолетов Ан-124-100 международного проекта производства современного большегрузного самолета этого класса на базе многосторонней кооперации и с использованием международного опыта.

Сегодня ясно, что ожидаемых положительных изменений на мировом рынка фрахта в 2012 г. не произошло, имело место падение грузоперевозок на 1,5%, и что грузовой рынок, по словам Генерального директора и СЕО ИАТА Тони Тайлера, «находится во взвешенном состоянии сдержанного оживления». Отмечалось, что в это сложное время нужны стимулирующие меры для развития международных авиационных грузоперевозок, направленные на развитие конкуренции и уменьшение административных барьеров, в первую очередь в Европе, где следует избежать протекционистских мер. Особое внимание было посвящено «5-й свободе воздушного пространства», «режиму открытого неба» и пр.

Отмечалось, что в середине 2013 г. на рынке фрахта появились признаки оживления. В частности, в мае 2013 г. по сравнению с маем 2012 г. объем перевозок FTK (Freight Tonne Kilometers) вырос на 8%, а доступные провозные мощности AFTK (Available Freight Tonne Kilometers) увеличились на 2,1%.

Одновременно аналитики говорят о растущей потребности в провозных мощностях для авиационных грузовых перевозок и предсказывают отрасли более ускоренное развитие карго-трафика на период до 2031 г. на уровне 5,2% по сравнению с прогнозируемым ростом мирового ВВП до 3,2%. Большинство экспертов сходятся во мнении, что доля авиаперевозок в мировом фрахте будет активно увеличиваться, а грузовой флот будущего, независимо от перманентных «болезней» мировой экономики, будет иметь наиболее динамичное развитие.

Грузовой рынок, согласно Current Market Outlook Боинга на 2012-2031, оценивается в 250 миллиардов ам. долларов. За этот период на рынок должны поступить 940 новых фрахтеров и 1.820 конвертированных самолетов. Показательно, что 80% этого флота будут составлять тяжелые самолеты грузопоъемностью более 80 тонн (с долей рынка в 200 млрд долл) и только 20% средние на 60-80 тонн (50 млрд. долл.).

По экспертным оценкам дополнительная потребность в наиболее эффективных самолетах класса Ан-124 до 2025 г.г. должна составить не менее 40 машин, а до 2030 г. до 50-55 шт.

На Конгрессе обсуждались примеры коллективного использования имеющихся национальных грузовых флотов на примере Европейского Авиатранспортного Командования и возможности расширения сотрудничества в этой сфере.

В Конгрессе приняли участие представители европейских заказчиков российских самолетов Ан-124 и Ил-76-ТД-90, в том числе на контрактной основе. Эти самолеты включаются в логистические планы грузоперевозок европейских партнеров при наличии соответствующего летного ресурса и при условии их модернизации в соответствии с новыми требованиями ИКАО. Очевидно, что Ан-124-100 на сегодня является одним из наиболее эффективных болшегрузных транспортных самолетов в мире.

Были обсуждены возможные сценарии участия России в создании новых грузовых самолетов, включая Ил-76ТД90А, Ан-70, а также тяжелого самолета класса Ан-124. Вместе с тем ввиду отсутствия на Конгрессе ряда руководителей авиационной отрасли России, вопрос ее непосредственого участия в формировании конкурентного сегмента мирового флота остались открытими.

Особое место на Конгрессе заняли вопросы формирования в аэропорту Лейпциг-Халле грузового хаба ГрК Волга-Днепр, а также перспективы российско-украинского сотрудничества с участием ГП Антонов в сфере грузовых авиаперевозок в Саксонии.

На Конгрессе были представлены инновационные разработки создания пассажирского широкофюзеляжного лайнера на базе самолета Ан-124-100 и применения предварительно напряжённых высокопрочных прядей при строительстве аэродромов и ВПП.

В рамках Конгресса состоялись контакты и обмен мнениями руководителей авиационной отрасли России с европейскими партнерами, а также встречи ГрК Волга-Днепр и ГП Антонов с руководством Саксонии и возможными поставщиками авиационного оборудования в рамках предстоящей модернизации действующих Ан-124-100. По заявлению ГП Антонов и Волга-Днепр возможна модернизация их совместного флота Ан-124 на базе грузового хаба Волга-Днепр в аэропорту Лейпциг-Халле.

Следующий 7-й Европейский Конгресс по транспортной авиации планируется провести в рамках ИЛА-2014 в Берлине.

Оргкомитет 6-го Европейского Конгресса по транспортной авиации