Гражданская Авиация

В.М.Ламзутов, заместитель главного редактора "КР"

Стабилизатор передан на испытания в ЦАГИ

На Ульяновском самолетостроительном заводе ("Авиастар-СП") завершено изготовление кессона стабилизатора (хвостовой части) нового российского лайнера МС-21.

Стабилизатор передан в Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), где он пройдет ресурсные испытания. Стабилизатор, как и крыло самолета, на 90% создан из композитных материалов, что позволяет значительно снизить его массу, при этом сохранив прочностные и эксплуатационные характеристики.

В настоящее время в сборке находятся отсеки Ф3, Ф4, Ф5, подкилевой отсек и отсек ВСУ на третий самолетокомплект. Параллельно ведется производство всех 11 дверей на третий самолет. Сборка хвостового оперения начнется в августе.

Ранее сообщалось, что на испытания передано крыло лайнера.

МС-21 – новый российский среднемагистральный самолет. Он является первым после "Sukhoi Superjet 100" масштабным российским проектом в гражданской авиации РФ.

Ил-96-300 ещё полетает в России

Авиационный парк специального летного отряда «Россия», обслуживающий высшее руководство государства, пополнился новым самолетом Ил-96-300. Авиалайнер построен на Воронежском авиазаводе, который теперь называется ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». При создании воздушного судна использовали детали, узлы и оборудование исключительно российского производства. На самолете установлен бортовой комплекс радиоэлектронного противодействия «Президент-С», разработанный концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Комплекс предназначен для отражения атак зенитных ракет. Монтируется он не только на лайнеры отряда «Россия», но и на военно-транспортные самолеты Ил-76, а также на ударные вертолеты. Ил-96-300 - прекрасный широкофюзеляжный самолет, который уже пятнадцать лет должен был бы блистать на дальнемагистральных пассажирских трассах. Комфортный и надежный, как и все пассажирские машины ОКБ им. С.В.Ильюшина. В начале 90-х годов мне доводилось на нём летать на Камчатку по личному разрешению генерального конструктора Генриха Новожилова. Тогда испытатели фирмы проверяли расходы топлива при эксплуатации самолёта на авиалинии Москва - Петропавловск-Камчатский.

Производство самолета, за создание которого коллектив конструкторов ОКБ им.С.В. Ильюшина получил Государственную премию, началось в 1992 году. Сейчас, по прошествии 24 лет, выпущено всего 28 машин. И это при том, что по комфортности полетов, при абсолютно нулевой аварийности, при экономичности эксплуатации, при большой вместимости салона и межконтинентальной данности о нем прекрасно отзываются летные экипажи и немногочисленные пассажиры, которым посчастливилось полетать на замечательном самолёте. В 2014 году «Аэрофлот» списал свои шесть последних отечественных широкофюзеляжных лайнеров. Сработал принцип, который можно назвать «неформат». Все аэродромные технологии «заточены» под «американцев» и «европейцев». И обслуживание «инородных» Илов - дело хлопотное и недешевое. Обучение, тестирование, переподготовка малочисленного летного состава - дело «кустарное», на поток не поставишь, а потому и затратное. Посему растет стоимость самолетов, обслуги и экипажей. Пока самолеты в России закупает лишь президентский летный отряд. Также проявляет к ним интерес Куба, где уже есть три самолета для обслуживания VIP-персон. Но, похоже, если Ил-96−300 еще и будет строиться, то совсем в незначительных количествах. Однако два года назад у этого подло замордованного, красивого проекта появилась перспектива реванша. Путь, как говорится, не в мировом масштабе, но хотя бы на Родине. И шанс самолету дает Министерство обороны России. После Ил-96−300 ОКБ им.С.В. Ильюшина выпустило самолет Ил-96−400 - новую модификацию пассажирского лайнера, вмещающего уже не 300, а 435 пассажиров. В ограниченном количестве его намерена приобрести Куба. На базе «четырехсотого» был создан транспортный Ил-96−400Т. Он имеет двойное назначение и может эксплуатироваться как в гражданской авиации, так и в военной. Но более всего Министерство обороны заинтересовалось модификацией Ил-96−400ТЗ. Это топливозаправщик, который за 10 лет должен заменить Ил-78М. По своим параметрам он значительно превосходит эксплуатирующиеся в ВВС с конца 70-х годов устаревшие ильюшинские топливозаправщики. Главные преимущества - грузоподъемность и дальность. Ил-96−400ТЗ способен доставлять 65 тонн топлива на расстояние в 3500 км. В то время как модернизированная модификация Ил-78М-90 переносит до 40 тонн авиационного керосина на расстояние в 3000 км. Разница ощутимая. При этом, разумеется, новый самолет оснащен более совершенной авионикой, которая существенно облегчает работу экипажа. В настоящий момент Министерство обороны планирует закупить 30 топливозаправщиков. Есть немалая вероятность, что новой машиной заинтересуются и в других армиях. Например, в индийской. Значительный экспортный потенциал имеется и у чистого транспортника Ил-96−400Т. Кстати, Ил-96−400ТЗ легко трансформируется в обычный транспортный самолет с грузоподъемностью в 92 тонны. В Минобороны также есть планы приобретения до 2024 года еще и 14 пассажирских Ил-96−300. Предстоящая закупка значительного количества Ил-96−300 и Ил-96−400Т сыграет и благотворную социальную роль. Поскольку мощности Воронежского авиазавода практически полностью заняты обслуживанием других заказов, то на предприятии уже начинают принимать новых специалистов - появляются дополнительные рабочие места. Причем создание каждого рабочего места на авиационном заводе влечет за собой трудоустройство как минимум еще 12 человек на других производствах, которые заняты поставками комплектующих изделий и исходных ресурсов, а также работают в сфере услуг.

Фото: «Авиастар-СП» и Марины Лысцевой/ ТАСС

По материалам информационных агентств